ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1320/12 от 01.03.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс (8452) 23-93-11, http://12aas.arbitr.ru, e-mail: info@12aas.arbitr.ru

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А06-5046/2011

«11» марта 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «01» марта 2012 года

Полный текст постановления изготовлен «11» марта 2012 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Бумажник» (г. Астрахань)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2011 года по делу № А06-5046/2011 (судья Бочарникова Г.Н.)

по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Бумажник» (г. Астрахань)

к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани (г. Астрахань),

третье лицо: Управление по строительству, архитектуре, градостроительству администрации г. Астрахани (г. Астрахань)

о признании незаконным и отмене решения Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, выразившегося в письме № 30-02-02-2897/2011 от 07.06.2011,

УСТАНОВИЛ:

садоводческое некоммерческое товарищество «Бумажник» (далее – СНТ «Бумажник», товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани (далее – Управление) о признании незаконным и подлежащим отмене решения Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани, выразившегося в письме № 30-02-02-2897/2011 от 07.06.2011, об отказе в предоставлении членами СНТ «Бумажник» в собственность земельных участков в СНТ «Бумажник» в Трусовском районе для садоводства.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2011 года в удовлетворении заявления СНТ «Бумажник»отказано.

СНТ «Бумажник»,не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления товарищества. В апелляционной жалобе СНТ «Бумажник», ссылаясь на отсутствие доказательств того, что товарищество находится в зоне, на которую накладываются ограничения по условиям санитарно-защитной зоны от очистных сооружений и шумовой зоны аэропорта Министерства обороны РФ «Приволжский», доказательств, подтверждающих наличие обременений на испрашиваемых земельных участках, настаивает на безосновательности и незаконности отказа Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, выразившегося в письме № 30-02-02-2897/2011 от 07.06.2011, и считает, что выводы суда первой инстанции о том, что данное письмо нельзя рассматривать как решение об отказе, несостоятельны, поскольку в нём содержится прямое указание на такой отказ. Кроме того, товарищество в апелляционной жалобе обращает внимание на то, что СНТ «Бумажник» в суде первой инстанции уточнило свои требования и просило также признать незаконными действия Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани, однако несмотря на это, суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте не рассмотрел данное требование.

Управлением земельными ресурсами администрации г.Астрахани в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представители СНТ «Бумажник», Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений № 80449 5, № 80450 1,№ 80488 8, № 80451 8, № 80453 2, № 80452 5 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.

Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 08.02.2012. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки, однако предоставленными правами не воспользовалась.

От СНТ «Бумажник» в материалы дела поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Судом заявленное ходатайство удовлетворено.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 16.05.2011 СНТ «Бумажник» обратилось в администрацию города Астрахани, Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением по вопросу передачи в собственность земельных участков членам товарищества.

07.06.2011 Управление земельными ресурсами в письме № 30-02-02-2897/11 указало, что администрация города не может принять положительного решения о предоставлении в собственность земельных участков в СНТ «Бумажник», в обоснование которого указано, что по заключению комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Астрахани и в соответствии с градостроительными регламентами, установленными решением городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 28.08.2008 № 107, СНТ «Бумажник» расположено в зоне Ж-1, на которую накладываются ограничения по условиям санитарно-защитной зоны от зоны очистных сооружений и шумовой зоны аэропорта Министерства обороны РФ «Приволжский».

Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельных участков СНТ «Бумажник», выраженный в письме Управления земельными ресурсами № 30-02-02-2897/11 от 07.06.2011, является незаконным, нарушает права и законные интересы членов СНТ «Бумажник», товарищество обратилось с вышеназванным заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления товарищества, суд первой инстанции установил, что у СНТ «Бумажник» отсутствуют правовые основания на использование испрашиваемого участка, и исходил из положений Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которым предоставление в указанном случае земельных участков в собственность органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления таких земельных участков, возможно только в отношении физического лица - гражданина, члена садоводческого некоммерческого товарищества

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. (пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное наличие двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Статьей 7 Федерального закона № 66-ФЗ предусмотрено, что садоводческое некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе обращаться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого некоммерческого объединения.

Таким образом, названным Законом прямо закреплено право садоводческого некоммерческого объединения обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа государственной власти, нарушающего его права и законные интересы.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ним. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Астрахани от 21.05.1999 № 1422 «Об оформлении документов землепользования о/т «Бумажник» на спорный земельный участок, расположенный в районе пос. Молодежный в Трусовском районе для садоводства и огородничества» в аренду предоставлены следующие земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами из вышеуказанного квартала: 30:12:04 2007:17, 30:12:04 2007:16, 30:12:04 2007:11, 30:12:04 2007:09, 30:12:04 2007:22, 30:12:04 2007:02, 30:12:04 2007:03, 30:12:04 2007:14, 30:12:04 2007:10, 30:12:04 2007:20.

На основании данного постановления 31.08.1999 администрацией г. Астрахани с СНТ «Бумажник» заключены договоры о предоставлении перечисленных земельных участков в пользование на условиях аренды № 12480, № 12477, № 12471, № 12476, № 12475 сроком на 3 года (т.1, л.д. 113-132).

В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации.

Доказательств государственной регистрации вышеназванных договоров аренды СНТ «Бумажник» в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств наличия у товарищества иного зарегистрированного права пользования спорными земельными участками.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для использования СНТ «Бумажник» земельных участков и законности распределения земельных участков гражданам - членам СНТ «Бумажник».

Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ).

На основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137 «О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона № 66-ФЗ.

В силу статьи 28 Федерального закона № 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, исходя из смысла вышеуказанных норм, предоставление земельных участков в собственность органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления таких земельных участков, возможно только в отношении физического лица - гражданина, члена садоводческого некоммерческого товарищества. Нормы земельного законодательства и Федерального закона № 66-ФЗ исключают возможность обращения садоводческого некоммерческого объединения в целях получения в собственность такого объединения земельного участка.

Исключением из данного правила является обращение некоммерческого объединения с заявлением о предоставлении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования (пункт 5 статьи 28 Федерального закона № 66-ФЗ).

Между тем, из существа искового заявления, иных материалов дела не усматривается, что СНТ «Бумажник» обращалось с таким заявлением в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани, доказательства нахождения у СНТ «Бумажник» земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют.

Данные обстоятельства СНТ «Бумажник» не опровергнуты.

При таких обстоятельствах в ходе судебного разбирательства суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что решение Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани, выразившееся в письме № 30-02-02-2897/2011 от 07.06.2011, об отказе в предоставлении членами СНТ «Бумажник» в собственность земельных участков в СНТ «Бумажник» в Трусовском районе для садоводства не противоречит закону.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта нахождения товарищества в зоне, на которую накладываются ограничения по условиям санитарно-защитной зоны от очистных сооружений и шумовой зоны аэропорта Министерства обороны РФ «Приволжский», не являются в силу вышеизложенного основанием для признания оспариваемого отказа недействительным.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права не рассмотрел уточненное требование заявителя о признании незаконными действий Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани, не является основанием для отмены судебного акта, а равно основанием для перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в силу следующего.

В материалах дела имеется заявление СНТ «Бумажник» об изменении требований по настоящему делу, согласно которому товарищество просило признать незаконными действия и письмо Управления земельными ресурсами Администрации г. Астрахани № 30-02-02-2897/11 от 07.06.2011, выразившиеся в необоснованном отказе передать членам СНТ «Бумажник» в собственность земельных участков в СНТ «Бумажник» в Трусовском районе для садоводства (т. 1, л.д. 103).

Фактически из заявления СНТ «Бумажник» об изменении требований следует, что товариществом оспаривается отказ Управления земельными ресурсами Администрации г. Астрахани в принятии решения о предоставлении членам СНТ «Бумажник» в собственность земельные участки в СНТ «Бумажник» в Трусовском районе для садоводства, который выражен в письме № 30-02-02-2897/11 от 07.06.2011. Других требований не заявлено. Дополнение фразой «признать незаконными действия» не конкретизирует, какие именно действия Управления земельными ресурсами Администрации г. Астрахани СНТ «Бумажник» просило суд признать недействительными. Сама по себе фраза, содержащаяся в заявлении СНТ «Бумажник» об изменении требований «признать незаконными действия» без указания на таковые, не является основанием считать, что СНТ «Бумажник» изменило в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмет иска. Напротив, из буквального толкования заявления СНТ «Бумажник» об изменении требований однозначно следует, что незаконные действия также выражены в отказе передать членам СНТ «Бумажник» в собственность земельных участков в СНТ «Бумажник» в Трусовском районе для садоводства, который содержится в письме № 30-02-02-2897/11 от 07.06.2011.

В связи с этим, судом первой инстанции правомерно рассмотрено требование о признании незаконным и отмене решения Управления земельными ресурсами Администрации г. Астрахани об отказе передать членам СНТ «Бумажник» в собственность земельных участков в СНТ «Бумажник» в Трусовском районе для садоводства, выраженного в письме № 30-02-02-2897/11 от 07.06.2011, поскольку заявление СНТ «Бумажник» об изменении требований не отвечает смыслу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и требованиям процессуального закона.

Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

Апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Бумажник» следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2011 года по делу № А06-5046/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Бумажник» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья Т.С. Борисова

Судьи М.А. Акимова

Л.Б. Александрова