ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1320/2022 от 06.04.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-28660/2021

08 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  08 апреля 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Усачева Игоря Владимировича (ОГРНИП 307345921800052, ИНН 344204873830)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2021 года по делу  № А12-28660/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя Усачева Игоря Владимировича (ОГРНИП 307345921800052, ИНН 344204873830)

к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400107, Волгоградская область, г. Волгоград, проспект им. Маршала Советского союза Г.К. Жукова, д. 90, пом. 3-16, ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Обмачевский Александр Николаевич (ОГРНИП 304345622600035, ИНН 340400142853)

об оспаривании действий,

при участии в  судебном заседании представителя Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области -  А.В. Реклицкой по доверенности от 10.01.2022,

УСТАНОВИЛ:

        Индивидуальный предприниматель Усачев Игорь Владимирович  обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными (не отвечающими требованиям статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона № 220-Ф3 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации):

-конкурсной документации № 32 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области, утвержденная Приказом о проведении конкурса от 18.06.2021 № 122-п, в части включения в лота № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ)»;

- результатов открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части, включающей проведение конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ; результатов открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части проведения конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)», оформленные протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 20.08.2021, по итогам рассмотрения которого ИП Обмачевский А.Н. признан единственным участником конкурса в отношении лота №11, конкурс в отношении лота № 11 признан несостоявшимся; применение последствий недействительности ничтожной сделки;

- отказа комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее -комитет, облкомдортранс, ответчик),в выдаче истцу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661Т (661, 661.2Т) «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» и новых карт маршрута, оформленный письмами № 25-02-01-02/7982 от 06.09.2021., № 25-02-01-02/8199 от 10.09.2021., № 25-02-01-02/8626 от 23.09.2021;

-обязании  выдать свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661.2Т (661Т) «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» и новые карты маршрута.

            Решением Арбитражного суда Волгоградской  области от 16 декабря  2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

            Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился в суд с заявленными требованиями.

           Апелляционная  жалоба мотивирована тем, что на момент подачи заявления в суд  маршрут 661.2Т включен в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым  тарифам Волгоградской области. О том, что документом планирования отменен маршрута 661.2Т, предприниматель не уведомлялся, распоряжения об отмене маршрута не издавалось. Кроме того, апеллянт полагает что проведение конкурса незаконно, поскольку  по межмуниципальному маршруту «г.Волготрад - Даниловка - г.Волгоград» регулярные перевозки осуществляются перевозчиками, отказавшимися от заключения договора простого товарищества (ИП УсачевИ.В., ИП Обмачевский А.Н., ИП Ребрина С.С.), т.е.  не более чем тремя предпринимателями, что отражено в Реестре.  Как указывает предприниматель, по Лоту № 11- маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ)», на дату проведения конкурса  перевозки осуществлялись только двумя предпринимателями: ИП Усачевым И.В. и ИП Обмачевским  А.Н., следовательно, не подлежал включению в конкурсную документацию и не мог являться предметом конкурса. По мнению апеллянта, движение по всем трем маршрутам осуществляется по одной схеме маршрута. При этом,  промежуточные пункты по пути следования не изменяют  схему движения. Изменение класса автобуса также не свидетельствует о новом маршруте.

В судебное заседание явился представитель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

          Иные  лица, участвующие в деле,  в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, что подтверждается отчетом о публикации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Представитель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области огласил позицию по делу,  против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2021 года по делу № А12-28660/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Из материалов дела следует, что  ИП Усачев  И.В. в соответствии с действующей лицензией с 14 августа 2008 года осуществляет перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту «р.п. Даниловка (АВ)- г.Волгоград (АВ)».

Предпринимателю  выдана  карта  маршрута № 661 регулярных перевозок серия 3402 № 000727 сроком действия с 21 июля 2016 по 06 октября 2021 г., а также свидетельство серия 3401 № 000071 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 661 «р.п.Даниловка- г.Волгоград (АВ).

 02.09.2021 ИП Усачев  И.В. обратился в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с заявлением о выдаче свидетельства (продлении действия сроком на 5 лет) по маршруту № 661.
 Письмом  исх. № 25-02-01-02/7982 от 06.09.2021 Комитет  отказал предпринимателю в выдаче свидетельства, указав, что маршрут № 661 «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует в реестре межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области и в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области.
  08.09.2021 предприниматель обратился в Комитет с заявлением о выдаче свидетельства (продлении действия сроком на 5 лет) по маршруту № 661.2Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)».
  Письмом исх.  № 25-02-01-02/8199 от 10.09.2021 Комитет  отказал в выдаче свидетельства, указав, что маршрут № 661.2.Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области.
  22.09.2021 предприниматель обратился к ответчику с заявлением о выдаче свидетельства продлении действия сроком на 5 лет по маршруту № 661Т «г.Волгоград (АВ)- р.п.Даниловка» (АС)».
  Письмом № 25-02-01-02/8626 от 23.09.2021 Комитет отказал в выдаче свидетельства, указав, что на право получения свидетельства по маршруту № 661.Т «г.Волгоград (АВ) - р.п.Даниловка» (АС)» в соответствии с Федеральным законом № 220- ФЗ, законом Волгоградской области от 29.12.2015. № 2ЭО-ОД «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области» проведен открытый конкурс.    
 Заявитель, ссылаясь на то, что в рассматриваемом случае заявления о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 661 (661.2Т, 661Т) были поданы предпринимателем до окончания срока действия свидетельства, карты маршрута выданы  на основании части 3 ст. 39 Закона № 220-ФЗ до издания Приказа от 01.02.2016. № 14-П, а также полагая, что при наличии двух действующих перевозчиков по спорному маршруту  переоформление свидетельств должно производиться Комитетом без проведения открытого конкурса,  обратился  в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из отсутствия оснований для  удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого по делу судебного акта в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд  исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечёт в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

         Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

   Пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок:

 - регулярные перевозки по регулируемым тарифам

-  регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

  Согласно п.17. п. 18 ч.1 ст. 3 Закона под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам  понимаются  регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок (пункт 8 статьи 14) Федерального закона №220-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ для осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена выдача  свидетельств на организацию регулярных перевозок.

Под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок  понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок только по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.    Прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.

 В соответствии с  частью 1 статьи 19 Федерального закона 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок либо без проведения открытого конкурса в специально оговоренных случаях (части 2, 3 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования названного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1)   организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений,
по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2)   размещают на своих официальных сайтах в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего
Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые
установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

Согласно ч.3 ст. 39 Закона № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Согласно ч.4 ст. 39 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт:
1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;
2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;
4) устанавливают в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, отдельный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, не оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в случае, если такие перевозки осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, а также выдают свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты установленного маршрута регулярных перевозок в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей части.
Согласно ч. 4.1 ст. 39 Закона если договор, наличие которого явилось основанием для выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю указанных в части 3 настоящей статьи карт маршрута, будет расторгнут до окончания их срока действия либо это юридическое лицо или этот индивидуальный предприниматель откажется от осуществления регулярных перевозок по соответствующему маршруту, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена выдача свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, вправе:
1) отменить соответствующий маршрут или провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
2) на период, необходимый для проведения открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, но не более чем один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, выдать иному юридическому лицу или иному индивидуальному предпринимателю без проведения такого открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карты соответствующего маршрута.
 Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса. По окончании срока действия выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута их действие продлевается на неограниченный срок.
Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
 Из материалов дела следует, что  ИП  Усачев  И.В. в соответствии с действующей лицензией с 14 августа 2008 года осуществляет перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту «р.п. Даниловка (АВ)- г.Волгоград (АВ)».

В 2015 году вступил в силу Закон N 220-ФЗ, которым установлен иной порядок оформления правоотношений по осуществлению пассажирских перевозок между перевозчиком и уполномоченным органом, а также установлены иные критерии в целях оценки и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства на осуществление пассажирских перевозок.

После опубликования 14 июля 2015 года Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее-Закон № 220-ФЗ), в порядке, установленном ст.39 Закона, предприниматель  направил в Комитет  сведения об обслуживаемом маршруте регулярных перевозок № 661.

Комитетом в порядке, установленном ст. 39 Закона № 220-ФЗ предпринимателю выдана карта маршрута № 661 регулярных перевозок серия 3402 № 000727 сроком действия  с 21.07.2016г. по 06.10.2021г., свидетельство  серия 3401 № 000071 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 661 «р.п. Даниловка (АВ)- г. Волгоград (АВ)».

Как следует из материалов дела, помимо ИП Усачева И.В., обслуживание населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении по маршруту  № 661 осуществляло еще 2 перевозчика  ИП Ребрина С.С. и  ИП Обмачевский А.Н., которыми также в 2016г. получены свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 661 «р.п. Даниловка (АВ)- г. Волгоград (АВ)».

Комитет, являясь организатором транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, включил маршрут № 661 (ИП Усачев И.В., количество транспортных средств - 2 автобуса малого класса, перевозчик - ИП Ребрина С.С., количество транспортных средств - 2 автобуса малого класса, 1 автобус большого класса, перевозчик - ИП Обмачевский А.Н., количество транспортных средств - 1 автобуса малого класса, 2 автобуса среднего класса) в реестр межмуниципальных маршрутов Волгоградской области.

Из пункта 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ следует, что законодатель не исключает возможность установления отдельного маршрута для разных лиц, при этом обязывает устанавливать "отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

От ИП Ребриной С.С. и  ИП Обмачевского А.Н. поступили обращения об оформлении свидетельств и карт маршрута на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 661 «р.п. Даниловка (АВ)- г.Волгоград (АВ)».

Перевозчиками не выполнено обязательное условие для работы по маршруту № 661 -создание простого товарищества.

В соответствии с требованиями Закона № 220-ФЗ,  п.2.20 «Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области», утв. приказом Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 01.02.2016 N 14-п, в связи с поступлением обращений об оформлении свидетельств и карт маршрута от трех перевозчиков по маршруту «р.п. Даниловка (АВ)- г.Волгоград (АВ)», в реестре маршрутов маршрут 661 был разбит на три отдельных маршрута «661Т», «661.2Т», «661.3Т».

Номер маршрута ИП Ребриной С.С. в реестре маршрутов значится как «661.1Т».

Номер маршрута ИП Усачева И.В. в реестре маршрутов значится как «661.2Т».

Номер маршрута ИП Обмачевского А.Н. в реестре маршрутов значится как «661.3Т».

Сохранение порядка цифр «661» в номерах маршрутов № 661.1.Т, № 661.2.Т, № 661.3.Т было использовано Комитетом с целью удобства населения для идентификации маршрутов, которые на протяжении нескольких лет до внесения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок были под № 661. К цифрам, которые обозначали номера указанных маршрутов, была добавлена буква «Т», так как маршруты относились к маршрутам, на которых осуществлялись регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Как следует из материалов дела, обслуживание маршрутов № 661Т, № 661.2.Т, № 661.3.Т было предусмотрено разным классом и количеством транспортных средств, по разным схемам движения. 
 Так, маршрут № 661Т – три транспортных средства среднего класса с остановочными пунктами р.п. Даниловска (АС)-х. Плотников-2 - с-ца Сергиевская- х.Сенной - х.Большой - г.Михайловка (АВ) - х.Ветютнев - п.г.т. Иловля (АС)- х.Самофаловка - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»).
 Маршрут № 661.2Т – два транспортных средства малого класса с остановочными пунктами р.п. Даниловска (АС) Березовская-Плотников-1-Сергиевская-Сенной-Большой-г. Михайловка (АВ)-пгт. Иловля (АС)-г. Волгоград (АВ).
 Маршрут № 661.3Т – одно транспортное средство малого класса, два транспортных средства большого класса с остановочными пунктами р.п. Даниловска (АС) Березовская-Плотников-1-Сергиевская-Сенной-Большой-г.Михайловка (АВ) –х.Ветютнев-Фролово-пгт. Иловля (АС)-г. Волгоград (АВ).
 Таким образом, маршруты № 661Т, № 661.2.Т № 661.3.Т являются отдельными маршрутами.

 После утверждения указанных выше отдельных маршрутов,  указанные маршруты «661Т», «661.2Т», «661.3Т» включены в реестр межмуниципальных маршрутов Волгоградской области, маршрут № 661 исключен из реестра.

27 июля 2017 года распоряжением Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области «Об утверждении нового сводного маршрутного расписания» № 421-р  ИП Усачеву И.В. утверждено маршрутное расписание движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 661.2Т «р.п.Даниловка» (АС)-г.Волгоград (АВ) с отправлениями из р.п.Даниловка (АС) в 17-00 ежедневно, г. Волгограда (АВ) в 11-50 ежедневно.

02.09.2021, до окончания срока действия свидетельства,  ИП Усачев  И.В. обратился в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с заявлением о выдаче свидетельства (продлении действия сроком на 5 лет) по маршруту № 661.
 Письмом  исх. № 25-02-01-02/7982 от 06.09.2021 Комитет  отказал предпринимателю в выдаче свидетельства, указав, что маршрут № 661 «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует в реестре межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области и в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, Законом Волгоградской области от 29.12.2015 № 230-ОД «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области», приказом Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 01.02.2016 № 14-п «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области», Облкомдортранс распоряжением от 17.08.2016 № 406-р установил отдельные маршруты в отношении регулярных перевозок,  в том числе: № 661.1.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Ребрина С.С.; № 661.2.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Усачев И.В.; № 661.3.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Обмачевский А.Н., поскольку перевозчиками не выполнено обязательное условие для работы по маршруту № 661 - создание простого товарищества.

Таким образом, маршрут № 661 не существует и исключен из реестра, поскольку после утверждения указанных выше отдельных маршрутов № «661Т», № «661.2Т», № «661.3Т», данные маршруты были включены в реестр, а маршрут № 661 был исключен из реестра.

27 июля 2017 года распоряжением Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области № 421-р  ИП Усачеву И.В. утверждено маршрутное расписание движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 661.2Т «р.п.Даниловка» (АС)-г.Волгоград (АВ), по которому предприниматель осуществлял перевозки.

Таким образом, предприниматель  использовал маршрут № 661.2Т  и знал о том, что маршрут № 661 не существует, поскольку  разделен на три маршрута № «661Т», № «661.2Т», № «661.3Т», поскольку перевозчиками не выполнено обязательное условие для работы по маршруту № 661 - создание простого товарищества.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Комитета  в выдаче истцу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661 «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» и новых карт маршрута, оформленный письмом от 06.09.2021, поскольку маршрут № 661 «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует в реестре межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области и в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области.

Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

В соответствии со статьей 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об    общих    принципах    организации    законодательных    (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 19 Закона Волгоградской области от 09.12.2014 № 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области» постановлением Губернатора Волгоградской области от 30.07.2015 № 687 «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской области» утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской области (далее именуется - Порядок).

Согласно пункту 1.2 Порядка оценка регулирующего воздействия проектов правовых актов (далее - оценка регулирующего воздействия) осуществляется, в том числе и в целях обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым вариантом правового регулирования.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка оценка регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:

а)    проведение публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции)
предлагаемого варианта правового регулирования соответствующей сферы
общественных отношений (далее именуется - концепция проекта правового акта);

б)   подготовка проекта правового акта и формирование сводного отчета
о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта правового акта
(далее именуется - сводный отчет);

в) проведение публичных консультаций по обсуждению проекта правового акта
и сводного отчета;

г) подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия (далее именуется
- заключение об ОРВ).

В публичных консультациях по обсуждению концепции проекта правового акта и публичных консультациях по обсуждению проекта правового акта и сводного отчета принимают участие уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области, общественные организации, осуществляющие защиту прав и интересов предпринимателей, иные заинтересованные лица и организации (далее именуются - участники публичных консультаций) (пункт 1.6 Порядка).

В соответствии с требованиями Порядка Ответчиком на официальном сайте Облкомдортранса (http://uad.volgograd.ru) 20.12.2016 были размещены: извещение о проведении публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области – «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области», подлежащего оценке регулирующего воздействия, и сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Волгоградской области, подлежащего указанной оценке, Перечень вопросов для участников публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области, проект нормативного правового акта Волгоградской области – «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» (далее - проект) и другие документы.

В проекте маршрут № 661.2.Т отсутствовал.

ИП Усачевым И.В. предложения и замечания по проекту правового акта в адрес разработчика документа планирования не направлялись.

Впоследствии,   документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области был утвержден постановлением Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области».

С целью внесения изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п Облкомдортрансом в соответствии с требованиями Порядка на официальном сайте Облкомдортранса (http://uad.volgograd.ru) 10.10.2017 были размещены: извещение о проведении публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области - постановления Администрации Волгоградской области «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области», подлежащего оценке регулирующего воздействия, и сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Волгоградской области, подлежащего указанной оценке, Перечень вопросов для участников публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области проект нормативного правового акта Волгоградской области – «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» и другие документы.

Таким образом, указанная информация размещена в свободном доступе.

Документом планирования регулярных перевозок Волгоградской области предусмотрен Перечень межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (приложение № 2 документа планирования).

В указанном Перечне отсутствует информация о маршруте № 661.2.Т.

Обязательному уведомлению об отмене маршрута регулярных перевозок не позднее, чем за 180 дней до дня вступления решения в силу подлежат перевозчики, обслуживающие маршруты, включенные в приложение № 3 к документу планирования.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 08.10.2018 № 455-п «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» внесены изменения в постановление № 340-п.

По данному проекту (о внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области»), ИП Усачевым И.В. предложения и замечания в адрес разработчика документа планирования также  не были направлены.

  Таким образом, в документе планирования маршрут № 661.2Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует.
  08.09.2021 предприниматель обратился в Комитет с заявлением о выдаче свидетельства (продлении действия сроком на 5 лет) по маршруту № 661.2Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)».
  Письмом исх.  № 25-02-01-02/8199 от 10.09.2021 Комитет  отказал в выдаче свидетельства, указав, что маршрут № 661.2.Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области.
 Таким образом, в связи с отсутствием в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области, утвержденным постановлением  №  340-п, маршрута № 661.2.Т  у  Комитета  отсутствовали основания для выдачи предпринимателю свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на маршрут №  661.2.Т.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ   межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 данного закона порядок изменения межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 1 1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального Закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Таким образом, изменением маршрута регулярных перевозок является изменение сведений предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ. Внесение же в реестр сведений предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 данного закона является установлением нового маршрута.

В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения: порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

В Перечень межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене, утвержденный постановлением Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» были включены маршруты подлежащие отмене в период срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества.

Переоформление свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, которые не были включены в Перечень межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок пассажиров по нерегулируемым тарифам в Волгоградской области, утвержденный указанным выше постановлением по окончании срока действия на который они выдавались, не предусмотрено, так как на этих маршрутах наблюдается неэффективное использование дорожной сети, концентрация большого количества транспортных средств на одних направлениях из-за значительного дублирования маршрутной сети, снижение безопасности перевозок, перенасыщение парка подвижного состава пассажирского транспорта транспортными средствами особо малого и малого классов.

С целью недопущения прекращения перевозок по данным направлениям Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» были предусмотрены маршруты, разработанные с учетом комплексного развития системы пассажирских перевозок Волгоградской агломерации и комплексного развития системы пассажирских перевозок за пределами Волгоградской агломерации, в том числе, маршрут № 661 Т.

  Документом планирования предусмотрен межмуниципальный автобусный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Волгоградской области № 661Т «р.п. Даниловка (АС) - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»)» с количеством транспортных единиц среднего класса - 3.
  В реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области внесен межмуниципальный маршрут № 661Т «р.п. Даниловка (АС) - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»)».

Создание нового маршрута № 661Т позволило исключить дублирование движения по ряду промежуточных остановочных пунктов, которые были предусмотрены маршрутами № 661.1.Т, № 661.2.Т, № 661.3.Т, сформировать оптимальную схему движения с учетом сформировавшихся пассажиропотоков населенных пунктов, использовать автобусы повышенной вместимости для обеспечения качественного транспортного обслуживания жителей населенных пунктов, через которые осуществляется движение автобусов.

  Комитетом в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ, Законом № 230-ОД, проведен открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров (в том числе по маршруту № 661Т) и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области с целью выбора перевозчиков, предложивших лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров.

По результатам проведения открытого конкурса № 32 победителем в отношении лота № 11 (маршрут № 661Т) признан индивидуальный предприниматель Обмачевский А.Н.

По результатам рассмотрения конкурсной заявки № 32-15/2021 от 22.07.2021 (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 06.08.2021)  ИП Усачев И.В.  не допущен к участию в конкурсе в соответствии с абзацем 3 пункта 4.3. конкурсной документации, а именно: класс транспортных средств, указанных в форме сводной информации (малый), прилагаемой к заявке на участие в конкурсе, не соответствует классу транспортных средств, указанных в лоте № 11 (средний) конкурсной документации.

Уведомление о принятом решении направлено в адрес ИП Усачева И.В. письмом от 10.08.2021 № 25-02-01-02/7108.

Результаты проведения открытого конкурса размещены на официальном сайте Облкомдортранса http ://uad. volgograd.ru.

22.09.2021 предприниматель обратился к Комитету с заявлением о выдаче свидетельства продлении действия сроком на 5 лет по маршруту № 661Т «г.Волгоград (АВ)- р.п.Даниловка» (АС)».
  Письмом № 25-02-01-02/8626 от 23.09.2021 Комитет отказал в выдаче свидетельства, указав, что на право получения свидетельства по маршруту № 661.Т «г.Волгоград (АВ) - р.п.Даниловка» (АС)» в соответствии с Федеральным законом № 220- ФЗ, законом Волгоградской области от 29.12.2015. № 2ЭО-ОД «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области» облкомдортрансом проведен открытый конкурс, по результатам которого победителем признан ИП Обмачевский А.П.    
  Таким образом, в связи с проведением открытого конкурса на право получения свидетельства по маршруту № 661Т, заявка на участие  в котором подана ИП Усачевым И.В., у  Комитета  отсутствовали основания для выдачи предпринимателю свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на маршрут №  661Т.
ИП Усачев И.В. ссылается на то, что под лотом № 11 в конкурсе № 32 был выставлен маршрут № 661Т, который обслуживается им и индивидуальным предпринимателем Обмачевским С.А., а номер маршрута в реестре отличается от выставленного на конкурс  только подномером, указывающим номер перевозчика, аббревиатура Т означает на перевозку по нерегулируемым тарифам.
Как следует из материалов дела, ИП Усачевым И.В. обслуживался  маршрут № 661.2Т подвижным составом в количестве 2 транспортных средств малого класса, временем начала работы маршрута 11ч 50 мин и временем окончания работы маршрута 22 ч 10 мин, остановочными пунктами: «р.п. Даниловка (АС)», «Береславская», «Плотников -1», «Сергиевская», «Сенной», «Большой», «г. Михайловка (АВ)», «п.г.т. Иловля (АС)», «г. Волгоград (АВ)»,  тогда как  маршрут № 661Т, который предусмотрен документом планирования  и выставлен на конкурс должен обслуживаться 3 транспортными средствами среднего класса со временем начала работы маршрута 06 ч 20 мин и временем окончания работы маршрута 20 ч 52 мин. и остановочными пунктами: «р.п. Даниловка (АС)», «Плотников – 2», «Сергиевская», «Сенной», «Большой», «г. Михайловка (АВ)», «Ветютнев», «п.г.т. Иловля (АС)», «Самофаловка», «ул. Землячки», «г. Волгоград (АВ)».
Суд пришел к верному выводу о том, что обслуживание маршрутов № 661.2.Т и № 661Т предусмотрено разным классом и количеством транспортных средств, разным временем начала и окончания работы маршрута, разными схемами движения, соответственно это разные маршруты.
Часть 7 статьи 27 Закона № 220-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований переоформления свидетельства, а именно, в случае продления срока его действия, изменения маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.
Изменение класса транспортных средств при переоформлении свидетельства не предусмотрено Законом № 220-ФЗ.
 В случае переоформления свидетельства юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества выдается свидетельство на тот же маршрут с указанием тех же промежуточных остановочных пунктов, улиц и автомобильных дорог, максимального количества транспортных средств соответствующего класса, которые были указаны в свидетельстве, которое подлежит переоформлению. Переоформленные карты маршрута выдаются юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества в том же количестве и на тот же класс, что и ранее выданные по обслуживаемому маршруту.

Предприниматель ссылается на то, что в Перечне автобусных маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене либо изменению, маршрут № 661.2Т,  отсутствует. Порядок отмены маршрута регламентирован  Законом № 220-ФЗ. Действующее законодательство не предусматривает возможности автоматической отмены межмуниципального маршрута пассажирских перевозок, без прямого указания на это документом планирования маршрута  и без уведомления перевозчика. На дату обращения в суд маршрут № 661.2Т включен в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

   Согласно п. 1 ст. 12 Закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона:

1) в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами;

2) в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 12 Закона муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Согласно ст. 6 Закона Волгоградской области № 230-ОД межмуниципальные маршруты регулярных перевозок отменяются уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в соответствии с Законом РФ № 220-ФЗ, настоящим Законом в порядке, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области.

Приказом Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области № 179-П определен порядок отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Отмена маршрута производится уполномоченным органом, в том числе, если маршрут не  соответствует документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Волгоградской области.

Как следует из материалов дела, в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Волгоградской области отсутствовал маршрут № 661.2Т, в связи с чем, у  Комитета  отсутствовали основания для выдачи предпринимателю свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на маршрут №  661.2Т.

  Документом планирования предусмотрен межмуниципальный автобусный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Волгоградской области № 661Т «р.п. Даниловка (АС) - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»)» с количеством транспортных единиц среднего класса - 3.

В реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области внесен межмуниципальный маршрут № 661Т «р.п. Даниловка (АС) - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»)», маршрут №  661.2Т из реестра исключен.

Отсутствие распоряжения об отмене маршрута, в рассматриваемом случае не может являться основанием для выдачи предпринимателю свидетельства на указанный маршрут, поскольку в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Волгоградской области маршрут № 661.2Т отсутствует и исключен из реестра.

Довод апеллянта о том, что маршруты № 661Т и № 661.2Т являются одним и тем же  маршрутом,  в связи с чем, отсутствовали основания для проведения конкурса на маршрут № 661Т, апелляционным судом отклоняется.

           Согласно ч.1 ст. 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре; порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;  наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок либо наименования поселений или городских округов, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты; наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок; протяженность маршрута регулярных перевозок; порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок); вид регулярных перевозок; характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок; планируемое расписание для каждого остановочного пункта (для межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти); дата начала осуществления регулярных перевозок; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по маршруту регулярных перевозок; иные сведения.

Указанные сведения являются параметрами межмуниципального маршрута регулярных перевозок 
В связи с отказом от создания простого  товарищества ИП Усачевым И.В., ИП Ребриной С.С., ИП Обмачевским А.Н., обслуживающими маршрут № 661 до вступления в силу Закона № 220-ФЗ, Комитетом  для указанных перевозчиков установлены отдельные маршруты регулярных перевозок. После утверждения отдельных маршрутов, данные маршруты включены в реестр. У каждого маршрута имелся паспорт маршрута регулярных перевозок, представляющий собой документ, включающий сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту. В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: наличие остановочных пунктов, расстояние между ними, стоимость проезда и т.д. 
Как следует из представленных документов, имеются различия в схеме движения, классе, количестве транспортных средств, времени начала и окончания работы маршрутов
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что обслуживание маршрутов № 661.2.Т и № 661Т предусмотрено разным классом и количеством транспортных средств, разным временем начала и окончания работы маршрута, разными схемами движения, соответственно это разные маршруты.

Частью 7 статьи 27 Федерального закона № 220-ФЗ императивно установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока его действия, изменения маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.

 Понятие «маршрут регулярных перевозок», как отмечено в части 2 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ, используется в значении, указанном в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта).

           Из буквального и системного толкования части 2 статьи 2, части 7 статьи 27 Федерального закона № 220-ФЗ, пункта 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта следует, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок может быть переоформлено, помимо прочего, в случае изменения маршрута регулярных перевозок, то есть изменения пути следования транспортных средств.

           Согласно пояснениям Комитета, в соответствии с задачами по реализации документа планирования дополнительно был проработан вопрос по отмене дублирующих неэффективных межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок. Данное решение было продиктовано ростом аварийности в Волгоградской области. Перевозчики, обслуживающие фактически одинаковые маршруты, в погоне за финансовой выгодой шли на различные шаги, в том числе связанные с нарушением расписания движения автобусов и правил дорожного движения. Анализ сети межмуниципальных маршрутов показал, что порой по одному направлению дублировали друг друга до трех маршрутов, в том числе, и по направлению «р.п. Даниловка (АС) - г. Волгоград (АВ)».

            Переоформление свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, которые не были включены в Перечень межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок пассажиров по нерегулируемым тарифам в Волгоградской области, утвержденный указанным выше постановлением, по окончании срока действия на который они выдавались, не предусмотрено, так как на этих маршрутах наблюдается неэффективное использование дорожной сети, концентрация большого количества транспортных средств на одних направлениях из-за значительного дублирования маршрутной сети, снижение безопасности перевозок, перенасыщение парка подвижного состава пассажирского транспорта транспортными средствами особо малого й малого классов. Исключение дублирования и установление единого маршрута, позволяет выбрать наилучшего перевозчика, что в итоге улучшает ситуацию с безопасностью перевозок и позволяет предотвратить случаи недобросовестной конкуренции.

         С целью недопущения прекращения перевозок по направлениям с дублирующими маршрутами Документом планирования были предусмотрены маршруты, разработанные с учетом комплексного развития системы пассажирских перевозок Волгоградской агломерации и комплексного развития системы пассажирских перевозок за пределами Волгоградской агломерации, в том числе, маршрут № 661 Т.

          Создание нового маршрута № 661Т позволило исключить дублирование движение по ряду промежуточных остановочных пунктов, которые предусмотрены маршрутами № 661.1.Т, № 661.2.Т, № 661.3.Т, сформировать оптимальную схему движения с учетом сформировавшихся пассажиропотоков населенных пунктов, использовать автобусы повышенной вместимости для обеспечения качественного транспортного обслуживания жителей населенных пунктов, через которые осуществляется движение автобусов.

Относительно доводов апеллянта  о неправомерности  конкурсной документации № 32 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области, утвержденной приказом о проведении конкурса от 18.06.2021 № 122-п, в части включения в лот № 11 маршрута № 661Т, результатов открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части, включающей проведение конкурса по лоту № 11 маршрут № 661Т, оформленных протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 20.08.2021, по итогам рассмотрения которого ИП Обмачевский А.Н. признан единственным участником конкурса в отношении лота №11, апелляционный суд приходит к следующему.

До окончания срока действия временных карт уполномоченный орган выдает их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.

Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества (подпункт 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).

При этом следует учитывать, что согласно части 7 статьи 39 Закона N 220-ФЗ непредставление договора простого товарищества в уполномоченный орган расценивается как отказ от заключения такого договора.

 Применительно к межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в случае осуществления их совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, если они отказались от заключения договора простого товарищества на основании подпункта 2 части 4 статьи 39 закона N 220-ФЗ устанавливается отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, и им выдаются свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты маршрутов.

 Если в аналогичной ситуации регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межмуниципальному или муниципальному маршруту - необходимо провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту (подпункт 3 части 4 статьи 39 Закона  №  220-ФЗ).

  Таким образом, в переходных положениях определен различный правовой порядок продолжения ведения деятельности в зависимости от вида маршрута и количества перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки на этом маршруте, данный подход направлен на сохранение возможности ведения деятельности и обеспечение условий конкуренции на социально значимых и массовых маршрутах (межмуниципальные или муниципальные маршруты).

Открытый конкурс на право получения свидетельства  об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам в части проведения  конкурса по лоту № 11 маршрут № 661Т,  проводился в рамках п.3 ч.4 ст. 39 Закона № 220-ФЗ.

Документом планирования, утв. постановлением Администрации № 340-п от 26.06.2017г. предусмотрен межмуниципальный автобусный маршрут регулярных перевозок № 661Т с количеством  транспортных единиц среднего класса -3. В реестр внесен маршрут № 661Т.

Предпринимателем Усачевым И.В.  было реализовано право на  подачу заявки для участия в конкурсе № 32 по лоту № 11 на маршрут № 661Т.

По результатам рассмотрения конкурсной заявки № 32-15/2021 от 22.07.2021 (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 06.08.2021)  ИП Усачев И.В.  не допущен к участию в конкурсе в соответствии с абзацем 3 пункта 4.3. конкурсной документации, а именно: класс транспортных средств, указанных в форме сводной информации (малый), прилагаемой к заявке на участие в конкурсе, не соответствует классу транспортных средств, указанных в лоте № 11 (средний) конкурсной документации.

По результатам проведения открытого конкурса № 32 победителем в отношении лота № 11 (маршрут № 661Т) признан индивидуальный предприниматель Обмачевский А.Н.

Уведомление о принятом решении направлено в адрес ИП Усачева И.В. письмом от 10.08.2021 № 25-02-01-02/7108.

Результаты проведения открытого конкурса размещены на официальном сайте Облкомдортранса http ://uad. volgograd.ru.

Документом планирования предусмотрен выбор перевозчика путем проведения открытого конкурса, обеспечивающего наиболее безопасные и качественные условия перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных  перевозок № 661Т. Конкурсный отбор перевозчиков является способом организации транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.

           Таким образом, конкурсная документация № 32 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области, утвержденная Приказом о проведении конкурса от 18.06.2021 № 122-п, в части включения в лота № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ)» и результаты открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части, включающей проведение конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ; результатов открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части проведения конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)», оформленные протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 20.08.2021, по итогам рассмотрения которого ИП Обмачевский А.Н. признан единственным участником конкурса в отношении лота №11,  соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.

 В уточненных требованиях заявитель просит суд обязать Комитет выдать заявителю свидетельство по маршруту № 661.2Т (661Т), которые не предусмотрены документом планирования и реестром.

            При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных ИП Усачевым И.В. требований.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

 Апелляционный суд считает решение суда законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены судебного акта. Апелляционная жалоба не полежит  удовлетворению.

 Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд апелляционной инстанции,

                                                   ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря  2021 года по делу № А12-28660/2021 оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                          С.М. Степура

                                                                                                                    Ю.А. Комнатная