ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-34098/2019 |
20 февраля 2020 года |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.В. Пузиной, рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград»,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 ноября 2019 года по делу №А12-34098/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» (далее - ООО «Управление отходами – Волгоград», Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 59-п от 29.08.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Управление отходами – Волгоград», не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.11.2019 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующим установленным требованиям, при этом действующим законодательством осуществление «бестарного» способа вывоза твердых коммунальных отходов от потребителей не предусмотрено; на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют. В случае отсутствия мест (площадок) накопления отходов, региональный оператор не несет ответственность за данную коммунальную услугу. В дополнительном соглашении, заключенном между Комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области указано, что в периодичность оказания услуги по обращению с отходами для потребителей, где отсутствуют места накопления ТКО, осуществляется 2 раза в неделю.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представлен отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.11.2019 законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Жирновского района Волгоградской области была проведена проверка по обращению губернатора Волгоградской области о нарушении региональным оператором требований законодательства в области обращения с отходами.
В ходе проведения Прокуратурой Жирновского района Волгоградской области проверки было установлено, что региональным оператором предоставляются некачественные услуги по обращению с ТКО, а именно допускается неоказание услуги, нарушаются графики вывоза отходов.
31.07.2019 Прокуратурой Жирновского района Волгоградской области в адрес руководителя Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области за исх. № 7-472019 направлены материалы проверки для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Управление отходами - Волгоград» дела об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения поступивших материалов проверки Инспекцией установлено, что вывоз твердых коммунальных отходов на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области в период с 23 января 2019 года по 23 июнь 2019 года осуществляется с нарушением обязательных требований пункта 17 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не обеспечивается своевременный вывоз ТКО из мест накопления отходов.
По факту выявленного нарушения составлен протокол № 56-п от 19.08.2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Управление отходами-Волгоград» извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением № 59-п от 12.08.2019, которое вручено 16.08.2019 (т. 1 л.д. 83).
29 августа 2019 года вынесено постановление № 59-п о привлечении ООО «Управление отходами-Волгоград» к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления, что подтверждается вручением 22.08.2019 протокола № 59-п от 19.08.2019 об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 77).
Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, ООО «Управление отходами – Волгоград» обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Управление отходами – Волгоград» в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Апелляционный суд исходит из следующего.
В силу части 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Цель статьи - защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Предметом правонарушения являются нормативы обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона правонарушения может состоять как в действиях, так и в бездействии, которые выражаются в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, т.е. в непринятии требуемых законом мер.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил № 354 установлено, что под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Исходя из требований подпункта «ж», пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО пунктом 17 Приложения N 1 Правилам N 354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки установлено, что 06.08.2018 между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и ООО «Управление отходами – Волгоград» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (далее - Соглашение), согласно которому, ООО «Управление отходами – Волгоград» присвоен статус регионального оператора на 10 лет.
В соответствии с п.1.3 указанного Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п.1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области. Описание границы зоны содержится в Приложении №1 к настоящему Соглашению.
Из Приложения №1 следует, что зоной деятельности является вся территория Волгоградской области.
В соответствии с п.2.1.1 Соглашения региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области.
Согласно п.2.1.7 Соглашения региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения его статусом направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора в соответствии с формой типового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.
В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности - не позднее 01.01.2019.
В силу п.2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определенными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в теплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, в холодное время года не более чем на 24 часа с одного места накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
Кроме того, п.2.1.17 Соглашения на регионального оператора возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Управление отходами – Волгоград».
Материалами дела установлено, что с 01.01.2019 деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО на территории Волгоградской области - ООО «Управление отходами – Волгоград».
ООО «Управление отходами – Волгоград» в лице ООО «Волга-Д» заключен договор на осуществление транспортировки ТКО из Жирновского муниципального района на лицензированный полигон в г. Урюпинск Волгоградской области.
Согласно письму администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 17.07.2019 исх. № 1769, представленному в ходе проведения проверки, на территории Жирновского муниципального района сбор ТКО осуществляется бестарным способом согласно графику вывоза. В 2016 года создана одна площадка временного накопления ТКО, расположенная в 6 км. от Линевского городского поселения. Вывоз отходов со всех поселений осуществляется на данную площадку, где установлено 16 контейнеров объемом 8м3. Также создано 5 площадок накопления ТКО в Линевском городском поселении. На данных площадках размещено 12 контейнеров. С 01.01.2019 работы по обращению с ТКО осуществляет региональный оператор ООО «Управление отходами-Волгоград». С 01.03.2019 сбор и перемещение ТКО на площадку временного накопления осуществляет МУП «Линевский коммунальный комплекс».
Согласно письму МУП «Линевский коммунальный комплекс» исх. № 481 от 18.07.2019 вывоз ТКО на территории Жирновского муниципального района до площадки временного накопления осуществляется на основании договора аренды транспортного средства с экипажем от 01.04.2019 N ВО-2, заключенного между ООО «Баркас+» и МУП «Линевский коммунальный комплекс».
В соответствии с требованиями пункта 17 Приложения 1 к Правилам N 354 вывоз ТКО из мест (площадок) накопления (сбора) в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) осуществляется не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Согласно данным с сайта Gismeteo.ru (https://www.gisineteo.rU/diary/10994/2019/4) среднесуточная температура воздуха до 01.04.2019 (за исключением 05.03.2019, 06.03.2019, 19.03.2019, 20.03.2019, 26.03.2019, 30.03.2019, 31.03.2019) составляла меньше +5°С, с 01.04.2019 по 30.06.2019 стабильно составляла больше +5°С.
Согласно актам вывоз региональным оператором ТКО из мест (площадок) накопления с территории Жирновского муниципального района Волгоградской области, осуществлялся с перерывами превышающими установленную продолжительность, а именно:
Январь 2019 года:
Частный сектор г. Жирновск - 1 раз в неделю;
г.п. Линевское - 1 раз в неделю;
г.п. Медведицкое - 2 раза в неделю;
с.п. Александровское - 2 раза в неделю;
с.п. Алешниковское -1 раз в неделю;
с.п. Бородачевское -1 раз в неделю;
с.п. Верхнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Кленовское - 2 раза в неделю;
с.п. Медведицкое - 2 раза в неделю;
с.п. Меловатское - 1 раз в неделю;
с.п. Нижнедобринское -1 раз в неделю;
с.п. Новинское -1 раз в неделю;
с.п. Тарапатинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тетеревятское - 1 раз в неделю.
Февраль 2019 года:
Частный сектор г. Жирновск -1-2 раза в неделю;
г.п. Медведицкое - 2 раза в неделю;
с.п. Александровское - 2 раза в неделю;
с.п. Алешниковское - 1 раз в неделю;
с.п. Бородачевское - 1 раз в неделю;
с.п. Верхнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Кленовское - 2 раза в неделю;
с.п. Медведицкое - 2 раза в неделю;
с.п. Меловатское - 1 раз в неделю;
с.п. Нижнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Новинское -1 раз в неделю;
с.п. Тарапатанское -1 раз в неделю;
с.п. Тетеревятское -1 раз в неделю
Март 2019 года:
Частный сектор г. Жирновск -1-2 раза в неделю;
г.п. Красноярское (частный сектор) - 2 раза в неделю;
г.п. Линевское - 1 раз в неделю;
г.п. Медведицкое - 1 раз в неделю;
с.п. Александровское - 2 раза в неделю;
с.п. Алешниковское - 1 раз в неделю;
с.п. Бородачевское - 1 раз в неделю;
с.п. Верхнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Кленовское - 1 раз в неделю;
с.п. Медведицкое - 1 раз в неделю;
с.п. Меловатское - 1 раз в неделю;
с.п. Нижнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Новинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тарапатинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тетеревятское - 1 раз в неделю
Апрель 2019 года:
Частный сектор г. Жирновск - 1-2 раза в неделю;
г.п. Красноярское (частный сектор) -1-2 раза в неделю;
г.п. Линевское - 1 раз в неделю;
г.п. Медведицкое - 1 раз в неделю;
с.п. Александровское - 2 раза в неделю;
с.п. Алешниковское - 1 раз в неделю;
с.п. Бородачевское - 1 раз в неделю;
с.п. Верхнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Кленовское - 1 раз в неделю;
с.п. Медведицкое - 2 раза в неделю;
с.п. Меловатское - 1 раз в неделю;
с.п. Нижнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Новинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тарапатинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тетеревятское - 1 раз в неделю.
Май 2019 года:
Частный сектор г. Жирновск - 1-3 раза в неделю;
г.п. Красноярское (частный сектор) - 1-3 раза в неделю;
г.п. Линевское - 1 раз в неделю;
г.п. Медведицкое - 1 раз в неделю;
с.п. Александровское - 2 раза в неделю;
с.п. Алешниковское - 1 раз в неделю;
с.п. Бородачевское - 1 раз в неделю;
с.п. Верхнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Кленовское - 1 раз в неделю;
с.п. Медведицкое - 2 раза в неделю;
с.п. Меловатское - 1 раз в неделю;
с.п. Нижнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Новинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тарапатинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тетеревятское -1 раз в неделю.
Июнь 2019 года:
Частный сектор г. Жирновск – 1-3 раза в неделю;
г.п. Красноярское (частный сектор) - 1-3 раза в неделю;
г.п. Линевское - 3 раза в неделю;
г.п. Медведицкое - 1 раз в неделю;
с.п. Александровское - 2 раза в неделю;
с.п. Алешниковское -1 раз в неделю;
с.п. Бородачевское -1 раз в неделю;
с.п. Верхнедобринское - 1 раз в неделю;
с.п. Кленовское - 1 раз в неделю;
с.п. Медведицкое - 2 раза в неделю;
с.п. Меловатское - 1 раз в неделю;
с.п. Нижнедобринское -1 раз в неделю;
с.п. Новинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тарапатинское - 1 раз в неделю;
с.п. Тетеревятское - 1 раз в неделю.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, вывоз ТКО из мест накопления на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области (в частном секторе г. Жирновска, г.п.Линевское, г.п.Медведицкое, с.п. Александровское, с.п.Алешниковское, с.п.Бородачевское, с.п.Верхнедобринское, с.п. Кленовское, с.п. Медведицкле, с.п.Меловатское, с.п.Нижнедобринское, с.п.Новаинское, с.п. Тарапатинское, с.п.Тетеревятское) в период с 23.01.2019г. по 23.06.2019г. осуществлялся с нарушением периодичности, установленной п.17 приложения 1 к Правилам № 354.
Таким образом, нарушение периодичности вывоза ТКО допускалось как в отношении бестарного способа сбора отходов, так и в Линевском городском поселении, в котором имеются площадки накопления отходов.
Доказательств отсутствия площадок накопления ТКО на территории всех поселений, перечисленных в оспариваемом постановлении, заявителем не представлено.
Факт нарушения обществом Правил N 354, выразившегося в нарушении режима, обеспечивающего своевременный вывоз твердых коммунальных отходов на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области за период с 23 января по 23 июня 2019 года, подтверждается материалами дела.
ООО «Управление отходами – Волгоград» является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими на территории Волгоградской области, за обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов.
Доводы апеллянта о том, что действующим законодательством осуществление «бестарного» способа вывоза твердых коммунальных отходов от потребителей не предусмотрено; на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют, апелляционным судом отклоняются.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).
В силу пункта 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил № 1156).
Аналогичные положения содержит пункт 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 № 1923.
Способ накопления твердых коммунальных отходов в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления - есть бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление твердых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам № 1156.
Поскольку одним из способов накопления собственниками твердых коммунальных отходов является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ заключать договор с каждым собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, места размещения пакетов и других емкостей для сбора твердых коммунальных отходов следует признать местами накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Волгоградской области, утвержденной Приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 16.09.2016 № 1310, сбор и вывоз ТКО от большей части населения, проживающего в частном жилом секторе населенных пунктов Волгоградской области, организован бестарным способом. Сбор отходов осуществляется по установленным графикам специализированными предприятиями. Вывоз ТКО производится непосредственно на объекты обработки или размещения отходов, включенные в ГРОРО.
Соответственно, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, Правилами № 1156 четко предусмотрен порядок действия регионального оператора в случае обнаружения мест накопления, не включенных в схему обращения твердых коммунальных отходов.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 Правил № 1156).
При этом, отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенном в схему, Правилами № 1156 не предусмотрен.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что на регионального оператора пунктом 2.1.17 соглашения возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности оператора в порядке, установленном Правилами № 1156.
Факт предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в жилых домах на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области подтверждается материалами дела.
Ссылку апеллянта на то, что письмо администрации Жирновского муниципального района от 17.07.2019 исх. № 1769 является недопустимым доказательством, апелляционный суд отклоняет, как основанную на неверном толковании положений статей 64 и 68 АПК РФ, поскольку указанное письмо является официальным документом администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, подписано главой.
Из материалов дела следует, что письмо администрации Жирновского муниципального района от 17.07.2019 исх. № 1769 было подготовлено в связи проводимой Прокуратурой Жирновского района проверкой обращения губернатора Волгоградской области о нарушении региональным оператором требований законодательства в области обращения с отходами. Сведения, отраженные в письме фактически не опровергнуты и подтверждены иными материалами дела. Ходатайств о фальсификации письма администрации Жирновского муниципального района от 17.07.2019 исх. № 1769 не заявлено.
В соответствии с пунктом 2.1.12 соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора. Оператор не вправе допускать более 40 нарушений графика вывоза ТКО.
Вместе с тем, периодичность предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, проживающим на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области, не соответствует требованиям Правил № 354.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период времени потребителям, проживающим на территории Жирновского района Волгоградской области, с соблюдением установленной Правилами № 354 периодичности заявителем, не представлено.
Также не представлено доказательств исполнения заявителем положений пункта 9 Правил № 1156 о направлении в уполномоченный орган информации о выявлении мест накопления твердых коммунальных отходов, не включенных в схему обращения отходов.
Сбор твердых коммунальных отходов для потребителей, проживающих на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области осуществляется как бестарным способом, так и с площадок накопления отходов в Линевском городском поселении.
Согласно представленным актам о неоказании услуг с приложениями, графиками вывоза ТКО, вывоз последних осуществляется с места их накопления, расположенного на территории Жирновского муниципального района.
Таким образом, данные маршрутных журналов свидетельствуют о наличии на территории Жирновского муниципального района места сбора твердых коммунальных отходов, известного ООО «Управление отходами – Волгоград», используемого потребителями в качестве площадки накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из того, что ООО «Управление отходами – Волгоград» еженедельно (1-3 раза в неделю) осуществляло вывоз твердых коммунальных отходов, можно сделать вывод, что у регионального оператора была возможность осуществлять вывоз отходов с большей периодичностью.
Ссылка Общества на дополнительное соглашение заключенное между Комитетом ЖКХ и ТЭК об установлении периодичности оказания услуги по вывозу ТКО не реже 2 раз в неделю, по мнению суда апелляционной инстанции правового значения не имеет, поскольку материалами дела подтверждён факт, что в период с 23 января 2019 года по 23 июня 2019 года Обществом вывоз ТКО на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области осуществлялся 1-3 раза в неделю, т.е. в том числе и менее 2-х раз в неделю. Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что указанное дополнительное соглашение Обществом в материалы дела не представлено.
Также, вопреки доводам апелляционной жалобы положения Правил № 354 об определении срока хранении ТКО (в холодное время года -5 градусов и ниже не более трех судок; в теплое время суток +5 градусов не более одних суток) корреспондируют положениям п. 6.4 СанПиН 42-128-4690-88, согласно которым предприятие по уборке должно своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Общество имело возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений федерального и регионального законодательства.
Материалами дела установлено, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении общество было надлежащим образом извещено и не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10000 руб. в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
ООО «Управление отходами-Волгоград» не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 ноября 2019 года по делу № А12-34098/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Е.В. Пузина