ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1764/20 от 17.03.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-34254/2019

19 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Клочковой Н.А.,

судей – Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,

при участии в судебном заседании:

- от Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда представитель Яковлева О.В. по доверенности от 27 сентября 2017 года № 94,

- от акционерного общества «Волгоградгоргаз» представитель Застылова И.Ю. по доверенности от 01 января 2020 года № 17,

- иные лица не явились, извещены надлежащим образом.

рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании видео-конференц связи апелляционную жалобу Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2020 года по делу № А12-34254/2019, по иску акционерного общества «Волгоградгоргаз» (ИНН: 3434000560; ОГРН: 1023403434010), к городскому округу город-герой Волгоград в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН: 3444059139; ОГРН: 1023403433822), об обеспечении доступа в жилое помещение для выполнения работ,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Волгоградгоргаз» (далее – истец, АО «Волгоградгоргаз») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к городскому округу город-герой Волгоград в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (далее – Департамент), муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда (далее – ответчики, Администрация) об обязании обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11, для выполнения работ по установке прибора учета газа и установить прибор учета газа в жилом помещении, расположенном по адресу: г.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2019 года суд обязал муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения установить прибор учета газа в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказал. С муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в пользу акционерного общества «Волгоградгоргаз» взыскал судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части  обязании муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения установить прибор учета газа , принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

 В обоснование своих возражений заявитель ссылается на то, что действующее законодательство  РФ не предусматривает возможности в судебном порядке требовать возложения на собственника обязанности по установке прибора учета газа, и соответственно, правовых оснований для удовлетворения подобных требований. Администрация не является специализированной организацией, уполномоченной на установку приборов учета газа.

Представитель  Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель акционерного общества «Волгоградгоргаз» просил решение суда первой инстанции оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу без удовлетворения.

АО «Волгоградгоргаз» представило письменные пояснения.

   Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Как следует из материалов дела, на территории г. Волгограда и Волгоградской области распределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа, является Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград», которое наделено правом на принудительную установку приборов учёта газа.

Между ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (Принципал) и АО «Волгоградгоргаз» (Агент) заключен агентский договор, согласно которому Принципал предоставляет агенту в соответствии с Законом № № 261 от 23 ноября 2009 года право на выполнение работ по обязательной установке приборов учета газа на территории г. Волгограда и Светлоярского района Волгоградской области.

Согласно пункту 1.2 Договора предусмотрено, что в соответствии с полученным правом, Агент производит за свой счет обязательную установку прибора учета газа с оформлением необходимых документов для дальнейшего взыскания стоимости произведенных работ с потребителя, самостоятельно организует работу по взысканию и получению денег с потребителя.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11, отапливаемое с помощью газоиспользующего оборудования, принадлежит на праве собственности городскому округу город-герой Волгоград. В указанном помещении отсутствует прибор учета газа.

АО «Волгоградгоргаз» 23.07.2019 направило в адрес ДМИ администрации Волгограда уведомление о необходимости обеспечить допуск представителей АО «Волгоградгоргаз» в спорное жилое помещение 22.08.2019 в 10 час. 00 мин. для установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета газа и (или) для выполнения работ по его установке.

По итогам посещения указанного помещения в назначенную дату представителем АО «Волгоградгоргаз» составлен акт от 22.08.2019 о не допуске к месту установки прибора учета газа в жилом доме/помещении многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11.

 По настоящее время у представителя истца отсутствует возможность установить в вышеуказанном жилом помещении прибор учета газа по причине отсутствия доступа к месту установки прибора, что является нарушением со стороны ответчиков требований действующего законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении его эффективности.

В обоснование возражений относительно заявленных исковых требований, представителем Департамента представлена выписка из домовой книги, карточки учетасобственника жилого помещения, согласно которой спорное жилое помещение находится в пользовании граждан; Атмаев В.К. зарегистрирован в данной квартире 22.11.1967, Кириллин С.Э. – 04.06.1999, Кириллин Д.С. – 08.12.2004, Кириллина А.С. – 08.02.2006. Истец пояснил, что в ходе рассмотрения дела им также 12.11.2019 направлялись уведомления об обеспечении допуска в спорное жилое помещение Кириллину С.Э. и Атмаеву В.К. Указанными лицами допуск в жилое помещение не обеспечен, о чем 20.11.2019 составлены соответствующие акты.

Удовлетворяя исковые требования в части суд первой инстанции исходил из того, что  в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета возложена на собственника данного помещения, т.е на муниципальное образование городской округ город – герой Волгоград в лице администрации Волгограда как на собственника спорного жилого помещения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

В части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники поме­щений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод уста­новленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивиду­альными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей ста­тьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5.1 статьи 13 названного закона).

В силу части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществ­лять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энер­гетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Из содержания части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по осна­щению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 -6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетиче­ских ресурсов в установленный срок.

Пунктом 12 статьи 13 названного Федерального закона установлено, что лицо, не ис­полнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных орга­низаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.

Указанным Федеральным законом предусмотрены четкие правовые последствия неисполнения собственником обязанности по установке прибора учета, а именно, - возложение указанной обязанности по установке прибора учета на организации, указанные в части 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ с последующим возмещением расходов на их установку.

Следовательно, действующее законодательство РФ не предусматривает возможности в судебном порядке требовать возложения на собственника обязанности по установке при­бора учета и, соответственно, правовых оснований для удовлетворения подобных требова­ний.

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований  в части обязании муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения установить прибор учета газа в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11.

Более того, суд в решении указывает на то, что в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 549 от 21 июля 2008 года, прибор учёта газа входит в состав внутридомового газового оборудования и его установка может осуществ­ляться только специализированными организациями на возмездной основе.

Администрация Волгограда не является специализированной организацией, уполно­моченной на установку приборов учета газа. Таким образом, проведение указанных работ возможно только путем заключения соответствующего контракта с организацией, облада­ющей соответствующей лицензией.

Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в силу требований пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, как основанное на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2020 года по делу № А12-34254/2019 отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В удовлетворении иска отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.  

Председательствующий                                                                         Н.А. Клочкова

Судьи                                                                                                                      В.А. Камерилова

                                                                                                                      О.В. Лыткина