ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-34254/2019 |
19 марта 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей – Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
при участии в судебном заседании:
- от Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда представитель Яковлева О.В. по доверенности от 27 сентября 2017 года № 94,
- от акционерного общества «Волгоградгоргаз» представитель Застылова И.Ю. по доверенности от 01 января 2020 года № 17,
- иные лица не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании видео-конференц связи апелляционную жалобу Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2020 года по делу № А12-34254/2019, по иску акционерного общества «Волгоградгоргаз» (ИНН: 3434000560; ОГРН: 1023403434010), к городскому округу город-герой Волгоград в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН: 3444059139; ОГРН: 1023403433822), об обеспечении доступа в жилое помещение для выполнения работ,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Волгоградгоргаз» (далее – истец, АО «Волгоградгоргаз») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к городскому округу город-герой Волгоград в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (далее – Департамент), муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда (далее – ответчики, Администрация) об обязании обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11, для выполнения работ по установке прибора учета газа и установить прибор учета газа в жилом помещении, расположенном по адресу: г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2019 года суд обязал муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения установить прибор учета газа в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказал. С муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в пользу акционерного общества «Волгоградгоргаз» взыскал судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части обязании муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения установить прибор учета газа , принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих возражений заявитель ссылается на то, что действующее законодательство РФ не предусматривает возможности в судебном порядке требовать возложения на собственника обязанности по установке прибора учета газа, и соответственно, правовых оснований для удовлетворения подобных требований. Администрация не является специализированной организацией, уполномоченной на установку приборов учета газа.
Представитель Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель акционерного общества «Волгоградгоргаз» просил решение суда первой инстанции оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу без удовлетворения.
АО «Волгоградгоргаз» представило письменные пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как следует из материалов дела, на территории г. Волгограда и Волгоградской области распределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа, является Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград», которое наделено правом на принудительную установку приборов учёта газа.
Между ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (Принципал) и АО «Волгоградгоргаз» (Агент) заключен агентский договор, согласно которому Принципал предоставляет агенту в соответствии с Законом № № 261 от 23 ноября 2009 года право на выполнение работ по обязательной установке приборов учета газа на территории г. Волгограда и Светлоярского района Волгоградской области.
Согласно пункту 1.2 Договора предусмотрено, что в соответствии с полученным правом, Агент производит за свой счет обязательную установку прибора учета газа с оформлением необходимых документов для дальнейшего взыскания стоимости произведенных работ с потребителя, самостоятельно организует работу по взысканию и получению денег с потребителя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11, отапливаемое с помощью газоиспользующего оборудования, принадлежит на праве собственности городскому округу город-герой Волгоград. В указанном помещении отсутствует прибор учета газа.
АО «Волгоградгоргаз» 23.07.2019 направило в адрес ДМИ администрации Волгограда уведомление о необходимости обеспечить допуск представителей АО «Волгоградгоргаз» в спорное жилое помещение 22.08.2019 в 10 час. 00 мин. для установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета газа и (или) для выполнения работ по его установке.
По итогам посещения указанного помещения в назначенную дату представителем АО «Волгоградгоргаз» составлен акт от 22.08.2019 о не допуске к месту установки прибора учета газа в жилом доме/помещении многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11.
По настоящее время у представителя истца отсутствует возможность установить в вышеуказанном жилом помещении прибор учета газа по причине отсутствия доступа к месту установки прибора, что является нарушением со стороны ответчиков требований действующего законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении его эффективности.
В обоснование возражений относительно заявленных исковых требований, представителем Департамента представлена выписка из домовой книги, карточки учетасобственника жилого помещения, согласно которой спорное жилое помещение находится в пользовании граждан; Атмаев В.К. зарегистрирован в данной квартире 22.11.1967, Кириллин С.Э. – 04.06.1999, Кириллин Д.С. – 08.12.2004, Кириллина А.С. – 08.02.2006. Истец пояснил, что в ходе рассмотрения дела им также 12.11.2019 направлялись уведомления об обеспечении допуска в спорное жилое помещение Кириллину С.Э. и Атмаеву В.К. Указанными лицами допуск в жилое помещение не обеспечен, о чем 20.11.2019 составлены соответствующие акты.
Удовлетворяя исковые требования в части суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета возложена на собственника данного помещения, т.е на муниципальное образование городской округ город – герой Волгоград в лице администрации Волгограда как на собственника спорного жилого помещения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5.1 статьи 13 названного закона).
В силу части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Из содержания части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 -6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Пунктом 12 статьи 13 названного Федерального закона установлено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Указанным Федеральным законом предусмотрены четкие правовые последствия неисполнения собственником обязанности по установке прибора учета, а именно, - возложение указанной обязанности по установке прибора учета на организации, указанные в части 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ с последующим возмещением расходов на их установку.
Следовательно, действующее законодательство РФ не предусматривает возможности в судебном порядке требовать возложения на собственника обязанности по установке прибора учета и, соответственно, правовых оснований для удовлетворения подобных требований.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в части обязании муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения установить прибор учета газа в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Московская, д. 15, кв. 11.
Более того, суд в решении указывает на то, что в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 549 от 21 июля 2008 года, прибор учёта газа входит в состав внутридомового газового оборудования и его установка может осуществляться только специализированными организациями на возмездной основе.
Администрация Волгограда не является специализированной организацией, уполномоченной на установку приборов учета газа. Таким образом, проведение указанных работ возможно только путем заключения соответствующего контракта с организацией, обладающей соответствующей лицензией.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в силу требований пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, как основанное на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2020 года по делу № А12-34254/2019 отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.А. Клочкова
Судьи В.А. Камерилова
О.В. Лыткина