ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-22234/2019 |
28 мая 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, А.В. Смирникова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области (400066, <...>, каб. 247, ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 года по делу № А12-22234/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пересвет-ЮГ» (400075, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Комитету строительства Волгоградской области (400066, <...>, каб. 247, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения о предоставлении субсидии,
при участии в судебном заседании :
от ООО «Пересвет-ЮГ» - ФИО1 по доверенности от 06.09.2018
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Пересвет-ЮГ» (далее ООО «Пересвет-ЮГ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании решения Комитета строительства Волгоградской области (далее Комитет) от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787 в части неправильного определения размера предоставляемой субсидии, выразившееся в его занижении с 20 180 308 руб. 80 коп. до 14 207 152 руб. 97 коп. и об обязании Комитет строительства Волгоградской области устранить допущенные нарушения изменив решение о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787, изложив пункт 1 его резолютивной части в следующей редакции: «1. Предоставить из областного бюджета субсидию ООО «Пересвет-Юг» на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельных участков (электроснабжения, наружных сетей водоснабжения и бытовой канализации, тепловой сети и трансформаторной подстанции) объекта: «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома NN 5, 16, 15). 3 этап - жилой дом N 15» в размере 19 892 599 руб. 80 коп.».
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 заявленные требования удовлетворены. Решение Комитета строительства Волгоградской области о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787 в части определения размера предоставляемой субсидии, выразившегося в его занижении с 20 180 308 руб. 80 коп. до 14 207 152 руб. 97 коп. признано недействительным. Суд обязал Комитет строительства Волгоградской области устранить допущенные нарушения, изменив решение о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787, изложив пункт 1 его резолютивной части в следующей редакции: «1. Предоставить из областного бюджета субсидию ООО «Пересвет-Юг» на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельных участков (электроснабжения, наружных сетей водоснабжения и бытовой канализации, тепловой сети и трансформаторной подстанции) объекта: «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома NN 5, 16, 15). 3 этап - жилой дом N 15» в размере 19 892 599 руб. 80 коп.».
Комитет строительства Волгоградской области не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти и не вправе обязывать Комитет внести изменения в свое решение. Субсидии испрашивались в отношении всего жилого комплекса, однако в реестр проблемных домов включено только 11 домов. Дальнейшее присоединение к возведенным сетям жилых домов, не являющихся проблемными, подтверждается проектной документацией.
В судебное заседание явился представитель ООО «Пересвет-ЮГ».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается отчетом о публикации.
Представитель ООО «Пересвет-ЮГ» возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 года по делу № А12-22234/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Пересвет-Юг» обратилось в Комитет строительства Волгоградской области с заявкой от 30.05.2019 N 1-8/0141 на предоставление субсидии.
07.06.2019 года комиссией по рассмотрению вопросов предоставления субсидий дано заключение N 4/2018, в соответствии с которым, заявка ООО «Пересвет-Юг» и представленные документы на субсидию в размере 20 180 308 руб. 80 коп. признана соответствующей требованиям, предусмотренным порядком предоставления субсидий.
21.06.2019 года Комитетом строительства Волгоградской области принято решение о предоставлении субсидии от N 36-06-08/4787, с учетом особого мнения члена комиссии, предоставить из областного бюджета субсидию ООО «Пересвет-Юг» на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей многоэтажной жилой застройки в размере 14 207 152 руб. 97 коп.
Не согласившись с решением Комитета в части определения размера предоставленной субсидии, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, с учетом результатов судебной экспертизы, пришел к выводу о неправомерном снижении размера предоставляемой субсидий до 14 207 152 руб. 97 коп.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 09.04.2018 N 153-п (далее Постановление № 153-п) «О предоставлении субсидии юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат на подключение (технологическое присоединение) МКД, включенных в региональный перечень проблемных домов, для завершения строительства которых органом исполнительной власти Волгоградской области заключено соглашение о намерении завершить строительство таких домов, к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) возмещение затрат на завершение строительства многоквартирных домов, включенных в региональный перечень проблемных домов.
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат для завершения строительства на подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов, включенных в региональный перечень проблемных домов (далее Порядок).
Разделом 2 Порядка установлены условия и порядок предоставления субсидии.
Пунктом 2.6 Порядка указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п. 1.4. Порядка (в редакции действующей на момент подачи 30.05.2019 заявки) субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения следующих видов затрат (части затрат):
1) выполнение работ по проектированию в границах земельного участка, правообладателем которого является юридическое лицо, внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов;
2) выполнение работ по строительству (реконструкции) в границах земельного участка, правообладателем которого является юридическое лицо, внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов, а также приобретение для этих целей материалов и оборудования (включая доставку и монтаж);
3) плата за подключение (технологическое присоединение) внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов к существующим сетям электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения.
В целях настоящего Порядка под внешними сетями инженерно-технического обеспечения проблемных домов понимаются:
а) сети электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения, предназначенные для подключения проблемных домов к существующим сетям электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения;
б) котельные, предназначенные для обеспечения проблемных домов тепловой энергией, и сети электро-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, предназначенные для подключения таких котельных к существующим сетям электро-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения.
Согласно п. 2.3 Порядка (в редакции, действующей на момент подачи 30.05.2019 заявки) для заключения Соглашения юридическое лицо не позднее 01 декабря текущего финансового года представляет в Комитет:
1) заявку на предоставление субсидии по форме, установленной приказом Комитета (далее именуется - заявка);
2) справку-расчет субсидии по форме, установленной Комитетом;
3) заверенные руководителем юридического лица (арбитражным управляющим) копии: а) договора специального банковского счета (представляется юридическим лицом, находящимся в процедуре банкротства); б) проектной документации и (или) разделов (подразделов) проектной документации, содержащих сведения о сетях инженерно-технического обеспечения проблемного дома, затраты на которые подлежат финансовому обеспечению (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 2 пункта 1.4 настоящего Порядка); в) сметы на строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения проблемного дома (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 2 пункта 1.4 настоящего Порядка); г) договоров (в случае выполнения работ с привлечением третьих лиц), содержащих согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам, на проведение органами государственного финансового контроля и Комитетом проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии: на выполнение работ по проектированию внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 1 пункта 1.4 настоящего Порядка); на выполнение работ по строительству (реконструкции) внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 2 пункта 1.4 настоящего Порядка); на подключение (технологическое присоединение) внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов к существующим сетям электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 3 пункта 1.4 настоящего Порядка); 4) заверенную судом копию судебного акта о введении в отношении юридического лица процедуры банкротства (представляется юридическим лицом, находящимся в процедуре банкротства).
В случае подачи документов через представителя по доверенности к заявке прилагается доверенность.
Юридическое лицо несет ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений и документов, предусмотренных настоящим Порядком.
Заявки с документами, указанными в настоящем пункте, регистрируются в день приема в порядке очередности поступления в Комитет.
Материалами дела установлено, что 07.06.2018 Инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области, Комитетом строительства Волгоградской области, Комитетом по управлению государственном имуществом Волгоградской области, ООО «Пересвет-ЮГ», Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки, ООО «Орион» и арбитражным управляющим ООО «Орион» ФИО2 подписано соглашение о завершении строительства и ввода в эксплуатацию 13 многоквартирных домов жилого комплекса «Парк Европейский», расположенных по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда, сведения о котором содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее Соглашение).
ООО «Пересвет-ЮГ» приняло на себя обязательства по завершению строительства и ввода в эксплуатацию 13 многоквартирных домов жилого комплекса «Парк Европейский», расположенных по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда в соответствии с условиями соглашения о завершении строительства и вводе в эксплуатацию жилого комплекса «Парк Европейский».
В соответствии с пунктом 2.2. соглашения его стороны договорились о реализации ряда мероприятий, в том числе, предоставление инвестору (ООО «Пересвет-Юг»), в соответствии с Постановлением администрации Волгоградской области от 09.04.2018 года N 153-п, субсидии на финансовое обеспечение затрат на подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов жилого комплекса к сетям инженерно-технического обеспечения, в пределах лимитов, доведенных до Комитета строительства Волгоградской области на соответствующий период.
Согласно пункту 3.4 соглашения Комитет строительства Волгоградской области обязан, в соответствии с Постановлением администрации Волгоградской области от 09.04.2018 года № 153-п осуществить мероприятия, необходимые для предоставления Инвестору субсидии, предусмотренной пунктом 2.2. данного соглашения.
Таким образом, в соответствии с соглашением уполномоченный орган обязан предоставить субсидии на обеспечение затрат на подключение МКД, сведения о которых содержаться в реестре пострадавших граждан. Целью субсидии является фиксирование затрат на подключение проблемных домов к инженерным сетям.
Условия соглашения от 07.06.2018 года предусматривают финансирование подключения проблемных домов к инженерным сетям за счет средств субсидии из регионального бюджета.
На основании данного соглашения от 07.06.2018, а также в соответствии с требованиями пункта 2.1. Постановления № 153-п, ООО «Пересвет-ЮГ» обратилось в Комитет строительства Волгоградской области с заявкой от 30.05.2019 N 1-8/0141 на предоставление субсидии в размере 20 180 308 руб. 80 коп.
К заявке на получение субсидии приложены документы:
1) справка-расчет субсидии, согласно которой перечень предполагаемых затрат ООО «Пересвет-ЮГ» составит 20 180 308 руб. 80 коп., а именно на следующие мероприятия: электроснабжение 0,4 кВт; трансформаторная подстанция 2 БКТП 1250/10-0,4; наружные сети водоснабжения; наружные сети бытовой канализации; тепловая сеть;
2) договор генподряда № 31/08-2018/01-15 от 31.08.2018 на выполнение работ по строительству;
3) локальный сметный расчет по каждому объекту мероприятия указанного в справке-расчете;
4) проектная документация на объект застройки;
5)соглашение о завершении строительства;
6) разрешение на строительство;
7) справки о состоянии расчетов по налогам и сборам.
Таким образом, заявка была подана с приложением пакета необходимых документов и расчетом субсидии в размере 20 180 308 руб. 80 коп.
Согласно п. 2.6 Порядка (в редакции, действующей на момент подачи 30.05.2019 заявки) основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие юридического лица требованиям, установленным настоящим Порядком; представление юридическим лицом документов, предусмотренных настоящим Порядком, обязанность по представлению которых лежит на юридическом лице, не в полном объеме; наличие в представленных юридическим лицом документах недостоверных сведений; несоответствие представленных документов, обязанность по представлению которых лежит на юридическом лице, установленным требованиям; отсутствие лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету в текущем финансовом году на цели, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка; представление документов, предусмотренных настоящим Порядком, неуполномоченным лицом.
Материалами дела установлено, что 07.06.2019 года комиссией по рассмотрению вопросов предоставления субсидий дано заключение N 4/2018, в соответствии с которым, заявка ООО «Пересвет-Юг» и представленные документы на субсидию признана соответствующей требованиям, предусмотренным порядком предоставления субсидий.
21.06.2019 года Комитетом строительства Волгоградской области принято решение о предоставлении субсидии от N 36-06-08/4787, с учетом особого мнения члена комиссии, предоставить из областного бюджета субсидию ООО «Пересвет-Юг» на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей многоэтажной жилой застройки в размере 14 207 152 руб. 97 коп.
В свою очередь, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемое решение Комитета не содержит оснований, по которым заявка ООО «Пересвет-Юг» на предоставление субсидий была удовлетворена не в полном объеме. Каких- либо доводов о несогласии с расчетами Общества, Комитетом не приведено.
Из пояснений Комитета следует, что возражая в части предоставления субсидий в заявленном Обществом размере Комитетом установлено, что в состав заявки истцом включены также иные дома, не являющиеся проблемными. По мнению Комитета строительства Волгоградской области, предоставление субсидии на строительство инженерных сетей в заявленном Обществом размере неправомерно, поскольку к этим сетям в будущем возможно присоединение других домов, которые отсутствуют в перечне проблемных многоквартирных домов, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан.
В реестре проблемных домов значатся дома: №№ 5,6,7,15,16,21,22,23,24,25,28.
В заявке на предоставление субсидии указаны, в том числе, дома: №№ 9,10,14,19,20, не являющиеся проблемными домами.
В целях объективной оценки доводов и возражений сторон, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.09.2019 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Инженерно-технический центр «Волга», эксперту ФИО3
Перед экспертом судом поставлены следующие вопросы:
1.Изменятся ли проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей водоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№5,16,15). 3 этап - жилой дом №15», в случае исключения из проектной документации, представленной ООО «Пересвет-Юг» для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям водоснабжения жилых домов №№9,10,14,19,20?
2. Если изменятся, каким будет размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей водоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г.Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№5,16,15). 3 этап - жилой дом №15», исходя из проектной документации, представленной ООО «Пересвет-Юг» для получения субсидии, без учета присоединения к данным сетям водоснабжения жилых домов №№9,10,14,19,20 в ценах на 4 квартал 2018 года, в т.ч. НДС 20%?
3. Изменятся ли проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей теплоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64- ой Армии, 141 в Кировском районе г.Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№5,16,15). 3 этап - жилой дом №15», в случае исключения из проектной документации, представленной ООО «Пересвет-Юг» для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям теплоснабжения жилых домов №№9,19,20?
4. Если изменятся, каким будет размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей теплоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г.Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№5, 16, 15). 3 этап - жилой дом №15», исходя из проектной документации, представленной ООО «Пересвет-Юг» для получения субсидии, без учета присоединения к данным сетям теплоснабжения жилых домов №№9,19,20 в ценах на 4 квартал 2018 года, в т.ч. НДС 20%?
Из заключения эксперта № 3128/19 от 07.12.2019 следует, что при исключении из проектной документации, предоставленной ООО «Пересвет – Юг» для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям водоснабжения жилых домов №№ 9, 10, 14, 19, 20 из схемы водопроводных сетей изменятся проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей водоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№ 5,16,15, 3 этап-жилой дом № 15).
Размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей водоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№ 5,16,15, 3 этап-жилой дом № 15), исходя из проектной документации, представленной Обществом для получения субсидии, без присоединения к данным сетям водоснабжения жилых домов №№ 9,10,14,19,20 в ценах на 4 кв. 2018г., в т.ч. НДС 20% составит 4 219 890 руб.
В заключении указано, что при исключении вышеуказанных объемов работ
на наружные сети водоснабжения, размер затрат снизится на 244309 руб.
При исключении из проектной документации, предоставленной ООО «Пересвет – Юг» для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям теплоснабжения жилых домов №№ 9, 19, 20 из схемы тепловой сети изменятся проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей теплоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№ 5,16,15, 3 этап - жилой дом № 15).
Размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей теплоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома №№ 5,16,15, 3 этап-жилой дом № 15), исходя из проектной документации, представленной Обществом для получения субсидии, без присоединения к данным сетям теплоснабжения жилых домов №№ 9,19,20 в ценах на 4 кв. 2018г., в т.ч. НДС 20% составит 5 448 000 руб.
В заключении указано, что при исключении вышеуказанных объемов работ
на наружные сети теплоснабжения, размер затрат снизится на 35554 руб.
Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В силу положений статьи 16 указанного Закона, эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленное заключение эксперта отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого роду документам, содержит сведения об эксперте, с указанием образования, стажа работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о даче заведомо ложного заключения. Данное заключение содержит исследовательскую часть с указанием примененных методов исследования, является полным, ясным, содержит оценку результатов исследований, однозначные выводы и их обоснование.
Оценив экспертное заключение на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что оно является полным и ясным, оснований для иного толкования выводов эксперта отсутствуют, оснований не доверять выводам эксперта, обладающего специальными познаниями и давшего подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда апелляционной инстанции не имеется, выводы эксперта достоверны и не содержат противоречий. Экспертное заключение по содержанию и составу соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида (статья 86 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что заключение эксперта отвечает требованиям о допустимости доказательств, соответствует Федеральному закону от 31.05.2001г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статье 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является полным, ясным, содержит оценку результатов исследований, однозначные выводы и их обоснование, не содержат противоречий, а потому является надлежащим доказательством по делу.
Стороны возражений на заключение эксперта не заявили, ходатайства о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлены.
Таким образом, снижение ответчиком размера субсидии до 14 207 152 руб. 97 коп. не соответствует расчету, произведенному экспертом с учетом исключения перспективы технологического присоединения к наружным сетям водоснабжения и теплоснабжения жилых домов №№ 9, 10, 14, 19, 20, не являющихся проблемными.
Истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции уточнил заявленные требования, исключив возможные затраты, указанные экспертом из суммы заявленного размера субсидии.
Суд первой инстанции с учетом принятых уточнений, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Комитет указывает на возможность Общества в будущем произвести технологическое присоединение к проблемным домам №№ 5,15 и 16, также домов №№ 9,10,14,19,20, поскольку к заявке приложена проектная документация на строительство сетей водо- и теплоснабжения объекта «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома №№ 5,16,15).».
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции.
ООО «Пересвет-Юг» осуществляет завершение строительства 13 многоквартирных домов жилого комплекса «Парк Европейский», расположенных по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда на основании соглашения от 07 июня 2018 года о завершении строительства и вводе в эксплуатацию жилого комплекса «Парк Европейский», расположенного по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда, сведения о котором содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Соглашение от 07 июня 2018 года).
По условиям Соглашения от 07 июня 2018 года Инвестор (ООО «Пересвет-Юг») обязуется принять жилой комплекс длязавершениястроительства.
ООО «Пересвет-Юг» не являлось его застройщиком на протяжении всего периода строительства, а приняло его от предыдущего застройщика ООО «Орион» находящего в процедуре банкротства.
Завершение строительства производится по документам, полученным от прежнего застройщика, в том числе, проектной документации, техническим условиям на присоединение к сетям, без внесения изменений в спроектированные и согласованные сети.
Спорная проектная документация, вопреки доводам апеллянта не предусматривает возможность подключения домов №№ 9, 10, 14, 19, 20; в проектной документации отсутствуют какие-либо точки подключения указанных домов к сетям водоснабжения и теплоснабжения. Согласно проекту лишь предусмотрена возможность в будущем обеспечения пожаротушения данных домов.
В отношении сетей тепло- и водоснабжения домов ЖК «Парк Европейский» (в т.ч. дома №15) ООО «ВолгоСтройТеплоСервис-Плюс» по заказу прежнего застройщика ООО «Орион» была разработана проектная документация. Именно ООО «Орион» в соответствующих сетевых организациях были получены технические условия на присоединение к централизованным системам тепло- и водоснабжения.
Проектная документация на сеть водоснабжения предусматривала строительство закольцованной линии водопровода диаметром из полиэтиленовых труб диаметром 110мм - 225мм.
Проектное решение сети теплоснабжения предполагало строительство трубопровода теплоснабжения от существующего участка сети до дома №15 с возможностью также технологического присоединения домов №№5 и 16.
Строительство отдельных параллельных сетей для «проблемных» и «непроблемных» домов приведет к существенному удорожанию строительства сетей, в т.ч. для проблемных домов, поскольку потребует дополнительные расходы на получение новых технических условий от сетевых организаций, а также разработку нового проекта, либо фундаментальную переработку старого, и станет еще более обременительным для бюджета. Указанное не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд учитывает, что целью заключения Соглашения от 07 июня 2018 года о завершении строительства и привлечения нового застройщика ООО «Пересвет-Юг», является скорейшее завершение строительства проблемного жилого комплекса «Парк Европейский» застройщика ООО «Орион», находящегося в процедуре банкротства, т.е. удовлетворения требований обманутых дольщиков.
Заключение между ООО «Пересвет-Юг» и ООО «Астра-Проект» договора на выполнение комплекса работ необходимых для разработки проектной и рабочей документации от 01.11.2018г. № 839, не влияет на существо спора, поскольку переработка проектной документации занимает продолжительное время и приведет к существенному затягиванию сроков завершения строительства всех «проблемных» домов, следовательно, к нарушению прав обманутых дольщиков.
Размер предоставляемой субсидии Комитетом, в нарушение порядка предоставления субсидии, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 09 апреля 2018 года №153-п, определен простой пропорцией, без учета всех обстоятельств.
Кроме того, в региональный перечень проблемных домов, ведущемся Инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области и размещенный на ее официальном сайте (https://uqsn.volqoqrad.ru/other/perechen-mkd/), также включены дома №№9 и 10, достройка которых также была предусмотрена Соглашением от 07 июня 2018 года.
Апелляционный суд считает необоснованными доводы жалобы относительно неправомерности обжалуемого решения в части обязания Комитета устранить допущенные нарушения, изменив решение о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787, изложив пункт 1 его резолютивной части в следующей редакции: «1. Предоставить из областного бюджета субсидию ООО «Пересвет-Юг» на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельных участков (электроснабжения, наружных сетей водоснабжения и бытовой канализации, тепловой сети и трансформаторной подстанции) объекта: «Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома NN 5, 16, 15). 3 этап - жилой дом N 15» в размере 19 892 599 руб. 80 коп.
Материалами дела установлено, что заявка на предоставление субсидии и представленные документы соответствовали требованиям действующего законодательства, спор возник в части размера субсидии.
В соответствии с правилами части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения при признании ненормативного правового акта недействительным должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав недействительным ненормативный правовой акт и необходимость устранения нарушений прав заявителя, суд в резолютивной части решения обоснованно указал на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив действия, которые приведут к восстановлению нарушенных прав.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы Комитета строительства Волгоградской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 года по делу № А12-22234/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи М.А. Акимова
А.В. Смирников