ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-2166/2012 от 05.04.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11, http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-22247/2011

«05» апреля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «05» апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «05» апреля 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Фединой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес местонахождения: 400087, <...>)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2012 года по делу № А12-22247/2011 (судья Стрельникова Н.В.)

по заявлению общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес местонахождения: 400087, <...>)

к Управлению охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН: <***>, адрес местонахождения: 400131, <...>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании представителей:

ОО - «ВООО и Р» – не явился, извещен,

Управления охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области - не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Общественная организация - «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» (далее - заявитель, Общественная организация, ОО – «ВООО и Р») с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.11.2011 и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общественная организация - «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

Управление охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Общественная организация - «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление № 77892 4 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечила. 26 марта 2012 года поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Общественной организации. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.

Управление охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление № 77893 1 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 03 марта 2012 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 10.10.2011 по 07.11.2011 Управлением охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области на основании приказа Управления № 404-04 от 05.10.2011, была проведена внеплановая проверка Общественной организации - «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов», являющейся охотпользователем охотничьего хозяйства «Новониколаевское».

В ходе проверки установлено, что при ведении охотничьего хозяйства требования законодательства об охране и использовании животного мира, об охоте и охотничьем хозяйстве обществом не исполняются.

Административным органом установлено, что Общественной организацией нарушены пункт 11 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказ Минприроды России от 12.11.2010 № 503 и условия пользования животным миром, определенные долгосрочной лицензией, а именно: внутрихозяйственное охотустройство не проведено, ведение охотничьего хозяйства осуществляется без учета научнообоснованных проектных решений по организации территории, увеличению продуктивности охотничьих угодий, достижению оптимальной плотности охотничьих животных.

Остолбление воспроизводственного участка произведено с нарушением Приказа Минприроды России от 12.11.2010 № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов». Аншлаги изготовлены из подручных средств, установлены на деревянных столбиках, размер табличек выполнен произвольно и не соответствует предъявляемым требованиям. При измерении их размер составил 60x24, высота столба 180 см., 28x47, высота столба 145 см. Из общего количества аншлагов 11 установлены на деревянных стойках, 1 табличка укреплена на столбе линии электропередач, 7 табличек закреплены на деревьях.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 20.10.2011 и послужили основанием для составления в отношении общественной организации – «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» протокола об административном правонарушении № б/н-04/11 от 08.11.2011 по совершению правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 8.37. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

15 ноября 2011 года заместителем начальника Управления – заведующим отделом по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания, охране водных биологических ресурсов Управления охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ОО – «ВООО и Р» оспорила его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что событие административного правонарушения представленными материалами дела подтверждено, факт правонарушения доказан, вина заявителя установлена, мера наказания за совершенное деяние установлена в пределах вменяемых санкций Кодекса, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования правил пользования объектами животного мира.

В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон о животном мире) долгосрочная лицензия дает право пользования объектами животного мира, а реализуется данное право путем осуществления пользования объектами животного мира в пределах границ и на условиях, указанных в договоре о предоставлении территории акватории.

Материалами дела подтверждено, что Общественной организации на основании долгосрочной лицензии от 03.09.2007 серии О № 0005353 и договора от 27.08.2007 № Д-165/07 предоставлено право пользования животным миром на закрепленной за ней территорией, акваторией Волгоградской области «Новониколаевское» Новониколаевского района общей площадью 128,2 тыс. гектаров в границах согласно приложению к договору.

Таким образом, заявитель является лицом, ответственным за пользование животным миром, на закрепленной за ним территории.

На основании статьи 40 Закон о животном мире пользователи животным миром обязаны: осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; применять при пользовании животным миром гуманные способы. Аналогичные обязанности для охотпользователя установлены и договором о предоставлении Общественной организации в пользование территории необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 27.08.2007 № Д-165/07.

Согласно договору, заключенному между Администрацией Волгоградской области и общественной организации от 27.08.2007 № Д-165/07 по результатам конкурса предоставлена для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты территория, акватория Волгоградской области (далее - охотничье хозяйство) «Новониколаевское» Новониколаевского района общей площадью 128,2 тыс. гектаров (далее - Договор).

Пунктом 2.2 Договора определены обязанности охотопользователя, в частности, он обязан:

- при ведении охотничьего хозяйства неукоснительно соблюдать требования законодательства об охране и использовании животного мира, об охоте и охотничьем хозяйстве, а также лесного, водного и земельного законодательства Российской Федерации и Волгоградской области (п. 2.2.1),

- в течение трех месяцев с даты заключения договора провести остолбление границ охотничьего хозяйства аншлагами (межевыми знаками) на каждой въездной дороге в зависимости от ландшафта территории (п. 2.2.3),

- в течение шести месяцев с даты заключения договора остолбить воспроизводственный участок (зону покоя) аншлагами (п. 2.2.4),

- в течение двух лет с даты заключения настоящего договора провести охотоустройство охотничьего хозяйства (п. 2.2.5).

Порядком установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 12.11.2010 № 503, установлено, что в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.

Границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.

На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов.

Сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка, наносятся на специальный информационный знак печатными буквами черного цвета размером по высоте не менее 70 мм. Специальный информационный знак имеет прямоугольную форму размером не менее 40 x 60 см, изготавливается из листового металла (например, оцинкованной жести) и крепится к верхней части основания (столба) на расстоянии 180 см от поверхности земли.

Специальный информационный знак покрывается специальной краской по металлу белого цвета, а основание (столб) окрашивается краской контрастных цветов в виде горизонтальных полос. Нижняя часть основания заглубляется в грунт (не менее 40 см).

Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов.

На территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте».

На территории общедоступных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

На основании пункта 11 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение условий договора о проведении внутрихозяйственного охотустройства и принятие надлежащих мер, направленных на организацию и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками зон охраны охотничьих ресурсов.

В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства о принятии всех мер по соблюдению законодательства о животном мире, об охоте и Договора, свидетельствующих о том, что Общественной организацией были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения в материалы дела не представлены.

Доказательства невозможности соблюдения Общественной организацией требований законодательства об охоте и Договора в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела также не представлены.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Общественной организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых она привлечена к административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная инстанция считает, что административным органом доказан факт совершения правонарушения. В действиях администрации содержится состав вмененного правонарушения.

Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами. Нарушений не установлено.

Управление охотничьего и рыболовного хозяйства Администрации Волгоградской области правомерно привлекло заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 8.37. КоАП РФ.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна совершённому деянию.

Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба Общественной организации не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

Платежным поручением № 257 от 18 ноября 2011 года Общественной организацией «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Следовательно, Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» следует возвратить уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2012 года по делу № А12-22247/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выдать Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» справку на возврат из федерального бюджета уплаченной платежным поручением № 257 от 18 ноября 2011 года государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Председательствующий Ю.А. Комнатная

Судьи С.А. Кузьмичев

Н.В. Луговской