ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-32147/2020 |
20 мая 2021 года |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А., рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Отрады-6» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 февраля 2021 года (мотивировочная часть от 12 февраля 2021 года) по делу № А12-32147/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Кострова Л.В.),
по заявлению товарищества собственников жилья «Отрады-6» (400121, г. Волгоград, ул. Николая Отрады, д. 6, ОГРН 1093459000073, ИНН 3441035813)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д.39А, оф. 205,ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
заинтересованные лица: управление «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А), Администрация Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось товарищество собственников недвижимости «Отрады-6» (далее – ТСЖ «Отрады-6», товарищество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – инспекция, административный орган) от 03.11.2020 №1602-Р о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 12 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ «Отрады-6» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не предоставлены.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 08 апреля 2021 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Из материалов дела следует, что Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда с 01.09.2020 по 09.09.2020 на основании распоряжения № 1602-р от 26.08.2020 в отношении ТСЖ «Отрады-6» проведена внеплановая выездная проверка доводов, содержащихся в обращении гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 6 по ул. им. Н. Отрады в г. Волгограде (т.1 л.д.58).
Указанный многоквартирный дом находится в управлении ТСЖ «Отрады-6».
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий установлено, что в двух жилых комнатах квартиры № 46 многоквартирного дома № 6 по ул. им. Н. Отрады в г. Волгограде на стыке несущей стены и межкомнатной перегородки выявлены вертикальные трещины.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении товариществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания), пунктов 4.2.1.1 и 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - ПиН), пунктов 3 и 10 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.09.2020 № 1602-Р (т.1 л.д.69-73). Материалы проверки направлены в инспекцию для рассмотрения (т.1 л.д.57).
Допущенные нарушения квалифицированы административным органом по статье 7.22 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений в отношении ТСЖ «Отрады-6» должностным лицом инспекции составлен протокол об административном правонарушении от 20.10.2020 № 1602-р об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.22 КоАП РФ (т.1 л.д.50-53). О дате месте и времени составления протокола товарищество извещено надлежащим образом (т.1 л.д.54-56).
Постановлением инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 03.11.2020 № 1602-р ТСЖ «Отрады-6» привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 41 000 руб. (т.1 л.д.42-46).
Не согласившись с указанным постановлением, ТСЖ «Отрады-6» оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ТСЖ «Отрады-6», а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе товарищество указывает на отсутствие вины в совершении вменённого правонарушения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере собственности на жилые помещения.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует любое из следующих действий:
- нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений;
- нарушение порядка и правил признания жилых домов и (или) жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые;
- переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения является лицо, ответственное за содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений, им может быть юридическое и должностное лицо.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Управление многоквартирным домом № 6 по ул. им. Н. Отрады в г. Волгограде осуществляет ТСЖ «Отрады-6» на основании Устава (т.1 л.д.87-103).
Предметом и целями товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме № 6 по ул. Н. Отрады и других присоединяемых домов: обеспечение технической эксплуатации жилищного фонда, владение, пользование и распоряжение в установленных законодательством пределах общим имуществом дома (пункт 2.1 Устава).
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность, в том числе, за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Пунктом 10 Правил содержания установлено, что общее имущество собственников помещений многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11 и 13 Правил содержания).
Согласно пункту 4.2.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.2.1.14 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Пунктом 3 Минимального перечня установлено, что к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, поражённых гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перегородок в многоквартирных домах, относятся выявление зыбкости, выпучивания, наличия трещин в теле перегородок и в местах сопряжения между собой и с капитальными стенами, перекрытиями, отопительными панелями, дверными коробками, в местах установки санитарно-технических приборов и прохождения различных трубопроводов; проверка звукоизоляции и огнезащиты; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 10 Минимального перечня).
Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о невыполнении заявителем возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома наличии, что образует объективную строну вменённого товариществу правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе товарищество указывает на отсутствие вины в неосуществлении ремонта в спорной квартире, поскольку собственник сам срывал выполнение работ по установке контрольных маячков, не допуская работников ТСЖ «Отрады-6» в квартиру. Осмотр в ноябре 2020 года квартиры № 40, расположенной непосредственно под квартирой № 46, а также внешних стен в месте расположения квартиры № 46 не выявил наличие каких-либо дефектов.
Вышеуказанные доводы товарищества подтверждены актами от 24.09.2020, 01.10.2020, 08.10.2020, от 26.11.2020, от 27.11.2020 (т.1 л.д.20-25).
Однако указанные акты не могут свидетельствовать об отсутствии вины товарищества в совершении вменённого правонарушения, поскольку они составлены после проведения проверки, установившей наличие вертикальной трещины на стыке несущей стены и межкомнатной перегородки в квартире № 46.
Доказательства, подтверждающие принятие ТСЖ «Отрады-6» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, товариществом не предоставлены.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины в совершении правонарушения отклонены судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Апелляционный суд считает факт совершения правонарушения и вину заявителя доказанными. С учётом требований статьи 2.1 КоАП РФ административный орган обоснованно привлёк ТСЖ «Отрады-6» к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции. Существенных нарушений не допущено.
Оспоренное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, назначен административным органом в пределах санкции нормы статьи 7.22 КоАП РФ.
Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 АПК РФ, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 февраля 2021 года по делу № А12-32147/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья М.А. Акимова