ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-18525/2020 |
16 апреля 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шавеевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2021 года по делу № А57-18525/2020,
по исковому заявлению Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор», конкурсного управляющего ФИО1,
к Саратовской области в лице Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области,
третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, конкурсный управляющий ФИО2,
о взыскании задолженности,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Ртищевское муниципальное унитарное предприятие «Водозабор» с исковым заявлением к Саратовской области в лице Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, с участием третьих лиц: Министерство финансов Саратовской области, Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, о взыскании за счет средств казны Саратовской области задолженности по субсидии, подлежащей выплате в рамках договора № 9 от 01.02.2019 за октябрь 2019 в сумме 294 876,07 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, путем направления судебного акта.
Согласно статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Кроме того, информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседание, об объявленных перерывах в судебном заседании была размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда – https://12aas.arbitr.ru/ , а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного апелляционного суда.
Неявка в судебное заседание заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, не препятствует разрешению спора в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.02.2019г. между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (министерство) и Ртищевским муниципальным унитарным предприятием «Водозабор» (получатель) был заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при оказании услуг населению по тепло- водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года» №9.
Предметом договора №9 от 01.02.2019г. является предоставление из областного бюджета в 2019г. субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству на 2019г., предусмотренных в областном бюджете в соответствии со сводной бюджетной росписью, в целях возмещения затрат получателя, связанных с поддержание объектов инженерной инфраструктуры (сетей, сооружений, оборудования) в работоспособном состоянии, включенных регулирующим органами области при регулировании тарифов на очередной период регулирования в состав необходимой валютной выручки в доле, приходящейся на объем отпуска коммунальных услуг в жилых помещениях на общедомовые нужды (в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг), конечным потребителей которых является население.
В соответствии с пунктом 3.3 договора субсидия перечисляется Министерством ежемесячно, до конца месяца, следующего за месяцем, в котором представлен отчет об использовании Субсидии, на расчетные счета Получателя Субсидий, предусмотренные договором, открытые Получателем Субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитных организациях, при условии не превышения суммы Субсидии, подлежащей перечислению Получателю, над суммой остатков предельных объемов финансирования по соответствующему коду БК, учтенных на лицевом счете Министерства.
Во исполнение условий договора № 9 от 01.02.2019 истцом в адрес ответчика в установленные сроки были направлены отчеты – заявки, подтверждающие объем оказанных услуг отчеты-заявки за каждый месяц 2019 года, в том числе за октябрь 2019 года.
Факт получения Ответчиком направленных Истцом отчетов-заявок подтвержден штампами о приеме входящей корреспонденции канцелярии Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области на отчетах - заявках и не оспаривается Ответчиком.
В связи с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением Комитета госрегулирования тарифов Саратовской области № 49/17 от 29.11.2018 года МУП «Водозабор» на водоснабжение и водоотведение на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года установлены двухставочные тарифы:
- на услугу водоснабжения в размере 31.84 руб. куб.м. с учётом НДС - ставка платы за потребление;
- на услугу водоснабжения в размере 11.68 руб./куб.м. с учётом НДС - ставка платы за содержание системы водоснабжения:
- на услугу водоотведение в размере в 12.76 руб./куб.м. с учётом НДС - ставка платы за водоотведение.
Во исполнение обязательств, предусмотренных договорами, истец оказал услуги по водоснабжению и водоотведению, конечным потребителем которых является население.
Истец за период октябрь 2019 года по договору № 9 от 01.02.2019 в полном объеме выполнил свои обязательства, однако, ответчик свои обязательства по выплате субсидий не выполнил, в результате чего образовалась задолженность, которая составила 294 876 руб. 07 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании за счет средств казны Саратовской области задолженности по субсидии, подлежащей выплате в рамках договора № 9 от 01.02.2019 года за период октябрь 2019 года в сумме 294 876 руб. 07 коп.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на представление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Договоры заключены на предоставление субсидий на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной программы Саратовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года" (Постановление Правительства Саратовской области N 147-П от 12.03.2014).
В соответствии с указанным Положением, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 N 147-П, субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), производителям товаров, работ, услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению населению, в том числе при условии, что организация производит расчеты за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Материалами дела подтвержден факт оказания Ртищевским МУП «Водозабор» услуг населению по двухставочному тарифу.
На основании части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с Законом Саратовской области от 28.11.2017 N 115-ЗСО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области является главным распорядителем доходов областного бюджета.
Таким образом иск заявлен к надлежащему ответчику.
Как указывалось ранее, между сторонами заключен договор N 9 от 01.02.2019 на предоставление субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной программы Саратовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности" (Постановление Правительства Саратовской области N 147-П от 12.03.2014).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как верно установил суд первой инстанции, в нарушение условий договора, а также с учетом реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» (Постановление Правительства Саратовской области №147-П от 12.03.2014 года), ответчик взятые на себя обязательства надлежащим образом не исполнил, в связи с чем за ним образовалась задолженность, за октябрь 2019 года, причинившая истцу убытки в общей сумме 294 876 руб. 07 коп.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своей позиции истцом в материалы дела представлены копии договора № 9 от 01.02.2019, отчеты-заявки за спорные периоды, копия претензии, направленной Ответчику, справки Администрации ФИО3 Саратовской области, подтверждения получения отчетов-заявок Ответчиком, тексты нормативных актов государственных и муниципальных органов, обусловливающих предоставления льгот населению ФИО3 в части оплаты водопотребления.
В свою очередь Минстрой и ЖКХ Саратовской области не опроверг факта надлежащего исполнения истцом обязательств по договору № 9 от 01.02.2019г., и не представил суду доказательств надлежащего исполнения условий договора № 9 от 01.02.2019 Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, как и реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» (Постановление Правительства Саратовской области №147-П от 12.03.2014 года).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований не согласиться с данным выводом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство придает приоритетное значение данным приборам учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении платы за поставленные энергетические ресурсы, в связи с чем сумма задолженности за октябрь 2019 является некорректной, судебной коллегией отклоняется как документально не подтвержденный. При этом следует отметить, что данный довод ранее при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявлялся и не был предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.
Довод апеллянта, что в связи с введением в отношении Ртищевского МУП "Водозабор" процедура наблюдения, при перечислении Министерством денежных средств в рамках заявленных требований последние будут перечислены в пользу третьих лиц по иным исполнительным листам, а не в рамках исполнения обжалуемого судебного акта судебной коллегией отклоняется, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязательств по договору N 9 от 01.02.2019.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2021 года по делу № А57-18525/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Т. ФИО4
Судьи О.И. Антонова
Л.Ю. Луева