ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3064/2012 от 10.05.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11, http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов                                                                                             Дело № А06-9312/2011 16 мая 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.

Двенадцатый  арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Акимовой М.А., Жевак И.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок (414000, г. Астрахань, ул.Чернышевского, д.6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2012 года по делу № А06-9312/2011 (судья Мирекина Е.И.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Алехиной Юлии Владимировны (Астраханская область, Наримановский район, с.Новокучергановка)

к администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок (414000, г. Астрахань, ул.Чернышевского, д.6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)

о признании незаконными действий по отказу в замене подвижного состава, выраженных в письме от 28.11.2011 № 07-10-02-4232, об обязании согласовать замену автобуса,

без участия представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Алехина Юлия Владимировна (далее – ИП Алехина Ю.В., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок о признании действий по отказу в замене подвижного состава, выраженных в письме от 28.11.2011 № 07-10-02-4232, незаконными; обязании согласовать замену автобуса.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2012 года заявление предпринимателя удовлетворено. Суд первой инстанции признал действия администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок по отказу в замене подвижного состава на маршруте № 43, выраженному в письме от 28.11.2011 № 07-10-02-4232, незаконными и обязал администрацию города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок согласовать ИП Алехиной Ю.В. замену автобуса марки «ГАЗ-322132» г/н А612 КЕ/30 на автобус марки «ГАЗ-322132» г/н Х668 ЕН30. Кроме того, с администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Администрация города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя. Податель жалобы, ссылаясь на подпункт 2.3 Административного регламента администрации г. Астрахани по предоставлению муниципальной услуги «Замене подвижного состава на регулярном муниципальном маршруте г. Астрахани», утвержденного постановлением администрации г. Астрахани от 03.11.2010 № 8608, пункт 3.5 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 № 49, настаивает на том, что поскольку в нарушение названных норм предпринимателем не заключен с администрацией г. Астрахани договор использования регулярного муниципального маршрута пассажирского транспорта, отказ в замене подвижного состава является законным.

ИП Алехиной Ю.В. письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Представители администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок, ИП Алехина Ю.В.  в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений № 78880 9, № 78878 6 о вручении корреспонденции адресатам.

Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 03.04.2012. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ИП Алехина Ю.В. имеет лицензию № АСС-30-4033-001 от 26.01.2007 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта УГАДН по Астраханской области.

Для осуществления указанной деятельности администрацией города Астрахани предпринимателю выдана утвержденная в установленном порядке, схема движения автобусов Газ-322132 скоростного маршрута № 43с                                 ул. Рождественского (Техсервис) - ул. Белгородская (ТЦ Три кота) согласно постановлению Мэра г. Астрахани от 27.12.2005 № 2208-м, на автомобиль с регистрационным знаком № А 612 КЕ.

В связи с производственной необходимостью замены транспортного средства предприниматель представил в Управление транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани документы в целях замены подвижного состава автобуса марки ГАЗ-322132 гос. № А 612 КЕ на автобус марки ГАЗ-322132 гос. № Х 668 ЕН30.

Письмом от 28.11.2011 № 07-10-02-4232 администрация г. Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок отказала заявителю в замене транспортного средства на соответствующем маршруте, мотивировав это тем, что в нарушение пункта 3.5 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 № 49, у заявителя не имеется заключенного с администрацией договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.

ИП Алехина Ю.В., не согласившись с данным отказом, оспорила его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Административного регламента администрации г. Астрахани по предоставлению муниципальной услуги «Замена подвижного состава на регулярном муниципальном маршруте г. Астрахани», утвержденного постановлением администрации г. Астрахани от 03.11.2010 № 8608, Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 № 49,  установил наличие у органа местного самоуправления обязанности по замене подвижного состава, предоставление заявителем всех необходимых для этого документов и сделал вывод, что отказ администрации г. Астрахани нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы предпринимателя.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.

Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.

Таким образом, администрация города Астрахани, координируя и контролируя деятельность субъектов всех форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города Астрахани, осуществляет дорожную, перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Транспортное обслуживание населения на территории муниципального образования «Город Астрахань» осуществляется на основании Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 № 49 (далее – Правила).

Указанные Правила устанавливают требования к организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани с целью обеспечения безопасности пассажирских перевозок, бесперебойной транспортной связи, функционирования муниципальной транспортной сети и установления единой транспортной политики; определяют отношения между органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими пассажирские перевозки автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани (пункт 1.2).

В соответствии с пунктом 1.3 Правил деятельность городского пассажирского автомобильного транспорта осуществляется на основе принципов:

приоритета жизни, здоровья и сохранности имущества пассажиров, экологической безопасности над экономическими результатами деятельности автомобильного пассажирского транспорта;

равенства прав и обязанностей юридических лиц и физических лиц, осуществляющих транспортную деятельность;

доступности для населения города услуг пассажирского транспорта;

обеспечения на территории города единой транспортной политики за счет применения единых требований и норм осуществления транспортной деятельности для всех категорий перевозчиков;

осуществления транспортной деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с соблюдением условий развития предпринимательства и конкуренции.

Согласно пункту 1.4 Правил их исполнение является обязательным для всех субъектов транспортной деятельности, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани.

Пунктом 5.2.2 Правил на перевозчика возложена обязанность осуществлять оперативную замену сошедшего с линии автобуса, не допуская снижения нормы выхода подвижного состава на маршрут.

Порядок предоставления муниципальной услуги по замене подвижного состава регламентирован положениями Административным регламентом администрации г. Астрахани по предоставлению муниципальной услуги «Замена подвижного состава на регулярном муниципальном маршруте г. Астрахани», утвержденным постановлением администрации г. Астрахани от 03.11.2010 № 8608 (далее – Регламент).

В силу пункта 2.2 Регламента названная муниципальная услуга предоставляется администрацией г. Астрахани, отделом транспорта и пассажирских перевозок Управления транспорта и пассажирских перевозок.

На основании пункта 2.7.1. Регламента данная муниципальная услуга предоставляется на основании документов в следующем составе:

- заявление о замене подвижного состава на регулярном муниципальном маршруте, составленное по образцу (приложение 2 к настоящему административному Регламенту);

- маршрутная карта движения транспортного средства по маршруту и схема движения транспортного средства по маршруту в 2-х экземплярах;

- копия паспорта транспортного средства;

- копия правоустанавливающих документов на транспортное средство;

- копии документов на проведение предрейсового технического осмотра транспортного средства, медицинского осмотра водителей, проведение ТО-1, ТО-2;

- копия лицензионной карточки на подвижной состав;

- копия талона технического осмотра.

Требовать от заявителя документы, не предусмотренные настоящим подпунктом, не допускается.

В силу пункта 2.8 Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

- несоответствие представленных заявителем документов перечню согласно подпункту 2.7.1. пункта 2.7. настоящего административного Регламента;

- несоответствие транспортного средства требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации;

- отказ заявителя в предоставлении транспортного средства для осмотра.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2.7.1 Регламента, были представлены заявителем в администрацию г. Астрахани для замены подвижного состава, а транспортное средство представлено для осмотра.

Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии у администрации г. Астрахани правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги является правильным.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт 2.3 Регламента и пункт 3.5 Правил о том, что поскольку в нарушение названных норм предпринимателем не заключен с администрацией г. Астрахани договор использования регулярного муниципального маршрута пассажирского транспорта, отказ в замене подвижного состава является обоснованным, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонён.

Как верно указал суд первой инстанции, выдача предпринимателю и утверждение заинтересованным лицом маршрутной карты на транспортное средство свидетельствует о наличии между сторонами правоотношений по перевозке, так как администрация г. Астрахани, утвердив маршрутную документацию, без заключения соответствующего договора, фактически дала предпринимателю, имеющему лицензию на перевозку пассажиров, согласие на использование предпринимателем регулярного муниципального маршрута.

При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление предпринимателя о признании действий администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок по отказу в замене подвижного состава на маршруте № 43, выраженному в письме от 28.11.2011 № 07-10-02-4232, незаконными и обязал администрацию города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок согласовать ИП Алехиной Ю.В. замену автобуса марки «ГАЗ-322132» г/н А612 КЕ/30 на автобус марки «ГАЗ-322132» г/н Х668 ЕН30.

Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

Апелляционная жалоба администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2012 года по делу № А06-9312/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                                   Т.С. Борисова

Судьи                                                                                                           М.А. Акимова

                                                                                                                     И.И. Жевак