ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3236/13 от 23.05.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-27/2013

28 мая 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013года.

Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каспийская Энергия Проекты» (414028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2013 года по делу № А06-27/2013 (судья Плеханова Г.А.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Каспийская Энергия Проекты» (414028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (414000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления № 02-03-06/104 от 14.12.2012,

без участия представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

  общество с ограниченной ответственностью «Каспийская Энергия Проекты» (далее – ООО «Каспийская Энергия Проекты», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Астраханской области, административный орган) № 02-03-06/104 от 12.10.2012 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 13 марта 2013 года в удовлетворении заявленных ООО «Каспийская Энергия Проекты» требований отказано.

ООО «Каспийская Энергия Проекты» не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества. Податель апелляционной жалобы настаивает на отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого правонарушения. По мнению ООО «Каспийская Энергия Проекты», перечень документов, которые могут быть представлены в уполномоченный орган в качестве документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг не установлен, а потому, предоставление Обществом справки о подтверждающих документах с приложением актов оказанных услуг свидетельствует о соблюдении заявителем требований валютного законодательства. Кроме того, податель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что вменяемое Обществом правонарушение содержит угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования и затрудняет контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства Российской Федерации.

ТУ Росфиннадзора в Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседании представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений № 92463 8, № 92461 4, № 92462 1 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.

Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 13.05.2013. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ТУ Росфиннадзора в Астраханской области проведена внеплановая проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ООО «Каспийская Энергия Проекты».

В ходе проведения указанной проверки установлено, что ООО «Каспийская Энергия Проекты» не соблюдены требования пункта 9.2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно, подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах, которая согласно указанию ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У является формой учета по валютным операциям, представлены Обществом в банк ПС с нарушением установленного банком ПС срока.

28.11.2012 главным специалистом-экспертом отдела правового и аналитического обеспечения ТУ Росфиннадзора в Астраханской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 02-03-06/104, которым совершенное Обществом правонарушение квалифицировано по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14.12.2012 руководителем ТУ Росфиннадзора в Астраханской области ФИО2 вынесено постановление № 02-03-06/104, которым ООО «Каспийская Энергия Проекты» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) руб.

ООО «Каспийская Энергия Проекты», не согласившись с вышеназванным постановлением ТУ Росфиннадзора в Астраханской области, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, сделал выводы о доказанности административным органом состава вменяемого Обществу правонарушения и вины в его совершении, а также о соблюдении порядка привлечения ООО «Каспийская Энергия Проекты» к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону.

Частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля урегулированы Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ)

Частью 1 статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция Банка России № 117-И) для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк ПС документы, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов.

Резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля предусмотренные статьей 23 настоящего закона документы и информацию, связанные с проведением валютных операций. (подпункт 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ)

Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У справка о подтверждающих документах относится к формам учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорт сделки, документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Таким образом, приведенными нормами на заявителя возложены обязанности по представлению в банк паспорта сделки как отчетности, так и подтверждающих документов.

Пунктом 2.2 Положения ЦБ РФ № 258-П установлено, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.

Согласно пункту 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

В силу пункта 2.6 Положения ЦБ РФ № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в установленном настоящим Положением порядке представляет в банк ПС два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации).

Справка о поступлении валюты РФ представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту (пункт 2.7 Положения ЦБ РФ № 258-П).

Как следует из материалов дела, при осуществлении внешнеэкономической деятельности 01.03.2012 между фирмой «Nerida Limited» (Великобритания), именуемым Судовладелец, и ООО «Каспийская Энергия Проекты» (Фрахтователь) заключен Бербоутный Чартер № 1 на фрахт судов – барж, предметом которого является сдача нерезидентом во фрахт ООО «Каспийская Энергия Проекты» Барж М-43, М-47 и АРК-8.

В соответствии с пунктом 13 Соглашения срок действия чартера-до 31.10.2012.

Согласно пункту 2 Соглашения начальный срок сдачи в аренду - 01.03.2012.

Пунктом 24 Соглашения установлено, что стоимость арендной платы:

за аренду баржи М-47, баржи АРК-8:

в период с 01.03.2012 по 30.06.2012 за аренду баржи М-47, баржи АРК-8 - суточная арендная ставка 600 долларов США.

в период с 01.07.2012 по 21.08.2012 за аренду баржи М-47, баржи АРК-8 - суточная арендная ставка 1 741,1 долларов США.

в период с 22.08.2012 до момента приема барж Судовладельцем, за аренду баржи М-47, баржи АРК-8 - суточная арендная ставка 1 600 долларов США.

В случае досрочного возвращения барж с момента приема барж Судовладельцем в порту Астрахань до истечения срока действия чартера (31.10.2012), за баржу М-47 и баржу АРК-8 начисляется суточная арендная ставка 600 долларов США за каждую баржу.

За аренду баржи М-43:

в период с 01.03.2012 по 31.07.2012 за аренду баржи М-43 - суточная арендная ставка 600 долларов США.

в период с 01.08.2012 по 21.08.2012 за аренду баржи М-43 - суточная арендная ставка 1 741,1 долларов США.

в период с 22.08.2012 до момента приема баржи Судовладельцем, за аренду баржи М-43 - суточная арендная ставка 1 600 долларов США.

в случае досрочного возвращения баржи с момента приема баржи Судовладельцем в порту Астрахань до истечения срока действия чартера (31.10.2012), за баржу М-43 начисляется суточная арендная ставка 600 долларов США.

В соответствии с пунктом 26 Соглашения условия оплаты - в долларах США, авансом, за календарный месяц вперед. Оплата должна быть произведена в течение 10-ти банковских дней с момента выставления счета Судовладельцем.

В счёт исполнения Соглашения от 01.03.2012 контрагент в адрес ООО «Каспийская Энергия Проекты» 18.05.2012 выставил инвойсы с № 07-1725 по № 07-1732.

30.05.2012 в филиале № 8625 Астраханского отделения АКБ СБ РФ ООО «Каспийская Энергия Проекты» оформило Паспорт сделки № 12050001/1481/0112/4/0, в котором указана дата завершения исполнения обязательств - 31.10.2012.

31.05.2012 ООО «Каспийская Энергия Проекты» оплатило вышеуказанные инвойсы, согласно сведениям Ведомости банковского контроля по состоянию на 22.06.2012.

Таким образом, в силу вышеизложенных норм Положения ЦБ РФ № 258-П Общество должно представить документы не позднее 15 июня 2012 года.

С 01.10.2012 вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И).

Положение Центрального банка Российской Федерации № 258-П, Инструкция от 15.06.2004 № 117-И, Указание от 10.12.2007 № 1950-У признаны утратившими силу.

В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции № 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет с банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей инструкции одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору), а именно: в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (подпункт 9.1.3).

Пункт 9.2.2 главы 9 Инструкции № 138-И устанавливает иной срок предоставления резидентом в банк ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, а именно: не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 173-ФЗ акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В данном случае Инструкция Центрального банка Российской Федерации № 138-И улучшает положения Общества в части сроков представления СПД.

Так в соответствии с указанной инструкцией ООО «Каспийская Энергия Проекты» обязано представить в уполномоченный банк документы, подтверждающие оказание услуг по Бербоутному чартеру № 1 от 01.03.2012 в срок, не позднее 22 июня 2012 года.

Судом первой инстанции установлено, что в установленный срок Справка о подтверждающих документах с приложением указанных счетов в уполномоченный банк не представлялась.

Справка о подтверждающих документах с приложением актов об оказании услуг от 01.07.2012 представлены Обществом в банк только 06.08.2012.

Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Каспийская Энергия Проекты» имело реальную возможность не допустить нарушение установленного пунктом 9.9 Инструкции № 138-И срока предоставления в банк ПС справки о подтверждающих документах и соответствующие документы. Обстоятельств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер для надлежащего соблюдения указанных выше норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, на наличие таких доказательств в апелляционной жалобе Общество не ссылается.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях ООО «Каспийская Энергия Проекты» состава правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы апелляционной жалобы о том, что перечень документов, которые могут быть представлены в уполномоченный орган в качестве документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг не установлен, а потому, предоставление Обществом справки о подтверждающих документах с приложением актов оказанных услуг свидетельствует о соблюдении заявителем требований валютного законодательства не опровергают факта наличия в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого правонарушения и подлежат отклонению, поскольку и указанные документы были представлены ООО «Каспийская Энергия Проекты» за пределами установленного действующим законодательством срока (06.08.2012 вместо 22.06.2012).

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что совершенное Обществом правонарушение не содержит угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Как следует из общеправового принципа, закрепленного в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации заявитель обязан выполнить требования валютного законодательства. То есть, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, заявитель должен был не только знать о существовании обязанностей, но, и обязан был обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения требований валютного законодательства, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что неисполнение установленных требований валютного законодательства влечет негативные последствия для интересов государства, поскольку представляемые сведения необходимы для качественной выработки валютной и внешнеэкономической политики и принятия решений, влияющих на экономическую ситуацию в стране.

Информация, содержащаяся в представляемых уполномоченному банку документах, как агенту валютного контроля требуется для осуществления контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.

Таким образом, совершенное Обществом правонарушение создаёт существенную угрозу как для установленного государством в сфере валютного регулирования и валютного контроля порядка общественных отношений, так и для осуществление контрольных функций со стороны агентов валютного контроля.

Нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.

При назначении наказания административным органом учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Размер административного штрафа назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку и не могут повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного акта. Апелляционную жалобу ООО «Каспийская Энергия Проекты» следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2013 года по делу № А06-27/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каспийская Энергия Проекты» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Т.С. Борисова

Судьи М.А. Акимова

Н.В. Луговской