ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3328/2017 от 05.04.2017 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-11829/2016

10 апреля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ершовское автотранспортное предприятие»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2016 года по делу № А57-11829/2016 (судья Степура С.М.)

по заявлению открытого акционерного общества «Ершовское автотранспортное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ершов Саратовской области

к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (г.Саратов)

заинтересованное лицо в порядке ст. 51 АПК РФ, ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» (г. Саратов)

о признании незаконными действий (бездействия) по переносу срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат и обязании рассчитать экономически обоснованные тарифы,

при участии в судебном заседании представителей: Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области – ФИО1 по доверенности №04-04-407/трт от 05.04.2017

В судебное заседание не явились представители:  открытого акционерного общества «Ершовское автотранспортное предприятие», Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области,ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области», извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 71989 4, 71986 3, 71988 7.

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Ершовское автотранспортное предприятие» (далее- ОАО «Ершовское автотранспортное предприятие», общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) по переносу срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат и обязании рассчитать экономически обоснованные тарифы.

В   качестве   заинтересованных   лиц   к   участию   в   деле   привлечены  Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее- Комитет), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее- Министерство), ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области».

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2016 в удовлетворении требований ОАО «Ершовское АТП» (г. Ершов Саратовской области) отказано.

ОАО «Ершовское автотранспортное предприятие» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела  в судебном заседании заявитель обращался с ходатайством об уточнении заявленных требований которое суд не удовлетворил.

Апелляционная коллегия соглашается с Арбитражным судом Саратовской области, отклонившим ходатайство об уточнении требований, на том основании, что  истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В данном случае  имело место одновременное изменение предмета и основания иска, что не  допустимо.

Первоначально заявленные требования о признании незаконными действий (бездействия) Комитета по переносу срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года; обязании Комитета рассчитать экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на 2016 год.

Уточненные   впоследствии требования  - об оспаривании решения Органа регулирования, выраженного в Протоколе, и обязании установить для Общества необходимую валовую выручку.

По существу спора судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, открытое акционерное общество «Ершовское автотранспортное предприятие» оказывая  услуги по перевозке пассажиров, в  том числе и   пользующихся  льготами обратилось в  уполномоченный  орган ,с заявлением о утверждении расчета  экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год. Рассмотрев  заявление общества Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области отказал в утверждении  указанного ходатайства, по причине его недостаточного обоснования. Не согласившись с такими действиями комитета  предприятие обжаловало их  в суд.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлению Правительства РФ от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность  по осуществлению регулирования цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 N 169-П (далее - Положение о Комитете), Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов.

Согласно пункту 9 Положения о Комитете, Комитет устанавливает регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах области и производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, в том числе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием таких услуг.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09 июня 2012 года N 22/7 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области" были утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в транспорте общего пользования.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2013 г. N 42-П "О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса" было утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса (далее по тексту - Положение).

Указанное Положение определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, а также положение об обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с пунктом 4 Положения предоставление субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществляется перевозчикам, для которых комитетом государственного регулирования тарифов области установлены экономически обоснованные (расчетные) тарифы, связанные с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, на основании заявок-расчетов по формам согласно приложениям N 1, 2, 3 к настоящему Положению соответственно, договоров, заключенных между министерством, перевозчиками и государственным бюджетным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (по согласованию).

Расчет выпадающих доходов перевозчиков, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, и распределение субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществляются в соответствии с методикой.

Как следует из материалов дела, основной деятельностью ОАО «Ершовское АТП» является перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Саратовской области по утвержденным маршрутам, расписаниям движения и по тарифам, установленным Правительством Саратовской области.

Для предприятий транспортного комплекса Постановлением Правительства Саратовской области от 13.01.2013 № 42-П предусмотрено выделение субсидий из областного бюджета на возмещение выпадающих доходов, возникающих в связи с образовавшейся разницей между затратами транспортного предприятия, возникающими при организации перевозок пассажиров и багажа и установленными тарифами цен на перевозки пассажиров и багажа.

8 июля 2015 г. (исходящий № 256) в соответствии с графиком ОАО «Ершовское АТП» направило в адрес комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области материалы для расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год.

Рассмотрев представленные ОАО «Ершовское АТП» документы, Комитет государственного регулирования тарифов области открыл тарифное дело по проведению экспертизы расчетных материалов ОАО «Ершовское АТП».

Экспертным заключением по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчету тарифа на 2016 год, для ОАО «Ершовское АТП» проведен анализ расходов, отнесенных на услуги по перевозке пассажиров и багажа, и определен экономически обоснованный уровень тарифа на 2016 год в размере: городское сообщение за 1 пассажира - 14 рублей, пригородное сообщение за 1 пассажирокилометр - 1,11 рубля; в том числе по текущей деятельности 2016 года: городское сообщение за 1 пассажира - 17 рублей, пригородное сообщение за 1 пассажирокилометр - 1,43 рублей.

Согласно оценке расчетных материалов, представленных для определения экономически обоснованных затрат ОАО «Ершовское АТП», произведенной экспертной группой Комитета, установлено - расчетный размер экономически обоснованных затрат в расчете на 1 пассажира (1 пассажиро-киллометр) не превышает предельные величины, определенные Постановлением Комитета- государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.06.2012 года № 22/7 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области».

29 декабря 2015 г. (вх. № 03-07-2582) было получено письмо о переносе сроков по рассмотрению экономически обоснованных тарифов на 2016 год на январь 2016 г.

15 февраля 2016 г. (вх. № 11) было получено предварительное экспертное заключение по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и расчетного тарифа на 2016 год.

17 февраля 2016 г. (исх. № 36) в адрес комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области направлен ответ о несогласии с предварительным экспертным заключении по расчету экономически обоснованных затрат учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и расчетного тарифа на 2016 год .

22 марта 2016 года в Комитете по государственному регулированию тарифов Саратовской области состоялось заседание Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области (выписка из протокола № 10 от 22 марта 2016 года) на котором было принято решение правления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области рассмотреть экономически обоснованные тарифы предприятия при поступлении соответствующего обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года, при наличии подтвержденных данных об объемах перевозок , без пересмотра расходов

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к  выводу о том, что Комитетом не установлено недополучения заявителем доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа, решение Правления об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год, как и указание на возможность вернуться к рассмотрению спорного вопроса при поступлении соответствующего обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте, не нарушает норм действующего законодательства и прав ОАО «Ершовское АТП» а сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.

В апелляционной жалобе указывается на несоответствие решения суда первой инстанции процессуальным требованиям.

Судебная коллегия отклоняет данный довод, так как считает, что обстоятельства дела установлены судом полностью и в соответствии с доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Предметом спора по настоящему делу является требование о признании оспариваемого действия (бездействия) Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по переносу срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год, несоответствующим требованиям закона, суд обоснованно при рассмотрении дела руководствовался пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Принимая во внимание характер спора по настоящему делу, судом обоснованно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию при его рассмотрении, а также проведена проверка оспариваемых действий Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области на соответствие требованиям закона.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно установил, что действия Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по расчету экономически обоснованного (расчетного) тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении в Саратовской области для ЗАО «Ершовское АТП» на 2016 год совершены последним в рамках предоставленных полномочий, у Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области имелись законные основания расчета экономически обоснованного (расчетного) тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении в Саратовской области для ЗАО «Ершовское АТП» на 2016 год, и принятие Правлением государственного регулирования тарифов Саратовской области решения об отсутствии оснований для утверждения экономически обоснованного (расчетного) тарифа для ЗАО «Ершовское АТП» на 2016 год.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2016 года по делу № А57-11829/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                         С.А. Кузьмичев

Судьи:                                                                             В.В. Землянникова

                                                                                         Ю.А. Комнатная