ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3945/2016 от 24.05.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-29213/2014

31 мая 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Волковой Т.В.,

судей Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс», Администрации муниципального образования «Город Саратов»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 марта 2016 года по делу №А57-29213/2014, (судья Лузина О.И.),

по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» (ИНН <***>)

к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области,

третьи лица:

Государственное бюджетное учреждение Саратовкой области «Управление пассажирских перевозок»,

Министерство финансов Саратовской области,

Министерство социального развития Саратовской области,

Администрация муниципального образования «Город Саратов»,

Правительство Саратовской области,

о взыскании убытков,

при участии в судебном заседании представителей:

от Администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 по доверенности №01-03/81 от 15.09.2015, выданной на год,

от Министерства социального развития Саратовской области ФИО2 по доверенности №01-01/556 от 30.01.2015, выданной на три года,

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ФИО3 по доверенности №01-03-09/10550 от 21.09.2015, выданной на год,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовгорэлектротранс» (далее истец, МУПП «Саратовгорэлектротанс») о взыскании с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее ответчик, Министерство) за счет казны Саратовской области 261 602 600 рублей в счет возмещения убытков за период с 01 января по 31 декабря 2011 года.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 марта 2016 года в удовлетворении иска отказано.

МУПП «Саратовгорэлектротанс», Администрация муниципального образования «Город Саратов» не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить.

Заявители жалоб полагают, что ответчик не исполнил обязательства по компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан, чем причинил реальный ущерб.

В судебном заседании представители Администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерства социального развития Саратовской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области поддержали свои правовые позиции, дали пояснения.

Представители иных лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм  материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по организации на территории города Саратова перевозок населения троллейбусным и трамвайным транспортом.

В 2011 году предприятие осуществляло льготную перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

С 01 января 2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (с последующими изменениями) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 07.12.2009 N 608-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в целях возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки транспортом общего пользования, выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, в обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, оказание которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области установило стоимость социальных месячных проездных билетов по каждому виду транспорта, право на приобретение, которых предоставляется гражданам льготных категорий в размере 50 руб.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области определен размер компенсации от установления льготной цены социального месячного проездного билета для проезда транспортом общего пользования, в том числе включающий затраты, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет средств областного бюджета: за каждый проданный по цене 50 руб. социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 200 руб.; за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 250 руб.

Cудом первой инстанции, правильно установлено, что указанный нормативный правовой акт действует и не был в установленном порядке признан недействительным.

Саратовская область, устанавливая своим нормативным правовым актом провозную плату - тариф на одну поездку (разовый билет) или месячный проездной билет - как для пассажиров, перевозка которых осуществляется на общих условиях, так и для отдельных категорий граждан, определила фиксированный размер компенсации затрат транспортным предприятиям в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.

Решениями Саратовской городской Думы от 31.01.2007 N 14-117 и от 28.10.2010 N 56-673 установлена стоимость месячных проездных билетов в городском муниципальном пассажирском электрическом транспорте для граждан, которая в период с января 2009 года по ноябрь 2010 года составила 400 руб., в период с декабря 2010 года - 600 руб. за общегражданский проездной билет на два вида транспорта (трамвай, троллейбус).

Пунктом 3 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П определено, что основанием для возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан, указанных в приложениях N 1 - 3 к настоящему постановлению, и распределения средств, полученных от реализации социальных месячных проездных билетов, являются договоры с перевозчиками, которые определены соответствующими органами согласно настоящему постановлению.

ГБУ "Управление пассажирских перевозок" согласно уставу является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Саратовской областью полномочий органов государственной власти Саратовской области в сфере транспорта.

Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Саратовской области осуществляются органом исполнительной власти области в сфере транспорта.

В соответствии с государственными заданиями учредителя учреждением осуществляется деятельность по организации услуг по перевозке пассажиров. Финансирование деятельности как автономного, так и бюджетного учреждения, связанной с выполнением государственных заданий, производится из областного бюджета.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31.08.2009 N 418-П "О порядке формирования, финансовом обеспечении и мониторинге исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам за счет бюджетных ассигнований областного бюджета" регулируется порядок предоставления главными распорядителями средств областного бюджета подведомственным областным автономным учреждениям субсидий на выполнение государственных заданий.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 23.12.2010 №279 в развитие постановления Правительства Саратовской области от 31 августа 2009 года № 418-П утверждено государственное задание ГАУ «Управление пассажирских перевозок» на 2011 год.

ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" (в настоящее время ГБУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области") и МУПП "Саратовгорэлектротранс" 31.12.2010 заключен договор N522/юр-2010 на организацию перевозки городским электрическим транспортом льготных категорий граждан и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан по социальным месячным проездным билетам.

ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" заключило данный договор в соответствии с государственным заданием Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на 2011 год от имени и в интересах публично-правового образования и для нужд Саратовской области.

Управление на основании отчетных данных, предусмотренных договором, перечисляет перевозчику на основании пункта 3.2 договора N522/юр-2010 выпадающие доходы от осуществления перевозок льготных категорий граждан городским электрическим транспортом по социальным месячным проездным билетам, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные расходы в областном бюджете текущего года, за исключением сумм выпадающих доходов других перевозчиков и затрат управления на обеспечение выполнения государственного задания, не позднее 5 календарных дней со дня их поступления на расчетный счет управления.

Пунктом 2.1.5. Договора N522/юр-2010 установлено, что перевозчик не позднее 7 числа каждого отчетного месяца представляет управлению отчет о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте (трамвай, троллейбус).

На основании отчета о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте МУПП "Саратовгорэлектротранс" за 2011 год ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" за счет средств областного бюджета по всем категориям льготников (региональные, федеральные) по договору от 31.12.2010 N522/юр-2010 перечислены денежные средства в размере 174 101 700 руб.

По мнению истца, предоставлением права льготного проезда на своем транспорте он недополучил от потребителей - региональных льготников - плату за проезд, а размер возмещения, установленный постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П, не покрывает разницу между стоимостью месячного проездного билета и социального месячного проездного билета. При этом МУПП "Саратовгорэлектротранс" считает, что имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы в сумме 261 602 600 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.

Расчет истца основан на таких показателях как количество реализованных социальных месячных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, стоимость проездного билета для граждан на два вида транспорта, стоимость социальных месячных проездных билетов, объем финансирования (компенсации) и сумма, вырученная истцом от реализации социальных месячных проездных билетов.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что истец не доказал размер заявленных к взысканию убытков, данный вывод судебная коллегия считает правомерным и обоснованным в силу следующего.

 Суд первой инстанции указал, что определенные постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" стоимость социальных проездных в размере 50 руб. и размер возмещения перевозчикам выпадающих доходов за каждый проданный по цене 50 руб. социальный месячный проездной билет в сумме 200 руб., размер возмещения перевозчикам выпадающих доходов за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет в сумме 250 руб. свидетельствует о том, что установленный Саратовской областью порядок возмещения расходов транспортным организациям на перевозку льготных категорий граждан позволяет компенсировать стоимость проезда одного льготника в месяц. Эти суммы ежемесячно перечислялись истцу и учтены последним в своем расчете.

Действующий в спорный период в Саратовской области порядок предоставления равной доступности транспортных услуг для льготных категорий граждан позволяет определить размер неполученной провозной платы за перевозку льготников, определяет методику возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан и именно он должен применяться при расчете расходов истца.

Если в субъекте Российской Федерации применяется определенная методика расчета размера расходов транспортных организаций, в том числе и с применением расчетного метода, учитывающего конкретные данные таких затрат в субъекте РФ и среднестатистические, позволяющие определить размер расходов истца, наиболее приближенный к фактическим, должен применяться именно установленный в субъекте порядок расчета расходов транспортных организаций и компенсации убытков в связи с предоставлением льготного проезда.

Согласно статье 6, пункту 3 статьи 15, пункту 1 статьи 168, пункту 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражными судами судебные акты должны основываться на действующих законах и иных нормативных правовых актах.

Постановление Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П, применяемое управлением, являлось действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчетов и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчика.

Однако судом первой инстанции в ходе рассмотрения спора было установлено, что представленный истцом расчет не учитывает методики определения неполученной провозной платы, установленной указанным выше постановлением Саратовской области.

Для проверки расчетов истца Арбитражный суд Саратовской области определением от 06.07.2015 назначил экспертизу, по результатам проведения которой экспертом представлен акт о невозможности дачи заключения в связи с непредставлением регистров бухгалтерского учета МУПП «Саратовгорэлектротранс», раскрывающих информацию о фактических расходах и убытках, связанных с реализацией социальных проездных билетов и перевозкой льготной категорий граждан в городском электрическом транспорте.

Доказательств о количестве совершенных в месяц льготными категориями граждан поездок в городском электрическом транспорте истцом ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции не представлено. При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что расчет истца построен исключительно на расчетном методе и документально  надлежащим образом не обоснован.

 При данных обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, представленный истцом расчет предъявленной к взысканию денежной суммы не может являться доказательством установления факта и размера действительно оказанных услуг по перевозке и основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.

Возмещению в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат расходы перевозчика, а не стоимость проездных билетов.

Размер требуемой истцом компенсации рассчитан произвольно, исходя из разницы стоимости месячного проездного билета и социального месячного проездного билета, а не понесенных расходов по перевозке льготной категории граждан за спорный период с 01.01.2010 по 31.12.2010. Ходатайств о назначении повторной экспертизы по делу в суде апелляционной инстанции не заявлено.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.

Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 марта 2016 года по делу №А57-29213/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             Т.В. Волкова

Судьи                                                                                                                           С.А. Жаткина

                                                                                                                  А.Ю. Никитин