ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-4479/2013 от 19.06.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-4134/2013

26 июня 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года

Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда (400131, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.04.2013 по делу №А12-4134/2013 (судья Середа Н.Н.)

по заявлению администрации Волгограда (400131, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент по рекламе администрации Волгограда (400074, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

общество с ограниченной ответственностью «Регионфинанс» (400074, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными решения, предписания,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Волгограда (далее – заявитель, Администрация) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управле­нию Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 29.12.2012 по делу № 12-03-19-02/711.

Решением суда от 02.04.2013 отказано в удовлетворении заявления.

Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

УФАС по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Регионфинанс» (далее – ООО «Регионфинанс»)  представили отзывы на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений № 410031 59 92243 5, № 410031 59 02246 6, № 410031 59 92244 2, № 410031 59 92245 9, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления № 410031 59 92247 3. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 18 мая 2013 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Администрация, УФАС по Волгоградской области  заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Судом ходатайства удовлетворены. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованный судебный акт подлежит отмене ввиду неправильного применения закона.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, пе­ретяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюде­нием требований настоящей статьи.

В приведённой норме не использовано слово «штендер», поскольку в русском языке близким ему по значению словом является слово «щит». Штендер определяется как щитовая конструкция. Фактически это два соединённых между собой для устойчивости щита.

Штендер (stander) в переводе cнемецкого – это стойка, stend.

А стенд в переводе на русский – это щит, стойка и т. п., на которых выставляются для обозрения какие-либо экспонаты, вывешиваются диаграммы, газеты или другие информационные материалы.

Таким образом, по логике стенд, на котором расположена реклама, - рекламный щит.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2012 года определением УФАС по Волгоградской области на основании заявления ООО «Регионфинанс» (т.1 л.д.58) возбуждено дело № 12-03-19-02/711 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 12 декабря 2012 года (т.1 л.д.53, 54).

В заявлении ООО «Регионфинанс» указало, что постановлением территориальной админи­стративной комиссии Ворошиловского района городского округа город Волгоград от 05.09.2012 по делу №1/1-12/668 привлечено к административной ответственности по статье 8.5. Кодекса Волгоградской области об административной ответст­венности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение требований пункта 2.1. Правил выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в Волгограде, выразившихся в установке односторонней рекламной конструкции (штендера) с торца дома № 24 по ул. Ковровской г.Волгограда без соответствующего разрешения ор­гана местного самоуправления (т.1 л.д.60).

12 декабря 2012 года в связи с поступившим ходатайством от Администрации рассмотрение дела отложено на 27 декабря 2012 года. О месте и времени заседания стороны уведомлены надлежащим образом, что подтверждено уведомлениями о направлении определения от 12.12.2012 № 02-8/8373 сторонам по делу с уведомлениями о вручении почтовых отправлений (т.1 л.д.49-52).

29 декабря 2012 года решением УФАС по Волгоградской области по делу № 12-03-19-02/711 пункт 18 приложения 1 к Порядку выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в Волгограде, принятый постановлением главы Вол­гограда от 27.09.2006 № 2455, признан не соответствующим части 1 статьи 19 Федераль­ного закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) (т.1 л.д.18-22).

В этот же день Администрации выдано предписание о приведении в двухмесячный срок приложения 1 к Порядку выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в Волгограде в соответствие с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ, путём исключения из пункта 18 приложения 1 выносных щито­вых конструкций (штендеров) из типов (видов) рекламных конструкций, которые могут устанавливаться и эксплуатироваться на территории города Волгограда и на которые рас­пространяются требования по получению разрешения на установку рекламной конструк­ции (т.1 л.д.23, 24).

Администрация не согласилась с решением и предписанием антимонопольного органа и оспорила их в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что штендер не является рекламной конструкцией и, следовательно, на его установку не требуется разрешение органа местного самоуправления.

Апелляционная коллегия считает, что позиция антимонопольного органа и суда первой инстанции основана на неправильном толковании положений закона о рекламе и неверной трактовке понятия «стабильной конструкции».

Статья 2 Федерального закона № 38-ФЗ определяет сферу его применения, а также перечень информации и способов её подачи, на которые его действие не распространяется.

Глава 2 указанного закона посвящена способам распространения рекламы.

  Из анализа приведённых положений следует вывод о том, что указанным законом регламентируется распространение информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределённому кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Из материалов дела видно и не ставится под сомнение, что спорный штендер предназначен для рекламных целей. Таким образом, нет законных оснований выносить за пределы действия закона о рекламе отношения по его установке, учитывая, что иного правового регулирования они не имеют.

Именно поэтому, анализируемый в обжалованном судебном решении локальный порядок выдачи разрешений не содержит каких-либо особенностей относительно выносных штендеров, также как и федеральный закон о рекламе.

Напротив, искусственное выделение штендеров в качестве особого способа распространения рекламы, не подпадающего под действие федерального закона и местных нормативных актов, противоречит положениям Федерального закона №38-ФЗ и принципам правового регулирования.

Не согласна апелляционная коллегия также с трактовкой понятия «стабильной конструкции».

Определение «стабильной конструкции» не содержится в законе, что влечёт возможность его толкования. Однако такое толкование не должно искусственно создавать пробелы в правовом регулировании.  Данный закон регулирует все отношения, связанные с распространением рекламы, за исключением указанных в части второй статьи 2, и содержит классификацию способов её распространения. Следовательно, штендер, как средство распространения рекламы, поскольку его назначение сомнений не вызывает, может быть отнесён к одному из перечисленных способов. И отнесён он в соответствии с приведённым в главе 2 закона о рекламе перечнем может быть только к рекламным конструкциям. 

Для правильного понимания использованный законодателем термин «стабильность» следует трактовать, не вырывая из контекста закона, и рассматривать наружную рекламу и рекламные конструкции  в сравнении с иными перечисленными в законе способами распространения рекламы.

Необоснованно утверждение антимонопольного органа о том, что под использованным законодателем термином «стабильная конструкция» надо подразумевать стационарно установленный объект. Это субъективная трактовка. Более того, если антимонопольный орган считает, что под стационарностью следует понимать прочную связь с недвижимостью, то следует учитывать, что в законе о рекламе использован иной термин, характеризующий конструкцию как устойчивую, то есть способную сохранять равновесие в течение некоторого времени. И указанному критерию штендер соответствует. Наличие неразрывных связей с чем бы то ни было понятие стабильности не предполагает.

Также необоснованно отождествлены понятия установки рекламной конструкции и её монтажа. Законодатель не говорит об обязательном монтаже-демонтаже рекламной конструкции, а употребляет термин установка. И любая установка рекламной конструкции, за исключением указанных в пункте 23 статьи 19 закона о рекламе, требует разрешения полномочного органа.

Не согласна апелляционная коллегия с толкованием статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ. Приведённая статья содержит прямое указание, на какие случаи размещения рекламы не распространяется требование о получении разрешения. И в этот перечень входят конструкции, специально не предназначенные для рекламы, реклама на которых размещена попутно их основному назначению.

Пунктом 23 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ установлено, что требования указанной нормы права в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).

На территории Волгограда вопросы установки и эксплуатации рекламных конструкций помимо Федерального закона № 38-ФЗ регламентируются Порядком выдачи разрешений на установку рекламных конст­рукций в Волгограде, принятым Постановлением главы Волгограда от 27.09.2006 № 2455 (далее – Порядок №2455) (т.1 л.д.115-119).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 2455 установка и эксплуатация рекламной конструкции до­пускается при наличии договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и соответствующего разрешения, выдаваемого на основании заявления заинтересованного лица, представившего необходимые документы, органом местного самоуправления Волго­града в лице департамента по рекламе администрации Волгограда на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конст­рукции.

Пунктом 18 приложения 1 «Типы (виды) рекламных конструкций, которые могут устанавливаться и эксплуатироваться на территории Волгограда» к Порядку № 2455 предусмотрено, что к рекламным конструкциям отнесены выносные щитовые конструкции (штендеры), которые представ­ляют собой бесфундаментные рекламные конструкции, размещаемые юридическими или физическими лицами в непосредственной близости от помещений (территорий), занимае­мых данными лицами для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в часы их работы.

Кроме того, указанным пунктом Порядка № 2455 установлены требования непосредственно к штендеру как виду рекламной конструкции. Указано, что штендеры должны быть двусторонними, не должны иметь собственного подсвета, площадь одной стороны не должна превышать 1,2 кв.м. Штендеры размещаются в пеше­ходных зонах и на тротуарах в пределах 2 м от входа в помещение, занимаемое владель­цем рекламной конструкции для осуществления предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности. Запрещается установка штендеров, мешающих проходу пешеходов, при ширине тротуара менее 3 м, а также ориентированных на восприятие с проезжей час­ти, либо на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня). Штендеры должны иметь надежную конструкцию, исключающую возможность опрокидывания. Запрещается присоединение или прикрепление штендера к зеленым насаждениям, иным природным объектам либо к световым опорам, столбам, све­тофорам и иным объектам, не принадлежащим владельцу рекламной конструкции на пра­ве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином вещном праве.

Таким образом, приведённый порядок не противоречит федеральному законодательству о рекламе.

Апелляционный суд также принял во внимание наличие обширной устоявшейся судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности за установку штендеров без соответствующих разрешений, поскольку считает недопустимой различную правовую оценку идентичных правоотношений в рамка рассмотрения разных категорий дел.

Ссылку на письмо Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2012 №АК/14984 (т.1 л.д.120) апелляционная коллегия считает несостоятельной, поскольку указанный акт не опубликован.

Таким образом, применительно к оспоренным ненормативным правовым актам апелляционная коллегия установила наличие совокупности условий для признания их несоответствующими закону, указанных в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 № 6/8 Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Оспоренные решение и предписание в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит признанию незаконными как принятые с нарушением закона и прав заявителя. Поэтому имеются основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.04.2013 по делу № А12-4134/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград) от 29.11.2012 по делу № 12-06/03-684.

Признать недействительным и отменить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград) от 29.12.2012 по делу № 12-06/03-684.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий    М.А. Акимова

Судьи                                                                                                      С.Г. Веряскина

    И.И. Жевак