ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-4982/10 от 22.07.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

====================================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-7797/2010

«27» июля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена «22» июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен «27» июля 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (г.Пенза)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «19» мая 2010 года по делу № А12-7797/2010 (судья Павлова С.В.)

по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (г.Пенза)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Спорт Тайм» (г.Волгоград) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (далее – ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы, административный орган) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СПОРТ ТАЙМ» (далее – ООО «СПОРТ ТАЙМ», Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением арбитражного суда первой инстанции от «19» мая 2010 года в удовлетворении заявленных ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы требований отказано.

ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению административного органа, наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, факт организации ООО «СПОРТ ТАЙМ» азартной игры административным органом доказан. ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы не согласна с выводом суда первой инстанции об истечении 15.04.2010 срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению административного органа, оказывая соответствующие услуги по приёму ставок на спортивны события, ООО «СПОРТ ТАЙМ» (исполнитель) находится с участниками азартных игр (потребителями) в правоотношениях, на которые распространяются требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

ООО «СПОРТ ТАЙМ» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание представители ИФНС России по Октябрьскому району г.Саратова, ООО «СПОРТ ТАЙМ» не явились. О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления № 95821 5, № 95822 2 о вручении почтовых отправлений адресатам.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 15.02.2010 на основании поручения заместителя начальника ИФНС по Ленинскому району г.Пензы Косолапова Л.С. № 2 сотрудниками налогового органа проведена проверка деятельности ООО «СПОРТ ТАЙМ» по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт, полноты учёта выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах, расположенных по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, д. 30. (л.д. 14)

В ходе проверки, 15.02.2010, установлено, что в проверяемом помещении на стенах и стеллаже расположены мониторы и телевизоры с отражением текущих спортивных событий и результатов сыгранных матчей. Кассиром-операционистом, работающим в ООО «Спорт Тайм» на основании трудового договора от 02.12.2009, были приняты денежные средства от гражданина в пользу ООО «Бетринг» в размере ста рублей в качестве платежа на спортивные события, в подтверждение чего выдан гарантийный талон № 158629 и кассовый чек.

В этот же день, 15.02.2010 по итогам проверки составлен акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт». (л.д. 16-17)

23.03.2010 специалистом 1 разряда отдела оперативного контроля ИФНС по Ленинскому району г.Пензы составлен протокол об административном правонарушении № 106, которым действия Общества квалифицированны в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). (л.д. 15)

В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями арбитражных судов.

16.04.2010 ИФНС по Ленинскому району г.Пензы обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении ООО «СПОРТ ТАЙМ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного органа в привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделал вывод об отсутствии состава вменяемого Обществу административного правонарушения и пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности

Суд апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в силу подпункта 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ подлежит лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 7 и статьи 2 Федерального закона № 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ) букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

Под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. (пункт 6 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ)

Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр. (пункт 5 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ)

В силу положений статьи 8 Федерального закона № 244-ФЗ организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктами «в», «д», «е», «ж» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,

- использование лицензиатом касс тотализатора и (или) касс букмекерской конторы, зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации,

- обеспечение личной безопасности участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии (лицензиата) во время их нахождения в игорном заведении,

- соблюдение лицензиатом правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Требование об обязанности организатора азартных игр обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении содержится и в части 4 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ.

Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой (пункт 2 Положения о лицензировании).

В соответствии с пунктом 9 указанного Положения при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 Положения документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона № 128-ФЗ.

Проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит по каждому адресу предполагаемого соискателем лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 128-ФЗ в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, помимо прочих сведений указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Указанное требование введено в процедуру лицензирования пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2005 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Пунктом 5 статьи 9 Закона № 128-ФЗ установлена обязанность лицензиата сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности в пункте 1 статьи 11 Закона № 128-ФЗ обозначено как обстоятельство, порождающее обязанность лицензиата либо его правопреемника подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Системный анализ положений Федерального закона № 244-ФЗ позволяет сделать вывод, что законодатель не во всех случаях использует понятие «игорное заведение» в смысле здания, помещения. Из логического толкования содержания статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ усматривается, что в данном случае понятие «игорное заведение» используется в смысле юридического лица (организатора игр), поскольку речь идет о принадлежности игорным заведениям соответствующих лицензий.

Как следует из материалов дела, ООО «Бетринг» в установленном порядке выдана лицензия № 12 от 18.11.2009 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах сроком до 17.11.2014 (л.д. 49-50)

Данной лицензией определены места осуществления ООО «Бетринг» лицензируемого вида деятельности:

- 625028, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Малыгина, д. 49, корп. 2/1.

Лицензия на осуществление ООО «Бетринг» деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, д. 30, в материалы дела не представлена.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 15.02.2010 в 15 час. 00 мин. в обособленном подразделении ООО «СПОРТ ТАЙМ», расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, д. 30, кассиром-операционистом Суховой Еленой Германовной, работающей в ООО «СПОРТ ТАЙМ» по трудовому договору № б/н от 02.12.2009 г., был принят платеж от гр. Жильцова А.А. в пользу ООО «Бетринг» в размере ста рублей на следующие спортивные события:

футбольный матч. Лига чемпионов. Лион (FRA) - Реал М (ESP) на победу второго участника с коэффициентом 2;

футбольный матч. Лига чемпионов. Порту (PRT) - Арсенал Л (ENG) на победу второго участника с коэффициентом 2,62;

футбольный матч. Лига чемпионов. Бавария (DEU) - Фиорентина (ITA) на победу первого участника с коэффициентом 1,48;

футбольный матч. Лига чемпионов. Штутгарт (DEU) - Барселона (ESP) на победу второго участника с коэффициентом 1,6;

футбольный матч. Лига чемпионов. ЦСКА М (RUS) - Севилья (ESP) на победу первого участника с коэффициентом 3, в подтверждение чего выдан гарантийный талон № 158629 от 15.02.2010 и контрольно-кассовый чек (ККТ заводской номер 00075475, зарегистрированной за ООО «СПОРТ ТАЙМ») на сумму 100 руб.

Ставка участником сделана на основании предложенной обособленным подразделением ООО «СПОРТ ТАЙМ» линии (списка предстоящих спортивных событий с указанием предложенных условий осуществления игр). На стенах в помещении и на стеллаже расположены мониторы и телевизоры с отражением текущих спортивных событий и результатов сыгранных матчей. Объявления информационного характера о порядке приема ставок и текст правил приема ставок были выложены в папках на стойке.

Согласно положениям пунктов 11-17 части 1 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ следует, что организатор азартных игр обеспечивает: прием, единый учет, обработку ставок и выплату выигрыша, наличие в зоне обслуживания участников азартных игр кассы; возможность участникам азартных игр наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования.

Таким образом, установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что в помещении, расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, д. 30, непосредственным организатором проведения азартных игр является ООО «СПОРТ ТАЙМ», которое обеспечивает участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, осуществляет прием ставок и выплату выигрыша.

Между тем, в установленном законом порядке лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в помещении, расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, д. 30, ни ООО «СПОРТ ТАЙМ», ни ООО «Бетринг» не выдавалась.

Установлено, что 30.11.2009 между ООО «Бетринг» (Принципал) и ООО «СПОРТ ТАЙМ» (Агент) заключен агентский договор. (далее - Договор) (л.д. 46-48 ).

По условиям данных договоров Агент обязуется принимать платежи физических лиц, осуществляющих внесение Агенту денежных средств в целях денежных обязательств перед Принципалом, осуществлять платежи в пользу физических лиц по распоряжению Принципала и за счет Принципала.

Приём Агентом денежных средств осуществляется через кассы Агента в соответствии со Списком пунктов приема платежей.

Согласно условиям агентского договора ООО «СПОРТ ТАЙМ» выполняя поручение по настоящим договорам, действует от имени и за счет Принципала (ООО «Бетринг»).

Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации но агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (абзацы 1,3 части 1 настоящей статьи).

При этом в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания, возникновения и порядок осуществления нрава собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

По смыслу приведенных норм агент не может осуществлять от своего имени действия, влекущие возникновение у принципала прав и обязанностей, не вытекающих из гражданско-правовых отношений (основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников).

Общественные отношения, связанные с лицензированием деятельности хозяйствующих субъектов, не основаны на равенстве сторон, регламентируются специальным (административным) законодательством.

Из содержания статей 4-5,7, 14 Федерального закона № 244-ФЗ, статей 2,7,17 Федерального закона № 128-ФЗ следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может осуществляться исключительно на основании лицензии, которая не может быть передана другому лицу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.10.2006 № 441-О, приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.

В рассматриваемом случае Общество, не имея лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, фактически осуществляет такой вид деятельности. Следовательно, действия ООО «СПОРТ ТАЙМ» содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО «СПОРТ ТАЙМ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия является обязательной, основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Между тем, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу прямого указания части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, устанавливает не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за исключением дел о нарушении законодательства, в том числе о защите прав потребителей.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 № 10, в особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Вменяемое Обществу правонарушение - осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) - содержится в главе 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Объектом данного правонарушения является нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Защита установленного порядка осуществления видов деятельности, в отношении которых Законом о лицензировании предусмотрено получение специального разрешения (лицензии), является приоритетной целью действия охранительной нормы, установленной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении требований законодательства о лицензировании, а не законодательства о защите прав потребителей.

Правовые основы государственного регулирования лицензируемой деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе № 244-ФЗ.

Федеральный закон № 244-ФЗ дает определения целого ряда понятий, используемых в сфере проведения азартных игр, в том числе таких, как «ставка», «выигрыш», «азартная игра» и др.

Так, ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ);

выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ);

азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ).

Данные понятия позволяют установить квалифицирующие признаки соответствующих отношений, по которым они в конечном итоге идентифицируются как отношения в области лицензируемого вида деятельности - игорного бизнеса.

Понятия «выигрыш» и «ставка», приведенные в пунктах 3-4 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ, по своему правовому смыслу не могут рассматриваться в качестве цены товара (услуги).

Азартная игра как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное в рассматриваемом споре с ООО «СПОРТ ТАЙМ», фактическим организатором азартной игры, не может рассматриваться в качестве товара (услуги), в смысле, предаваемом законом о защите прав потребителей.

Предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются вполне определенные объекты гражданских прав, а именно - товары, услуги, приобретаемые в рамках соответствующих гражданско-правовых договоров купли-продажи, оказания услуг.

Таким образом, нормы законодательства о защите прав потребителей к деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, осуществляемой ООО «СПОРТ ТАЙМ», не применимы.

С учетом существа правонарушения, характера охранительных правоотношений, возникших в результате неисполнения Обществом обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, при рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции правильно применил двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

Внесенные Федеральным законом № 69-ФЗ от 30.04.2010 дополнения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, может быть вынесено по истечении трех месяцев, вступили в силу 04.05.2010.

Согласно статье 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий и отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образа ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Учитывая, что Федеральный закон № 69-ФЗ от 30.04.2010, устанавливающий более длительный срок привлечения к административной ответственности, вступил в силу 04.05.2010 и ухудшает положения лица, привлекаемого к административной ответственности, за административное правонарушение, совершенное в рассматриваемом случае 15.02.2010 (составлен протокол осмотра), то указанный закон не подлежит применению в силу статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности ООО «СПОРТ ТАЙМ» истёк 15.04.2010.

Статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Таким обстоятельством в силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об истечении срока давности привлечения Общества к административной ответственности на дату рассмотрения (19.05.2010), является правильным.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности. При рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, независимо от наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава вменяемого нарушения, арбитражный суд согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит решение об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

Исходя из изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от «19» мая 2010 года по делу № А12-7797/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы – без удовлетворения.

Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья Т.С. Борисова

Судьи М.А. Акимова

Л.Б. Александрова