ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-5198/19 от 28.05.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-28605/2018

31 мая 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена  28 мая 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 31  мая 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Антоновой О.И., Камериловой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Беджанян Э.А., 

при участии представителя Министерства сельского хозяйства Саратовской области -  ФИО1, действующего на основании решения от 15.05.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО2 на решение Арбитражного суда Саратовской области от  20 марта 2019 года по делу № А57-28605/2018 (судья Н.С. Фугарова) 

по исковому заявлению  Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю главе КФХ ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в размере 1 633 500 руб. 00 коп. в доход бюджета Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее - ИП ФИО3 К(Ф)Х ФИО2, ответчик) о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в размере 1 633 500 руб. 00 коп. в доход бюджета Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2019 года с ответчика в доход бюджета Саратовской области суд взыскал денежные средства, полученные в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в размере 1 633 500,00 рублей.

Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном  объеме.

Заявитель полагает, что отсутствуют основания для принятия мер по возврату субсидий получателем.

Лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.

Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебный акт в сети «Интернет» размещен 30.04.2019, что следует из отчета о публикации судебного акта.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело без участия лиц, не обеспечивших в суд апелляционной инстанции явку своих представителей.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Заслушав представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 № 354-П «Вопросы министерства сельского хозяйства Саратовской области» Министерство сельского хозяйства Саратовской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер в области: растениеводства, животноводства, товарного рыбоводства, мелиорации земель, плодородия почв, формирования и функционирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья, социального обустройства сельских территорий.

Министерство, является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения части затрат в рамках реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства на 2014 - 2020 годы» государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы» на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

При рассмотрении спора судом установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства", целью которой является обеспечение устойчивого производства семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; повышение конкурентоспособности производимых картофеля и овощей на внутреннем и внешнем рынках, повышение импортозамещения овощей защищенного грунта.

В целях финансового обеспечения вышеуказанной подпрограммы в Федеральном законе от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и в Федеральном законе от 14.12.2015             № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы  Российской   Федерации   «Государственная   программа  развития   сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (Межбюджетные трансферты).

Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 № 665-П «О внесении изменений в государственную программу Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» данная программа была дополнена подпрограммой 8 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016-2020 годы».

Согласно пункту 8 Положения № 273-П субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади при соблюдении определенных условий.

Из анализа положений указанных Программ, следует, предоставление субсидии осуществлялось в расчете на 1 гектар посевной площади в целях увеличения в 2016 году, учитывая сроки и этапы реализации вышеуказанной областной подпрограммы 8 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016 - 2020 годы», производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта, и, исходя из данного критерия, с учетом положений части 2 статьи 179 БК РФ, определялся и объем финансового обеспечения на реализацию вышеуказанных государственных программ.

13.09.2016 между Министерством и ИП главой КФХ ФИО2 (далее - Получатель) было заключено соглашение целях возмещения части затрат в рамках реализации подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016-2020 годы» государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы» Министерство предоставляет Получателю субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (далее - Субсидии) во исполнение Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 6 июня 2016 года № 273-П (далее - Положение о предоставлении субсидии), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы предоставления данной субсидии (далее - Соглашение).

16.09.2016 ИП главе КФХ ФИО2 на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства согласно заявлению и необходимым документам была предоставлена субсидия за счёт средств областного бюджета в размере 2 092 500 руб. 00 коп.

Предоставление Субсидии осуществляется за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, главным распорядителем которых является Министерство, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Саратовской области об областном бюджете, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.

Субсидии предоставляются в размере, определенном согласно справке-расчету на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта.

Соглашение содержит условия и порядок предоставления Субсидии, в том числе обеспечение наличия посевных площадей занятых семенным картофелем и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками и семенниками овощных культур открытого грунта в предшествующем текущему финансовому году, и в текущем финансовом году.

Пунктом 2.1.3 Соглашения установлены обязанности Министерства в случае выявления нарушения Получателем условий предоставления Субсидии принять меры по возврату полученной Субсидии в установленном порядке.

Пунктом 2.2.6. Соглашения установлено, что Получатель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых документах на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, и за нарушение условий предоставления Субсидии.

Пунктом 2.2.7. Соглашения установлено, что в случае нарушения условий предоставления Субсидии Получатель обязан возвратить в установленном порядке полученные Субсидии.

Как следует из материалов дела, УФК по Саратовской области в отношении Министерства  проведена  внеплановая  камеральная  проверка  соблюдения требований, установленных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 (далее - Правила № 1431), при оказании в 2016 году несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.

По результатам указанной проверки Министерству выдано представление            № 60-10-26/18-3623 от 22.08.2017, пунктом 1 которого установлено нарушение Бюджетного законодательства Российской Федерации, соглашений о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, заключенных Министерством, которое выразилось в следующем: за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии), при наличии у 34 сельскохозяйственных товаропроизводителей посевной площади в текущем финансовом 2016 году, занятых овощами открытого грунта, в размере меньшем, чем в предыдущем, 2015 году (общей площадью 3357,5 гектар) им была предоставлена субсидия, учитывая наличие посевной площади в 2015 году, в расчете на 1 гектар посевной площади.

Министерством по результатам поступивших отчетов об использовании субсидии в 2016 году сельскохозяйственными товаропроизводителями, являвшимися получателями несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, проверки в отношении них не проводились, а также не применялись меры к указанным сельскохозяйственным товаропроизводителям, не обеспечившим условий в соответствии с бюджетным законодательством и соглашениями о предоставлении субсидии: наличие в 2016 году посевных площадей, учтенных в расчетах на предоставление им субсидии, увеличение производства и реализации овощей открытого грунта (по отношению к 2015 году), выполнение планируемых объемов производства и реализации овощей открытого грунта в 2016 году (указанных ими в представленной информации для получения средств субсидии).

Также в отношении Министерства Управлением вынесено предписание от 22.08.2017 № 60-10-26/18-3622, которым заявителю предписано до 20.12.2017 в соответствии с пунктами 8, 15 - 19 Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 06.06.2016 № 273-П (далее - Положение № 273-П), пунктами 2.1.2, 2.1.3 Соглашений о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (далее - Соглашение о предоставлении субсидии), заключенных Министерством с получателями субсидии, принять меры по возврату субсидии в сумме 9 065 250,00 руб., полученной 34 сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые имели в 2016 году посевные площади, занятые овощами открытого грунта, в размере меньшем, чем в предыдущем 2015 году, общей площадью 3357,5 гектар, то есть, не обеспечившим в соответствии с бюджетным законодательством и соглашениями о предоставлении субсидии: наличие в 2016 году посевных площадей, учтенных в расчетах на предоставление им субсидии, увеличение производства и реализации овощей открытого грунта (по отношению к 2015 году), выполнение планируемых объемов производства и реализации овощей открытого грунта в 2016 году (указанных ими в представленной информации для получения средств субсидии).

В указанном предписании в отношении ИП ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ИНН <***>) установлено нарушение условий предоставления средств субсидии в части наличия в 2016 году посевных площадей, занятых овощами открытого грунта в объемах не соответствующих посевным площадям 2015 года, учтенных при расчете субсидии, подлежащей предоставлению (в 2016 году меньшие посевные площади, чем в 2015 году).

Предоставленная в 2016 году Министерством сельского хозяйства Саратовской области Субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в связи с допущенным нарушением условий при получении субсидии (сумма 1 633 500,00 рублей) подлежит возврату в областной бюджет:

Сумма, подлежащая возврату, рассчитана, исходя из посевной площади овощей открытого грунта в 2015 (775 га), 2016 годах (170 га) и ставки субсидии утвержденной Минсельхозом России - 2700 рублей (уменьшение посевной площади на 605 га: 605 га * 2700 руб. = 1 633 500 руб.).

Перечисление субсидий ответчику подтверждается платёжным поручением от 16 сентября 2016 года № 69595.

В адрес получателя субсидии было направлено требование от 22 августа 2018 года № 04-01-09-4898 о необходимости произвести возврат денежных средств в добровольном порядке.

До настоящего времени денежные средства в размере 1 163 500 руб. не возвращены.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Установлено, что Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными предписания от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3622 и пункта 1 представления от 22.08.2017 № 60-10-26/18-3623, выданных Управлением Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области, Управление).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано (дело А57-22469/2017).

Определением ВС РФ от 27 ноября 2018 г. № 306-КГ18-19529 отказано в передаче кассационной жалобы Министерства сельского хозяйства Саратовской области и кассационной жалобы индивидуального предпринимателя ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении спора судами установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», целью которой является обеспечение устойчивого производства семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; повышение конкурентоспособности производимых картофеля и овощей на внутреннем и внешнем рынках, повышение импортозамещения овощей защищенного грунта.

В целях финансового обеспечения вышеуказанной подпрограммы в Федеральном законе от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и в Федеральном законе от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (Межбюджетные трансферты).

Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 № 665-П «О внесении изменений в государственную программу Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» данная программа была дополнена подпрограммой 8 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016-2020 годы».

Согласно пункту 8 Положения № 273-П субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади при соблюдении определенных условий.

Из анализа положений указанных Программ, следует, предоставление субсидии осуществлялось в расчете на 1 гектар посевной площади в целях увеличения в 2016 году, учитывая сроки и этапы реализации вышеуказанной областной подпрограммы 8 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016 - 2020 годы», производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта, и, исходя из данного критерия, с учетом положений части 2 статьи 179 БК РФ, определялся и объем финансового обеспечения на реализацию вышеуказанных государственных программ.

В ходе проверки установлено, что сумма предоставляемой в 2016 году сельскохозяйственным  товаропроизводителям   субсидии  рассчитывалась  по  площадям, засеянным ими (занятым) овощами открытого грунта в 2015 году, в расчете на 1 гектар посевной площади 2015 года.

Судами установлено, что 34 сельскохозяйственных производителя имели в 2016 году посевные площади, занятые овощами открытого грунта, в размере меньшем, чем в 2015 году, что подтверждено их отчетами об использовании субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля и (или) овощей открытого грунта в 2016 г. Общая площадь, на которую предоставлена субсидия, учитывая наличие посевной площади в 2015 году, и не засеянная в 2016 году составила 3357,5 гектар.

Таким образом, в рамках дела А57-22469/2017 судами установлено, что Министерством были предоставлены субсидии в размере, исчисляемом исходя из посевной площади, засеянной в 2015 году, при этом в 2016 году засеянная площадь была уменьшена, в связи с чем сельскохозяйственными производителями были нарушены правила оказания несвязанной поддержки, а министерством не предприняты меры по возврату субсидий.

Обратного ответчиком не доказано.

Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением                  № 69595 от 16.09.2016г. на сумму 2 092 500 руб.

В связи  с чем, полученные ответчиком денежные средства в виде субсидий в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных вышеперечисленных норм права подлежат возврату.

Апеллянт, оспаривая решение суда, указывает, что поскольку постановлением Правительства Саратовской области от 17.02.2017 № 63-П Положение о предоставлении субсидии признано утратившим силу, то субсидия не подлежит возврату.

Данные возражения отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку по смыслу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда  первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2019 года по делу      № А57-28605/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Взыскать с индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО2 в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

            Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                         Т.С. Борисова

Судьи                                                                                                          О.И. Антонова

                                                                                                             В.А. Камерилова