ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-545/2021 от 13.05.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-30469/2020

20 мая 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции

заявление прокуратуры Дзержинского района г. Волгограда о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу № А12-30469/2020,

при участии в судебном заседании представителя  прокуратуры Дзержинского района г. Волгограда - ФИО2 личность удостоверена служебным удостоверением  ТО №266602,

УСТАНОВИЛ:

прокуратура Дзержинского района г. Волгограда (далее - заявитель, Прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении ФИО1 (далее - ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.12.2020 ФИО1 привлечен к административной ответственности по части   4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

          ФИО1 не согласился с принятым решением  суда и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 декабря 2020 года по делу № А12-30469/2020 отменить, в удовлетворении заявленных  прокуратурой  Дзержинского района г. Волгограда требований, отказать.

          Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ. Кроме того, ФИО1  указал, что не извещен надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении судом дела об административном правонарушении.

  Суд апелляционной инстанции, установив, что настоящее дело судом первой инстанции  рассмотрено без участия ФИО1 в отсутствие его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, определением от 14 апреля 2021 года перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

 В судебное заседание явился представитель прокуратуры Дзержинского района г. Волгограда, поддержал заявление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, поддержал ходатайство о вынесении в отношении начальника  ОМВ ОМВД России по г. Геленджику частного определения.

  Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте судебного  заседания извещены надлежащим образом, согласно требованиям статей 121- 123,186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

  Как следует из материалов дела, арбитражный управляющий ООО «АСК «Глобус» ФИО3  25.05.2020 обратилась в Прокуратуру Дзержинского района г. Волгограда  с заявлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.13  КоАП РФ (т.1 л.д.27-28) в связи с неисполнением им обязанности по передаче документации должника.

 В ходе проведенной проверки установлено, что в Арбитражном суде Волгоградской области в рамках дела № А12-34501/2019 рассматривается заявление общества с ограниченной ответственностью «Энергетик» (далее – ООО «Энергетик», заявитель) о признании несостоятельным (банкротом) общества с  ограниченной ответственностью «Архитектурно-строительная компания «Глобус» (далее – ООО «АСК «Глобус», должник).

Определением суда от 30.10.2019 по делу № А12-34501/2019  требования ООО «Энергетик» признаны обоснованными, в отношении ООО «АСК «Глобус» введена процедура наблюдения, временным управляющим ООО «Архитектурно-строительная компания «Глобус» утверждена ФИО3.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на момент введения процедуры наблюдения руководителем Общества ООО "АСК "Глобус" являлся ФИО1
В связи с не передачей руководителем должника  временному управляющему  необходимой документации, в порядке  статьи 64 Закона о банкротстве, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.02.2020 по делу N А12-34501/2019, суд обязал ФИО1 передать временному управляющему Общества заверенные копии документов, а именно: перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.

Решением суда от 15.06.2020 (резолютивная часть оглашена 15.06.2020) № А12-34501/2019  ООО «АСК «Глобус» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утверждена  ФИО3

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2020  № А12-34501/2019  суд обязал бывшего руководителя ООО "АСК "Глобус" ФИО1 передать конкурсному управляющему Общества документы в том числе: документов первичного бухгалтерского учета за период с 17.06.2017 по настоящее время; бухгалтерской отчетности за период с 17.06.2017 по настоящее время; отчетов во внебюджетные фонды и органы статистики за период с 17.06.2017 по настоящее время; расшифровки расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям"; расшифровки авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованности авансов; расшифровки финансовых вложений; оборотно-сальдовых ведомостей по всем счетам бухгалтерского учета; книг покупок и продаж, авансовых отчетов, кассовых книг и отчетов и других документов (всего 55 позиций).

Указанный судебный акт не исполнен. Судебным приставом Дзержинского РОСП г. Волгограда УФССП по Волгоградской области 16.09.2020 возбуждено исполнительное производство N 175521/20/34037-ИП.

По результатам проверки Прокуратурой установлено, что  бывшим руководителем ООО "АСК "Глобус" ФИО1 закрепленная законом обязанность по передаче бухгалтерской и иной документации общества конкурсному управляющему общества ФИО3 в установленные сроки  и в полном объеме не исполнена.

Частично переданные ФИО1 в рамках процедуры наблюдения в декабре 2019г.  временному управляющему ФИО3 документы, переданы с нарушением установленного законом срока.

На основании изложенного, административный орган пришел к выводу, что ФИО1, являющийся бывшим руководителем должника, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ,  а именно  не исполнил  в установленный срок обязанность по передаче  бухгалтерской и иной документации Общества конкурсному управляющему должника.

16.11.2020 в отношении ФИО1 заместителем прокурора Дзержинского района г. Волгограда  вынесено постановление о возбуждении дела  об административном правонарушении по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 23.1 КоАП РФ Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.14.13 КоАП РФ.

Судебная коллегия исходит из следующего.

          Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.

Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч.2 ст. 28.4 КоАП РФ  о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

         Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

          При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

          Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

          В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

          Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

          Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Статьей 26.2 КоАП предусмотрено, что протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может быть использован в качестве доказательства наличия либо отсутствия состава административного правонарушения.

Одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного административного правонарушения является соблюдение административным органом предусмотренного законом порядка привлечения к административной ответственности.

КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с п. 24 Постановления Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.

При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

Согласно абзацу 4 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

То есть, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

При этом доказательства надлежащего извещения должны быть в наличии у административного органа ко времени составления протокола об административном правонарушении.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности.

Лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 16.11.2020составлено прокуратурой в отсутствие  ФИО1

В подтверждение факта извещения ФИО1 о месте и времени составления постановления  на 16.11.2020 на 17-00 административным органом в материалы дела представлено требование  исх. № 7-46-2020 от 15.10.2020 (т.1 л.д. 21), направленное согласно представленному списку внутренних почтовых отправлений (т.1 л.д. 24)  15.10.2020  по  адресу: 410037 <...>  за   ШПИ 80089553981246.

  Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru, почтовое отправление ШПИ 80089553981246  (т.1 л.д.22-23) принято в отделении связи 15.10.2020, прибыло в место вручения 16.10.2020, 17.10.2020 года имела место неудачная попытка его вручения, 16.11.2020 возвращено отправителю по иным обстоятельствам.

   По данным прокуратуры, исходя из сведений ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду,  копии паспорта ФИО1, ФИО1  зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...> в период с 22.05.2018г. по настоящее время.

ФИО1,  указывая в апелляционной жалобе на то, что не извещен надлежащим образом о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, к апелляционной жалобе в качестве приложения представил копию  паспорта, из содержания которой следует,  что  22.05.2008г. ФИО1 зарегистрирован по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Покрышкина, д. 11, кв. 51, 24.03.2020г. снят с регистрационного учета ОВМ ОМВД России по городу Геленджику. 24.03.2020г. зарегистрирован по адресу: <...> литер В, кв. 48. 01.09.2020г. снят с регистрационного учета ОВМ ОМВД России по городу Геленджику. 09.09.2020г. выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания на срок с 04.09.2020г. по 01.09.2025г. по адресу: <...>.

  В целях выяснения обстоятельств об адресе  регистрации (постоянной регистрации) ФИО1 по месту жительства, судом апелляционной инстанции направлены запросы  в  отдел по вопросам миграции ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду,  в отдел  по вопросам миграции  ОМВД России по г. Геленджику о предоставлении сведений об адресе регистрации (постоянной регистрации) ФИО1 по месту жительства в период с 22.05.2018г. по настоящее время.

Согласно ответу ОВМ ОМВД России по г. Геленджику Краснодарского края ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания с 04.09.2020г. до 01.09.2025г. по адресу: <...>.

Согласно ответу отдела по вопросам миграции ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду, ФИО1 числился зарегистрированным по месту жительства с 22.05.2018г. по настоящее время по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Покрышкина, д. 11, кв. 51.  В ОВМ ОМВД России по г. Геленджику Краснодарского края 11.03.2021г. направлен запрос о подтверждении снятия гражданина ФИО1 с регистрационного учета по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Покрышкина, д. 11, кв. 51 и направления в адрес ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду дубликата заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства для внесения сведений в информационные базы данных. 02.04.2021г. в адрес ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду из ОВМ ОМВД России по г.Геленджику в электронном виде поступило заявление гр. ФИО1 о снятии его с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <...>. ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду 06.04.2021  произведено снятие гражданина ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства с  24.03.2020.

В соответствии со ст. 7 Закона № 5242-1 от 25.06.1993г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета  в случае изменения места жительства – на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

Согласно п. 31, п. 33 Правил регистрации  и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета, утв. постановлением  Правительства РФ № 713 от 17.07.1995г. снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета. Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.

В соответствии с п. 118 приказа МВД России от 31.12.2017г. № 984 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» № 984 от 31.12.2017г. должностное лицо органа регистрационного учета в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения: при регистрации гражданина по месту жительства вносит в паспорт гражданина, зарегистрированного по месту жительства и не снявшегося с регистрационного учета по прежнему месту жительства, посредством системы "Мир" с использованием специального принтера одновременно штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства и штамп о регистрации по месту жительства (п. 118.3.1); проставляет на оборотной стороне заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства штамп о снятии с регистрационного учета и в трехдневный срок со дня оформления регистрации направляет заявление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства. При наличии технической возможности заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства направляется автоматически в форме электронного документа посредством системы "Мир" в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства (118.7); снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина с даты регистрации данного гражданина по новому месту жительства, указанной на оборотной стороне заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства, независимо от даты его поступления из органа регистрационного учета по новому месту жительства (18.7.1); при получении заявления о снятии с регистрационного учета, поступившего из органа регистрационного учета по новому месту жительства, направляет в орган регистрационного учета по новому месту жительства гражданина уведомление о снятии с регистрационного учета, в том числе при наличии технической возможности в электронной форме посредством системы "Мир" (118.8).

Таким образом, ОВМ ОМВД России по г. Геленджику не передал в установленный срок в ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду заявление  ФИО1 о снятии с регистрационного учета по месту жительства (г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Покрышкина, д. 11, кв. 51)  с  24.03.2020г.  для внесения сведений в информационные базы данных.

При указанных обстоятельствах, ФИО1  с  24.03.2020г. должен быть снят с регистрационного учета по месту жительства (г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Покрышкина, д. 11, кв. 51), что и сделано впоследствии   ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Волгограду.

Таким образом, на дату вынесения в отношении ФИО1 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 16.11.2020, адресом регистрации ФИО1  являлся адрес:  <...>.

Доказательств направления и получения ФИО1 уведомления о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении  по указанному выше адресу регистрации, в материалы дела не представлено.

Прокуратура не располагала сведениями об адресе регистрации ФИО1 

Однако согласно имеющегося в материалах дела письма ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, ФИО1 состоит на учете в Инспекции ФНС по городу-курорту Геленджику Краснодарского края с 24.03.2020г. по адресу: <...> литер В, кв. 48 (адрес регистрации по состоянию на 23.03.2020г.). Данная информация внесена в ЕГРН  16.10.2020г. Налоговый орган указал, что датой окончания действия сведений об адресе должностного лица -  ФИО1 (<...>)  является  23.06.2020г.

Таким образом, налоговый орган и данные ЕГРН располагали сведениями об адресе регистрации ФИО1  в г. Геленджике.

 Вместе с тем, как установлено выше, требование о явке на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 16.11.2020 в 17 ч. 00 мин. было направлено ФИО1 по адресу: <...> (т.1 л.д. 21-24).

Указанные обстоятельства  исключают возможность считать ФИО1 надлежащим образом извещенным о времени и месте совершения процессуального действия.

  В рассматриваемом случае, составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 16.11.2020 состоялось в отсутствие лица, не извещенного надлежащим образом о совершении соответствующего процессуального действия.

 Таким образом,  административный орган лишил арбитражного управляющего  возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, что в свою очередь является  нарушением  предусмотренных  КоАП РФ требований  о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ).

При существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, административная ответственность не может быть применена, независимо от совершения лицом правонарушения. Протокол, составленный с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ не может являться доказательством совершения правонарушения и являться основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Административным органом  допущено  существенное нарушение порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности,  возможность устранения допущенных процессуальных нарушений отсутствует, в связи с чем, заявление о привлечении ФИО1  к административной ответственности по части 4 статьи 14.3 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Однако не извещение ФИО1 на составление протокола в данном случае, не препятствует административному органу составить протокол об административном правонарушении, известив ФИО1 надлежащим образом и обратиться в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.4 ст. 14.13 КоАП РФ составляет 3 года со дня совершения административного правонарушения.

   Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

 На основании изложенного, заявление прокуратуры Дзержинского района г. Волгограда о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворению не подлежит.

         На основании статей 270 - 271 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.

 Согласно абзацу 2 части 6.1 статьи 268 АПК РФ на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела.

 В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции прокуратурой заявлено ходатайство о вынесении в отношении начальника  ОМВ ОМВД России по г. Геленджику частного определения.

 В соответствии с частью 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.

Из содержания данной нормы следует, что вынесение частного определения направлено на устранение нарушений законности органами публичной власти, должностными и иными лицами, при этом принятие указанного судебного акта осуществляется по результатам рассмотрения дела.

Из буквального толкования части 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вынесение частного определения является правом суда.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вынесения частного определения, установленных частью 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 декабря 2020 года  по делу №А12-30469/2020 отменить.

В удовлетворении заявления прокуратуры Дзержинского района г. Волгограда о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                   М.А. Акимова                                                     

                                                                                                             ФИО4