ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-4868/2019 |
20 июня 2019 года |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Волковой Т.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 апреля 2019 года по делу № А12-4868/2019, принятое в порядке упрощенного производства (судья В.В. Пантелеева)
по исковому заявлению государственного казенного учреждения Волгоградской области центр занятости населения Серафимовичского района (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения Серафимовичского района (далее - ГКУ ВО Центр занятости населения Серафимовичского района, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее - Глава КФХ ФИО1, ответчик) о взыскании суммы бюджетных средств по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица от 11.02.2016 в размере 58800 руб., суммы финансовой помощи на организационные расходы в размере 2000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.02.2017 по 14.02.2019 г. в размере 9978,69 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 апреля 2019 года с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Волгоградской области центр занятости населения Серафимовичского района взыскали сумму бюджетных средств по договору № 1 СУБ от 11.02.2016 г. о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица в размере 58800 руб., сумму финансовой помощи на организационные расходы в размере 2000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9978,69 руб. за период с 10.02.2017 г. по 14.02.2019 г.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба заявителя рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Постановления от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» дела в порядке упрощенного производства рассматриваются по правилам искового производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ, в частности, судебные заседания по указанным делам не назначаются, в связи с чем лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте судебного заседания, протоколирование в письменной форме и с использованием средств аудиозаписи не осуществляется, правила об отложении разбирательства дела (судебного разбирательства), о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются (статья 226 АПК РФ).
Определение о принятии апелляционной жалобы, выполненное в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Определением от 15 мая 2019 года суд апелляционной инстанции предложил лицам, участвующим в деле, в срок не позднее 13 июня 2019 года представить отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы.
От истца в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 04.02.2016 г. ФИО1, зарегистрированный в качестве безработного (ищущего работу), обратился в Центр занятости населения с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи и единовременной финансовой помощи на организационные расходы для организации предпринимательской деятельности.
11.02.2016 между ГКУ ВО Центра занятости населения и ФИО1 заключен договор 1СУБ о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица (далее по тексту – договор от 11.02.2016).
По условиям указанного Договора Центр занятости предоставляет ФИО1 финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности по безналичному расчету на безвозвратной основе в сумме 58800 руб., а также финансовую помощь на организационные расходы в размере 2000 руб.
18.02.2016 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о приобретении физическим лицом ФИО1 статуса Главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Приказом № 194Г от 26.02.2016 г. и приказом № 195Г от 26.02.2016 г. ГКУ ВО Центр занятости населения принято решение о предоставлении ФИО1 финансовой помощи на организационные расходы в размере 2000 руб., а также о предоставлении помощи на организацию предпринимательской деятельности в размере 58800 руб.
Денежные средства в размере 58800 руб. и 2000 руб. были перечислены ГКУ ВО Центр занятости населения на расчетный счет ФИО1, что подтверждается платежными поручениями № 356069 от 20.04.2016 г., № 182456 от 04.04.2016 г.
Основаниям для предоставления финансовой помощи ФИО1 послужили положения подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1.-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Администрации Волгоградской области от 26.03.2012 N 171-п " Об утверждении Порядка предоставления финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработным, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" (далее по тексту - Порядок N 171-п).
Согласно п. 3 Порядка N 171-п финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы предоставляются на безвозмездной основе.
Представление финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы осуществляется государственными казенными учреждениями Волгоградской области центрами занятости населения (ГКУ ЦЗН) за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 5 Порядка N 171-п право на получение финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в качестве безработных, а также граждане, прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости с целью организации предпринимательской деятельности и зарегистрированные в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных (далее именуются - безработные граждане).
Пунктом 6 Порядка N 171-п предусмотрено, что для получения финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы безработные граждане представляют в ГКУ ЦЗН по месту своего жительства следующие документы: заявление о предоставлении финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы; бизнес-план.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 171-п предоставление финансовой помощи осуществляется на основании договора о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности (далее именуется - договор), заключенного между ГКУ ЦЗН и безработным гражданином.
Финансовая помощь предоставляется на оплату указанных в бизнес-плане затрат, в том числе на приобретение оборудования, основных средств, оплату аренды помещений, текущий и (или) капитальный ремонт нежилых помещений, приобретение и сопровождение программного обеспечения, производство, размещение и распространение рекламы, получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, сертификацию продукции, а также на другие затраты, связанные с организацией предпринимательской деятельности (пункт 16 Порядка).
В пункте 17 Порядка N 171-п определено, что финансовая помощь должна быть использована безработным гражданином в течение 3 месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой счет.
Согласно пункту 19 Порядка N 171-п подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в ГКУ ЦЗН копий оплаченных счетов за приобретенное оборудование и другие материально- технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приема-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведенные расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Согласно ч.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядком N 171-п (пункт 23) установлено, что финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы подлежит возврату в ГКУ ЦЗН в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ГКУ ЦЗН письменного требования в случаях: непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Аналогичные условия закреплены в пункте 4.6 Договора.
Ссылаясь на то, что Главой КФХ ФИО1 представлены недостоверные (подложные) документы, подтверждающие целевое расходование финансовой помощи, ГКУ ЦЗН направило в адрес ответчика претензию 06.12.2018 с требованием возвратить единовременную финансовую помощь в размере 58800 руб., финансовую помощь на организационные расходы в размере 2000 руб.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке денежные средства возвращены не были, истец Центр занятости населения обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
По условиям Договора, заключенным с Главой КФХ ФИО1 последний обязался (далее – гражданин): п.2.1.2 организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес- планом, согласованным с Центром, и осуществлять ее не менее 12 месяцев с даты внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; п.2.1.3 использовать предоставленную Центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом в срок, предусмотренный п.2.1.4 Договора; п.2.1.4 представить в Центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной п.2.2.2, в срок не позднее трех месяцев со дня получения финансовой помощи на лицевой счет гражданина. Согласно пункту 3.2 Договора, в случае нарушения гражданином условий, предусмотренных пп. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 (одни из этих пунктов), выделенная ему финансовая помощь подлежит возврату Центру в полном объеме с уплатой неустойки на эту сумму в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты, за каждый день неисполнения обязательства по день фактического возврата
Пунктом 4.5 Договора предусмотрено право Центра на проведение проверки ведения предпринимательской деятельности, полноты и достоверности предоставляемых в Центр документов, а также выполнения гражданином условий настоящего договора, не вмешиваясь при этом в хозяйственную (оперативную) деятельность гражданина.
Сторонами Договора согласован бизнес-план предпринимательского проекта – создание крестьянского-фермерского хозяйства на территории Зимняцкого сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области, основным направлением деятельности которого являлось бы производство овощных (бахчевых) культур.
В разделе бизнес-плана «Производственный план» определена общая стоимость проекта – 1 736 000 руб., наименование затрат (закупка дизельного топлива, семян).
В разделе бизнес-плана «Финансовый план» указано на необходимость приобретения 2100 литров дизельного топлива по цене 28 руб. за литр на общую сумму 58800 руб.
Центр занятости в обоснование иска ссылается на то, что при проведении проверки подлинности документов, представленных ответчиком по акту приема-передачи документов, были выявлены нарушения, представлены недостоверные (подложные) документы, а именно: ИНН поставщика, указанный в договоре от 29.04.2016 № 115 и в накладной от 29.04.2016№ 115 отличны от ИНН, указанного на печати, проставленной на квитанции к приходному кассовому ордеру от 29.04.2016 № 115; сведения о поставщике ООО «Мираж» (ИНН <***>), указанные в договоре от 29.04.2016 № 115, отсутствуют в регистре «Сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» (https://egrul.nalog.ru/); указанный на печати ООО «Мираж» ИНН: <***> принадлежит другой организации - ООО «Авоська».
По мнению Центра занятости, данные обстоятельства являются основанием для возврата перечисленной ответчику финансовой помощи в размере 5 800 руб., финансовой помощи на организационные расходы в размере 2000 руб. на основании п.4.6 Договора.
В подтверждение целевого расходования средств субсидии ответчиком Центру занятости представлены первичные документы: договор на поставку товара с ООО «Мираж» от 29.04.2016 № 115, товарную накладную от 29.04.2016 г. № 115, квитанцию к приходному кассовому ордеру № 115 от 29.04.2016 г.
Между тем, ИНН поставщика, указанный в договоре от 29.04.2016 № 115 и в накладной от 29.04.2016№ 115 отличны от ИНН, указанного на печати, проставленной на квитанции к приходному кассовому ордеру от 29.04.2016 № 115; сведения о поставщике ООО «Мираж» (ИНН <***>), указанные в договоре от 29.04.2016 № 115, отсутствуют в регистре «Сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» (https://egrul.nalog.ru/); указанный на печати ООО «Мираж» ИНН: <***> принадлежит другой организации - ООО «Авоська».
Таким образом, Главой КФХ ФИО1 в ГКУ ЦЗН в подтверждение целевого расходования предоставленной финансовой помощи были представлены недостоверные (подложные) документы.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца о возврате всей суммы финансовой помощи являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Истец также просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), рассчитанные от суммы задолженности 60800 руб. начиная с 10.02.2017 по 14.02.2019 г. в размере 9978,69 руб.
Рассматривая данные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 Бюджетного кодекса.
К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Бюджетный кодекс не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий договора от 05.06.2014 N 4 о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что при расходовании денежных средств в сумме 60800 рублей были представлены недостоверные (подложные) документы, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.
В силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что договором, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность за использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании с общества процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами произведен истцом с учетом изменений, внесенных в положения ст. 395 ГК РФ, по периодам начисления, с применением ключевых ставок ЦБ РФ.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральное законодательство предполагает выплату кредитору компенсацию его потерь при несвоевременном исполнении встречного обязательства.
С учётом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что исковые требования ГКУ ВО Центра занятости населения к Главе КФХ ФИО1 о взыскании процентов, начисленных на сумму задолженности в размере 60800 руб. исходя из ключевой ставки ЦБ РФ начиная с 10.02.2017 г. по 14.02.2019 г. в размере 9978,69 руб. подлежат удовлетворению.
При этом, суд первой инстанции обоснованно отказала в удовлетворении заявления ответчика о применении срока исковой давности в силу следующего.
Согласно ст.196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно п.2.1.4 ответчик обязался представить в Центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной п.2.2.2, в срок не позднее трех месяцев со дня получения финансовой помощи на лицевой счет гражданина.
Денежные средства в адрес ответчика перечислены платежными поручениями № 356069 от 20.04.2016 г., № 182456 от 04.04.2016 г. С настоящим иском истец обратился в Арбитражный суд 14.02.2019 г., соответственно, как верно указано судом первой инстанции срок исковой давности не пропущен.
Довод заявителяо том, что истец не направил ответчику приложенные к иску документы, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
В материалах дела имеется квитанция от 13.02.2019, свидетельствующая об отправке истцом копии иска по адресу ответчика, что соответствует требованиям действующего арбитражного процессуального законодательства.
Согласно статье 41 АПК РФ ответчику предоставлено право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле. Вместе с тем, в силу статьи 9 АПК РФ риск наступления последствий совершения или несовершения процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Также ответчик своим правом на ознакомление с материалами дела (статья 41 АПК РФ) не воспользовался, в связи с чем несет риск наступления последствий совершения или не совершения им процессуальных действий на основании пункта 2 статьи 9 АПК РФ.
Ссылки заявителя на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора отклонены как необоснованные и опровергающиеся материалами дела, в которые истцом представлены претензия и доказательства ее направления ответчику (том 1 л.д. 24-27).
Апелляционная жалоба ответчика не содержит никаких доводов, а также фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 апреля 2019 года по делу № А12-4868/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Т.В. Волкова