ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-22676/2021 |
15 июля 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей Т. В. Волковой, Л. Ю. Луевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Автодорожник» представитель ФИО1, действующий на основании доверенности от 23 августа 2021 года,
от общества с ограниченной ответственностью «Красноярский песок» представитель ФИО2, действующая на основании доверенности от 10 ноября 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автодорожник»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 мая 2022 года по делу № А57-22676/2021
по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Автодорожник» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Красноярский песок» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о взыскании причиненного вреда,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее – министерство, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Автодорожник» (далее – ООО «Автодорожник», общество, ответчик) о взыскании вреда, причиненного недрам вследствие добычи полезного ископаемого (песка) за границами подсчета запасов полезных ископаемых, в размере 28 875 736,30 руб. в бюджет Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 мая 2022 года по делу № А57-22676/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО «Красноярский песок» в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё и представленных письменных пояснений, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Автодорожник» в период с 2015 года по 2017 год на юго-западной окраине с. Красный Яр Энгельсского муниципального района Саратовской области вело добычу полезных ископаемых за границами подсчета запасов.
Факт самовольной добычи песка был выявлен Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Автодорожник» имеет лицензию на пользование недрами СРТ № 90223 ТЭ (зарег. 12.11.2012 г.) с целью разведки и добычи строительных песков Красноярского месторождения, расположенного на юго-западной окраине с. Красный Яр Энгельсского муниципального района Саратовской области, сроком действия до 12.11.2037, выданную комитетом охраны окружающей среды и природопользования области. На данное месторождение имеется технический проект и горноотводный акт № НП-64-77, удостоверяющий границы горного отвода. Пользование недрами ООО «Автодорожник» осуществлялось с 2015 по 2017 год. Согласно отчетности по форме 5-гр за 2016 год общество добыло 332,55 тыс.м куб. песка, из них за пределами подсчета запасов 190,31 тыс. м куб. Добыча песка велась в границах земельного участка общей площадью 5,08 га, в настоящее время принадлежащего на праве собственности ООО «Красноярский песок». Факт пользования недрами за границами подсчета запасов был подтвержден соответствующей маркшейдерской съемкой.
По результатам рассмотрения административного материала, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области вынесло постановление о привлечении ООО «Автодорожник» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и назначило ему административный штраф в размере 800 000 рублей. Постановление обществом в установленном порядке обжаловано не было, штраф уплачен в полном объеме.
Как указывает министерство, запасы песка в объеме 190,31 тыс. м куб. были добыты ООО «Автодорожник» за границами подсчета запасов. Они не поставлены на государственный баланс в соответствии с пунктом 9 Приказа Минприроды России от 06.09.2012 № 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса». Владельцем лицензии не обеспечено рациональное использование недр. В этой связи ООО «Автодорожник» был причинен вред недрам.
По расчету министерства, произведенному на основании Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564), размер ущерба составил 28 875 736,30 руб.
В адрес ООО «Автодорожник» министерством были направлены претензии с требованием о возмещении причиненного недрам вреда в полном объеме в срок до 15 февраля 2021 года и до 1 апреля 2021 года. Однако до указанного срока обществом вред возмещен не был.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) одним из основных принципов охраны окружающей среды является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 ЗК РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды входят полномочия на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (статья 5 Закона № 7-ФЗ).
В силу статьи 75 Закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статье 49 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Как установлено статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Согласно статье 29 Закона о недрах, запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в силу пункта 4 статьи 23 Закона о недрах является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона (часть третья статьи 29 Закона о недрах).
Как следует из статьи 31 Закона о недрах, с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, которые утверждаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно пункту 5 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 г. № 265 (далее - Порядок), постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.
Запасы полезных ископаемых учитываются за соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) (пункт 7 Порядка).
Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утверждаемые Роснедрами (пункт 10 Порядка).
Пунктом 14.1 стати 4 Закона о недрах проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 4, 6 пункта 12.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. № 537-П, к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области отнесено проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых; составление и ведение территориального баланса запасов и кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 3.1 условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии СРТ № 90223 ТЭ) владелец лицензии в течение девяти месяцев после регистрации лицензии на право пользования недрами обязан провести геологоразведочные работы и утвердить запасы строительных песков Красноярского - 1 месторождения по промышленным категориям в территориальной экспертной комиссии по запасам (далее - ТЭКЗ) комитета охраны окружающей сред и природопользования Саратовской области (правопреемником является министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области).
В соответствии с протоколом ТЭКЗ № 4 от 28.04.2014 утверждены запасы строительных песков Красноярского - 1 месторождения, запасы поставлены на баланс ООО «Автодорожник».
В соответствии с протоколом ТЭКЗ № 52 от 07.06.2018, составленным по результатам рассмотрения заключения ТЭКЗ о результатах геологоразведочных работ на участке доразведки Красноярского - 1 месторождения строительных песков в Энгельсском районе Саратовской области, в границах которого в 2016 году ООО «Автодорожник» осуществлялась добыча песка за границами подсчета запасов, утверждены запасы строительных песков Красноярского - 1 месторождения в объеме 3566,56 тыс. м куб., запасы поставлены на баланс ООО «Автодорожник». Вместе с тем, из заключения комиссии, являющегося приложением № 1 к протоколу заседания ТЭКЗ, следует, что поскольку в 2016 году недропользователем в пределах участка доразведки добыто 190,31 тыс. м куб. (за границами подсчета запасов), запасы песка предлагается утвердить за минусом 190,31 тыс. м куб.
Согласно пунктам 1, 2, 7 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Запасы песка в объеме 190,31 тыс. м куб. были добыты ООО «Автодорожник» за границами подсчета запасов. Они не поставлены на государственный баланс в соответствии с пунктом 9 Порядка. Владельцем лицензии не обеспечено рациональное использование недр. В этой связи ООО «Автодорожник» был причинен вред недрам.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 77 Закона № 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из статьи 78 Закона № 7-ФЗ, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 49 данного закона привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленные нарушения и возместить причиненный этими лицами вред.
В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее - Правила N 564).
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Так, песок входит в Перечень общераспространенных полезных ископаемых Саратовской области, утвержденный Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ и Правительством Саратовской области от 13 декабря 2005 г. № 83-р/382-пр.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственной управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Факт пользования недрами за границами подсчета запасов был подтвержден соответствующей маркшейдерской съемкой (проведенной в ходе прокурорской проверки), согласно которой установлено, что добыча песка производилась обществом за пределами лицензионного участка общей площадью 5,08 га, а также за границами горного отвода, что привело к причинению ущерба недрам, как компоненту окружающей среды.
Постановление о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания от 14.11.2017 года № 114 в отношении ООО «Автодорожник» в установленном порядке не обжаловалось.
Кроме того, ответчик признал, что в силу положений ст.29 Закона о недрах обществу надлежало сначала произвести доразведку месторождения, а затем приступать к добыче обнаруженных вновь запасов полезных ископаемых.
Довод апеллянта о том, что указанное не повлекло причинения вреда окружающей среде, подлежит отклонению по основаниям, изложенным выше.
При таких обстоятельствах, проверив расчет министерства и признав его верным, приняв во внимание, что ООО «Автодорожник» этот расчет допустимыми и достаточными доказательствами не опровергло, суд первой инстанции правомерно взыскал с общества ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 28 875 736,30 руб.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
По существу доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным обществом в суде первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой в данном случае апелляционным судом не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 мая 2022 года по делу № А57-22676/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С. ФИО3
Судьи Т. ФИО4
Л. Ю. Луева