ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-1780/2022 |
25 августа 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Экипаж» ФИО1, действующего на основании доверенности от 11.08.2022, ФИО2, действующего на основании доверенности от 11.08.2022, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 10.01.2022 № 01-03-33-26, представителя индивидуального предпринимателя ФИО4 ФИО5, действующей на основании доверенности от 20.05.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экипаж» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 мая 2022 года №А12-1780/2022 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экипаж» (403879, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель ФИО6 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО7 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО8 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО9 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО10 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО11 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), Комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа город Камышин Волгоградской области (403882, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
об оспаривании решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общества с ограниченной ответственностью «Экипаж» (далее – ООО «Экипаж», общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 13.10.2021 № 03-3/7429 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 19 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Экипаж» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Волгоградское УФАС России возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Иные заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 27 июля 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных заинтересованных лиц, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 13 июля 2015 года участниками пассажирских перевозок подписаны договоры простых товариществ перевозчиков на маршрутах № 1, № 2, № 9, № 12, № 15, № 17, № 22.
15 июля 2016 года Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа город Камышин (далее - Комитет ЖКХ и КС, Комитет) участникам договоров простых товариществ перевозчиков выданы свидетельства и карты маршрутов со сроком действия до 15.07.2021., подтверждающие право на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок в г. Камышине по нерегулируемым тарифам.
Впоследствии данные участники договоров простых товариществ перевозчиков маршрутов № 9, № 12, № 15, № 17, № 22 по нерегулируемым тарифам обратились в Комитет с заявлениями о переоформлении на новый срок ранее выданных свидетельств и карт маршрутов.
03 августа 2021 года Комитетом выданы переоформленные на новый срок свидетельство и карты маршрутов, в том числе по маршруту № 22, по нерегулируемым тарифам.
В августе 2021 года в Волгоградское УФАС России поступили три аналогичных жалобы ООО «Экипаж» (вх. от 11.08.2021 № 8826, вх. от 12.08.2021 № 8899, вх. от 23.08.2021 № 9295) о возможном нарушении Комитетом антимонопольного законодательства (т.1 л.д.17-19, 133-135).
В своих жалобах общество указало, что действия Комитета ЖКХ и КС по выдаче 15.07.2016 на срок до 15.07.2021 без проведения конкурса участникам договоров простых товариществ перевозчиков свидетельств и карт об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок № 1, № 2, № 9, № 12, № 15, № 17, № 22 по нерегулируемым тарифам, дальнейшему их переоформлению на новый срок, а также непроведение конкурса на право осуществления перевозок по указанным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам создают препятствия ООО «Экипаж» для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с пассажирскими перевозками на территории г. Камышина Волгоградской области и являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
При рассмотрении заявления антимонопольным органом направлен запрос в Комитета ЖКХ и КС о предоставлении необходимой информации и документов.
Проанализировав полученные материалы и пояснения, представленные заявителем, Комитетом, антимонопольный орган пришёл к выводу об отсутствии в действиях Комитета ЖКХ и КС признаков нарушения антимонопольного законодательства по изложенным в заявлении общества фактам.
13 октября 2021 года Управлением принято решение № 03-4/7429 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ (т.1 л.д.34-36).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО «Экипаж» оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности принятого Волгоградским УФАС России решения.
Согласно доводам апелляционной жалобы перевозки пассажиров и багажа по спорным городским автобусным маршрутам осуществлялись по регулируемым тарифам. Общество считает, что установление органом местного самоуправления предельного максимального тарифа на услуги по перевозке пассажиров без возможности субсидирования из бюджета не свидетельствует об отнесении перевозок по маршруту № 22 на дату вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ). Заявитель считает, что положения частей 3 и 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, предусматривающие возможность выдачи карт маршрутов и свидетельств без проведения конкурсных процедур после вступления в силу данного закона, в рассматриваемом случае не применимы. По его мнению, выдача спорных свидетельств могла быть осуществлена только по результатам конкурса. Также общество не согласно с выводом об истечении трёхлетнего срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдаёт предписания.
Пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства определён в статье 44 Федерального закона № 135-ФЗ.
Антимонопольный орган в ходе рассмотрения поступивших заявлений устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, определяет нормы, подлежащие применению, собирает и анализирует дополнительные доказательства, документы, сведения и пояснения, по результатам рассмотрения принимает мотивированное решение.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрен частью 9 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ, к которым, помимо прочих, отнесено отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 9 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ).
Из оспариваемого решения следует, что основанием для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось отсутствие в действиях Комитета ЖКХ и КС, указанных в заявлении ООО «Экипаж», признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Закреплённые приведённой нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
При этом для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом № 220-ФЗ, вступившим в законную силу 14 июля 2015 года.
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок: по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ:
под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением льгот на проезд, утверждённых в установленном порядке (пункт 17);
под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом положений настоящего Федерального закона.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае, если в соответствии со статьёй 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (пункт 3 части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:
1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается;
2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3.1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключёнными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ.
При этом, в целях определения, к какому виду перевозок относятся перевозки, осуществляемые до официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ в части 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ закреплено, что к перевозкам, осуществляемым по регулируемым тарифам относятся регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и перевозки по таким маршрутам осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключён государственный или муниципальный контракт.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 39 Федерального закона № 220-Ф3 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 39 Федерального закона № 220-Ф3 перевозчику по маршруту № 22 Комитетом были выданы карты маршрута сроком действия с 14.04.2016 по 17.07.2016 (материалы электронного дела от 10.03.2021).
Поскольку на указанных автобусных маршрутах регулярные перевозки осуществлялись индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами совместно (коллективно), то для выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данным маршрутам и карт маршрута необходимо было заключение перевозчиками договоров простого товарищества.
Договор простого товарищества по маршруту № 22 был заключён в декабре 2015 года, избран уполномоченный товарищ. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки по маршруту № 22, было выдано свидетельство об осуществлении перевозок со сроком действия с 15.07.2016 по 15.07.2021 (Свидетельство 1).
Часть 5 статьи 19 Федерального закона № 220-Ф3 предусматривает, что по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктами 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет.
В соответствии с частью 5.1 статьи 39 Федерального закона № 220 действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса.
Уполномоченному товарищу автобусного маршрута № 22 в порядке, установленном частью 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ выдано свидетельство об осуществлении перевозок со сроком действия с 30.07.2021 по 29.07.2026 (Свидетельство 2) (т.2 л.д.44).
В соответствии с частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 5 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа - город Камышин, утверждённых решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 18.12.2012 № 58 (далее – Правила № 58), действовавших на дату вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ, ведение реестра маршрутов регулярного сообщения в 2015 году осуществлял Комитет ЖКХ и КС.
Согласно Реестру муниципальных маршрутов городского округа – город Камышин 2015 - 2016 годов маршрут № 22 «Чёрная гряда - 3 городок» включён в данный реестр с отметкой об осуществлении на данном маршруте регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, также указаны сведения о перевозчиках (материалы электронного дела от 10.03.2021, листы 14-15).
В настоящее время согласно пункту 2 решения Камышинской городской Думы Волгоградской области от 28.01.2016 № 105 «Об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах городского округа - город Камышин» организатором перевозок на территории городского округа - город Камышин является администрация городского округа - город Камышин в лице Комитета, Комитет - орган администрации городского округа - город Камышин, уполномоченный на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа - город Камышин.
Комитет в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 39 Федерального закона № 220-Ф3 после проведения проверки представленных перевозчиками сведений, разместил на официальном сайте администрации городского округа - город Камышин реестр маршрутов (далее - Реестр), в который был включён и муниципальный маршрут № 22 «Чёрная гряда - 3 городок» с отметкой об осуществлении на данном маршруте регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, а также сведения о перевозчиках (т.2 л.д.41-42).
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ до истечения 270 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включённым в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключёнными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истёк, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт, выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Таким образом, свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и новые карты маршрутов без проведения конкурса выдаются перевозчикам, которые после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ продолжали осуществлять регулярные перевозки, не оплачиваемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с ранее заключёнными с ними договорами.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что выдача спорных свидетельств могла быть осуществлена только по результатам конкурса, отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку они основаны на неверном толковании норм Федерального закона № 220-ФЗ.
Постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 30.07.2008 № 22/2 устанавливало предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, на городских маршрутах городского округа - город Камышин Волгоградской области.
На дату опубликования Федерального закона № 220-ФЗ действовало постановление Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирований Волгоградской области от 19.12.2012 № 32/13, которым также были установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не субсидируемым из бюджетов различных уровней, на городских маршрутах городского округа город Камышин Волгоградской области.
Решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 30.04.2009 № 19 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным муниципальным пассажирским автомобильным транспортом» (действующим и в настоящее время) установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и багажа общественным муниципальным пассажирским автомобильным транспортом.
Таким образом, указанные нормативные акты разделяли перевозки пассажиров на несубсидируемые из бюджетов различных уровней и перевозки муниципальным пассажирским автомобильным транспортом (субсидируемые из бюджетов).
Апелляционная коллегия учитывает, что на дату опубликования Федерального закона № 220-ФЗ действовал Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом городского сообщения на маршрутах общего пользования в городском округе - город Камышин по регулируемым в установленном законодательством порядке тарифам на проезд пассажиров и провоз багажа, утверждённый постановлением администрации городского округа - г. Камышин Волгоградской области от 25.06.2009 № 1147-п.
Согласно представленной Комитетом информации в период до вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ за получением средств из бюджета органа местного самоуправления (субсидий, компенсаций за предоставление льгот) перевозчики, осуществлявшие перевозки по маршруту № 22 не обращались (т.1 л.д.79-80).
Установление органом местного самоуправления предельного максимального тарифа на услуги по перевозке пассажиров без возможности субсидирования из бюджета свидетельствует о том, что перевозки по маршруту № 22 на дату вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ относились к перевозкам, осуществляемым по нерегулируемым тарифам.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по спорным городским автобусным маршрутам по регулируемым тарифам отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае, положения частей 3, 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, предусматривающие возможность выдачи карт маршрутов и свидетельств без проведения конкурсных процедур после вступления в силу данного Закона, к рассматриваемому случаю применимы.
Поскольку на момент обращения ООО «Экипаж» в Волгоградское УФАС России срок действий Свидетельств 1, выданных в 2016 году истёк (срок окончания действия 15.07.2021), Комитет в соответствии с положениями частей 5 и 5.1 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ продлил уполномоченному участнику договора простого товарищества перевозчиков по маршруту № 22 действие свидетельства и карты маршрута на 5 лет – с 30.07.2021 по 29.07.2026.
Общество не согласно с выводом Управления и суда первой инстанции об истечении трёхлетнего срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, окончившегося датой выдачи свидетельства, поскольку, по мнению заявителя, рассматриваемое нарушение Комитета является длящимся, выражается в непроведении им в установленном законом порядке открытого конкурса, в связи с чем срок давности начинает течь с даты продления свидетельства (30.07.2021).
Согласно статье 41.1 Федерального закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбуждённое дело подлежит прекращению по истечению трёх лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Из жалобы ООО «Экипаж» поданной в антимонопольный орган следует, что общество обжаловало действия Комитета по выдаче 15.07.2016 без проведения конкурса участникам договоров простых товариществ перевозчиков свидетельств и карт маршрутов по спорным маршрутам по нерегулируемым тарифам и их дальнейшему переоформлению на новый срок, а также бездействие Комитета по непроведению конкурса на право осуществления перевозок по указанным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Учитывая положения статьи 41.1 Федерального закона № 135-ФЗ у Волгоградского УФАС России отсутствовали основания для оценки действий Комитета по выдаче свидетельств и карт маршрутов в 2016 году на наличие признаков нарушений антимонопольного законодательства. При этом действия Комитета по отнесению в 2016 году маршрута № 22 к маршрутам, осуществляемым по нерегулируемым тарифам, до настоящего времени никем не оспорены, незаконными не признаны. Действие Свидетельства 1 по основания, установленным частями 2 и 6 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ прекращено не было.
Доводы общества относительно необходимости проведения конкурса и законности дальнейшего переоформления в 2021 году свидетельств и карт маршрутов, выданных 15.07.2016 (то есть в пределах трёхлетнего срока давности), антимонопольным органом проверены, нарушения Федерального закона № 220-ФЗ в действиях Комитета не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 мая 2022 года по делу № А12-1780/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи Ю.А. Комнатная
С.М. Степура