ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-7048/11 от 26.10.2011 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-7007/2011

31 октября 2011 года


 Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Дубровиной О.А.,

судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,

при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» – Решетняк Е.А., действующей на основании доверенности от 19.08.2011 № 9/1, представителя управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области – Кругляка Д.Г., действующего на основании доверенности от 23.06.2011 № 32,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт», г. Волгоград,

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2011 года по делу № А12-7007/2011 (судья Кулик И.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт», г. Волгоград,

к управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
 о признании недействительными предписания,

УСТАНОВИЛ:

  в арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» (далее по тексту - ОАО «Волгоградэнергосбыт», общество, заявитель) к управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее по тексту – управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 23.03.2011 № П03-06/11-09 об устранении нарушений требований законодательства по соблюдению порядка ценообразования.

Решением суда первой инстанции от 27.07.2011 в удовлетворении требований обществу отказано.

Заявитель не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее по тексту - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан Трофимовой Н.А. и Абрамовой С.А. и распоряжения от 17.02.2011 № 11/018-кт, управлением по региональным тарифам администрации Волгоградской области в период с 21.02.2011 по 23.03.2011 была проведена внеплановая документарная проверка по вопросу неправомерного применения ОАО «Волгоградэнергосбыт» тарифа по оплате за электроэнергию, действующего с 01.01.2011, при оплате за потребленную в декабре 2010 года электроэнергию, по результатам которой составлен акт от 23.03.2011 № 03-06/11-020 (листы дела 65-68 тома 1), содержащий сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов).

На основании указанной проверки управлением было вынесено предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования от 23.03.2011 № П03-06/11-009 (листы дела 69-70 тома 1), в соответствии с которым ОАО «Волгоградэнергосбыт» предписано в течение тридцати дней с момента его получения, устранить нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении тарифа на электрическую энергию при начислении платы за объёмы потреблённой электрической энергии в декабре 2010 года в платёжных документах (квитанциях), выставленных за январь 2011 года потребителями ОАО «Волгоградэнергосбыт», имеющим индивидуальные приборы учёта, и привести в соответствие с постановлением управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 09.12.2009 № 36/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения на 2010 год», представив оформленное должным образом документальное подтверждение выполнения предписания по установленной форме, а также представить копии платёжных документов (квитанций), подтверждающих исполнение предписания (выборочно 15 квитанций, в том числе по лицевым счетам № 1000838657, № 20117319, № 20117322, № 1000839378, № 1000758451).

Общество не согласилось с результатами указанной проверки, в связи с чем, письмом от 30.03.2011 № 89-10/296 представило в управление свои возражения (лист дела 72 тома 1).

Управление по региональным тарифам, рассмотрев указанные возражения, не нашло оснований для изменения выводов, изложенных в акте проверки и предписании от 23.02.2011 (лист дела 74 тома 1).

Дополнением к предписанию от 03.05.2011 управление, по ходатайству заявителя от 29.04.2011 № 89-03/1529, продлило срок его выполнения до 01.06.2011 включительно (листы дела 76-78 тома 1).

Не согласившись с указанным предписанием управления, заявитель обжаловал его в судебном порядке, посчитав, что оно не соответствует положениям постановления Правительства № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из отсутствия правовых оснований для признания недействительным оспариваемого предписания управления, в связи с допущенными обществом нарушениями норм гражданского законодательства, жилищного законодательства, постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, а также постановления управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 09.12.2009 №36/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения на 2010 год.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области, утверждённого постановлением администрации Волгоградской области от 14.12.2010 № 674-п управление является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ, а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.

На основании статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).

Постановлением управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области 09.12.2009 № 36/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения, использующего электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, и потребителей, приравненных к категории «население», по Волгоградской области» для населения на период с 01.01.2010 по 31.12.2010 установлен тариф на электрическую энергию в размере 2,30 руб./кВт.ч (с учётом НДС).

Постановлением управления от 15.12.2010 № 32/1 установлены тарифы на электрическую энергию на 2011 год, и согласно пункту 2 постановления вступают в силу с 01.01.2011, размер тарифа для населения установлен - 2,53 руб./кВт.ч (с учётом НДС).

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее пот тексту – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее пот тексту – ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту - Правила), расчётный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта.

Согласно пунктам 37, 38 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внёсшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (часть 14 статьи 155 ЖК РФ).

Деятельность ОАО «Волгоградэнергосбыт», являющегося гарантирующим поставщиком, регламентируется постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

В соответствии с пунктом 64 вышеуказанного постановления действие договора электроснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключённого с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потреблённой им электрической энергии, в котором указаны наименование и платёжные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключённым с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Для осуществления расчётов с потребителями за электроснабжение, ОАО «Волгоградэнергосбыт» заключило с ООО «Расчётный информационный центр» агентский договор от 01.12.2010 № 585, а также с ООО «Многофункциональный вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса г. Волгограда» (далее по тексту - ОАО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда») - агентский договор от 01.12.2010 № 122, согласно которому ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» (агент) обязуется по поручению ОАО «Волгоградэнергосбыт» (принципала) производить информационно-вычислительные работы по расчётам за электроснабжение с населением, проживающим в жилых домах, перечень, которых приведен в Приложении № 1, Приложении № 1А агентского договора; иные действия, предусмотренные договором, а принципал обязуется оплачивать агенту вознаграждение в размере, в порядке и сроки, предусмотренные агентским договором.

ОАО «Волгоградэнергосбыт» в соответствии с пунктом 2.2.10. агентского договора обеспечивает своевременное предоставление достоверной и актуальной информации для осуществления начислений ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» и согласно п.3.1 Приложения № 2 к агентскому договору ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» начисляет населению плату за потребленную электроэнергию, с учётом данных ОАО «Волгоградэнергосбыт».

Согласно пункту 5.3 агентского договора ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» не несёт ответственность за недостоверные данные или несвоевременно предоставленную ОАО «Волгоградэнергосбыт» информацию для корректировки данных по электроэнергии.

В платёжных документах (квитанциях) для оплаты за электроэнергию размещены специальные графы для записи текущих показаний индивидуального прибора учёта.

Потребители, при получении данных квитанций, должны внести показания индивидуального прибора учёта на последний день расчётного месяца и производят расчёт за потребленную электроэнергию за период между текущим и предыдущим снятием показаний, с учётом внесённых платежей за указанный в квитанции период. На основании вновь указанных показаний начисляется плата за электроэнергию в следующем месяце.

По результатам проведенной управлением проверки установлено, что обратившиеся с жалобами граждане имеют индивидуальные приборы учёта электроэнергии. В квитанциях, предъявленных к оплате за январь 2011 года, указаны объёмы потреблённой электроэнергии за декабрь 2010 года, то есть при формировании платёжных документов за январь 2011 года, ОАО «Волгоградэнергосбыт» учитывает данные, указанные в квитанциях декабрь 2010 года – показаний индивидуальных приборов учёта потреблённой электрической энергии в декабре 2010 года.

В январе 2011 года ОАО «Волгоградэнергосбыт», при начислении и предъявлении гражданам, имеющим индивидуальные приборы учёта потребления электрической энергии, в платёжных документах, а также в квитанциях, сформированных ООО «МВЦ ЖКХ ТЭК г.Волгограда» по поручению ОАО «Волгоградэнергосбыт» в соответствии с агентским договором, за объёмы потребленной электроэнергии в декабре 2010 года, согласно квитанциями за январь: л/с № 1000838657, л/с № 20117319, л/с № 1000839378, л/с № 1000758451, л/с № 20117322, был применён тариф в размере 2,53 руб./кВт.ч (с учётом НДС), что является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

В обоснование незаконности оспариваемого предписания заявитель сослался на наличие в нём обязательства исправить счета по всем потребителям-физическим лицам ОАО «Волгоградэнергосбыт», проверка по которым не проводилась.

Суд первой инстанции дал правомерную оценку указанному доводу общества, посчитав его несостоятельным, указав, что выявление управлением нарушений порядка применения тарифов в отношении всех граждан-потребителей электрической энергии, в ходе внепланового мероприятия по жалобам конкретных лиц, не запрещено действующим законодательством.

Согласно пункту 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 № С-13/ОП-167 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» в случае принятия решения о признании индивидуального ненормативного правового акта недействительным, арбитражный суд одновременно защищает охраняемые права и интересы других лиц, не являющихся сторонами по делу.

Кроме того, как следует из письменного пояснения заявителя от 28.02.2011 № 31/1191 по факту применения тарифов для граждан в платёжных документах за январь 2011 года, ОАО «Волгоградэнергосбыт» формирует документы по исполнению обязательств (счетов) в адрес граждан-потребителей на основе показаний системы коммерческого учёта электроэнергии (далее по тексту - СКУЭ). При поступлении от потребителя показаний СКУЭ до 10 числа месяца включительно, расчёт денежных обязательств за текущий расчётный период осуществляется по тарифам предшествующего расчётного периода. В случае поступления показаний СКУЭ после 10 числа расчётного периода, расчёт осуществляется по тарифам текущего периода. В адрес агентов по расчёту и приёму платежей от населения - ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» и ООО «Расчетный информационный центр» были направлены письма от 19.01.2011 № 89-12/73 и от 21.01.2011 № 89-12/130 с разъяснением соответствующего порядка расчётов за январь 2011 года, подписанные директором по сбытовой деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт» Староватых В.В.

Таким образом, ОАО «Волгоградэнергосбыт» в квитанциях выставляло населению плату за потреблённую электрическую энергию в декабре 2010 года, с применением тарифа 2,53 рублей/кВт.ч, что противоречит части 1 статьи 544 ГК РФ, статьям 154, 157 ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, постановлению Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», постановлению управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 09.12.2009 № 36/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения на 2010 год».

Вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 13.07.2011 по делу № 07р-420/2011 установлено, что ОАО «Волгоградэнергосбыт» выставляло гражданам, имеющим индивидуальные приборы учёта, квитанции для оплаты коммунальных услуг в январе 2011 года, за объёмы коммунальных услуг, потреблённых в декабре 2010 года, по тарифу на электроэнергию в размере 2,53 руб./кВт.ч, который действует с 01.01.2011.

Учитывая изложенное, следует признать обоснованным вывод управления о наличии в действиях ОАО «Волгоградэнергосбыт» признаков нарушения порядка ценообразования, в части неправомерного применения тарифа на электрическую энергию, приведшего, а именно к нарушению прав граждан, уплачивающих платежи за электроэнергию с учетом завышенных тарифов, поскольку жители г. Волгограда и Волгоградской области, проживающие в зоне обслуживания ОАО «Волгоградэнергосбыт» и имеющие индивидуальные приборы учёта электроэнергии, должны оплачивать за потреблённую электрическую энергию в декабре 2010 года по тарифам, установленным для потребителей, в размере 2,30 руб./кВт.ч.

По смыслу статей 198 АПК РФ и 13 ГК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанций, обоснованно указав на отсутствие нарушения спорным предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют требованиям статьи 269 АПК РФ, поскольку не содержат положений о том, какому закону не соответствует обжалуемое решение суда первой инстанции, кроме того, они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются апелляционным судом как несостоятельные и не соответствующие обстоятельствам дела.

Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.

Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Волгоградской области от 27.07.2011 по делу № А12-7007/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий О.А. Дубровина

Судьи Н.В. Луговской

М.Г. Цуцкова