ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов Дело № А12-10390/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2011
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2011
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.Н. Бирченко,
судей Антоновой О.И., Камериловой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовой Л.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца – не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации Ворошиловского района Волгограда, муниципального учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда» представитель ФИО1 по доверенности от 01.06.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЕМЖИЛСТРОЙ»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2011 года по делу № А12-10390/2011 (судья Болдырев Н.Ю.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РЕМЖИЛСТРОЙ» (далее - ООО «РЕМЖИЛСТРОЙ»)
к Администрации Ворошиловского района Волгограда, муниципальному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда»
о признании договоров недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ООО «РЕМЖИЛСТРОЙ» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Администрации Ворошиловского района Волгограда, муниципальному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда» о признании договоров от 08.10.2009 № 06-09-ФЗ на выполнение работ: утепление и ремонт фасада жилого дома по адресу: <...> и от 08.10.2009 № 07-09-ФЗ на капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей (отопление, ЧВС, электроснабжение) по адресу: <...>, заключенных между истцом и муниципальным учреждением «Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда», недействительными.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2011 года по делу № А12-10390/2011 в удовлетворении иска оказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО «РЕМЖИЛСТРОЙ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2011 года по делу № А12-10390/2011 отменить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что при заключении договора учреждение не уведомило его, что жилой дом является объектом культурного наследия, полагает, что названные договоры являются ничтожными, поскольку были заключены неуполномоченным на то лицом с нарушением требований статьей 35, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пункта 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 5 Закона Волгоградской области от 01.07.2009 № 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области».
Дело рассматривается арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель муниципальному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда» возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства в их взаимной связи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.10.2009 между ОООО «РЕМЖИЛСТРОЙ» и муниципальным учреждением «Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда» заключен договор № 07-09-ФЗ на капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей (отопление, ЧВС, электроснабжение) по адресу: <...>, в соответствии с условиями которого учреждение поручило, а общество приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ на капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей (отопление, ХВС, электроснабжение) по адресу: Волгоград, ул. Огарева, д. 7.
08.10.2009 между ООО «РЕМЖИЛСТРОЙ» и муниципальным учреждением «Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда» был заключен договор № 06-09-ФЗ на выполнение работ: утепление и ремонт фасада жилого дома по адресу: <...>, в соответствии с условиями которого учреждение поручило, а общество приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по утеплению и ремонту фасада по адресу: Волгоград, ул. Огарева, д. 7.
Истец указывает, что при заключении договора учреждение не уведомило его, что жилой дом является объектом культурного наследия, полагает, что названные договоры являются ничтожными, поскольку были заключены неуполномоченным на то лицом с нарушением требований статьей 35, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пункта 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 5 Закона Волгоградской области от 01.07.2009 № 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области».
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы статей 35, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В статье 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения (пункт 2).
На основании пункта 1 статья 45 от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (пункт 3).
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия (пункт 4).
Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ (пункт 5).
В пункте 1 статьи 3 Закона Волгоградской области от 01.07.2009 № 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области » Администрация Волгоградской области непосредственно или через орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - областной орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия. Приказы и предписания областного органа охраны объектов культурного наследия обязательны для исполнения на территории Волгоградской области органами государственной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, физическими и юридическими лицами (пункт 2).
На основании статья 5 Закона Волгоградской области от 01.07.2009 № 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области » финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности Волгоградской области объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в соответствии с законом Волгоградской области об областном бюджете. Финансирование мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения может осуществляться за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Волгоградской области об областном бюджете (пункт 1).
Государственная историко-культурная экспертиза, касающаяся объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, оплачивается заказчиком работ, подлежащих государственной историко-культурной экспертизе. Порядок определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в указанных случаях устанавливается администрацией Волгоградской области (пун кт 2).
Физическое или юридическое лицо, получившее во временное владение и пользование по договору аренды объект культурного наследия, находящийся в собственности Волгоградской области, вложившее свои средства в работы по его сохранению и обеспечившее их выполнение в соответствии с требованиями Федерального закона, имеет право на льготную арендную плату, размеры и порядок установления которой определяются администрацией Волгоградской области (пункт 3).
Финансирование долгосрочных областных программ охраны объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 4).
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела доказательств, что объект капитального ремонта и реконструкции по договорам № 07-09-ФЗ и № 06-09-ФЗ от 08.10.2009 является объектами культурного наследия, также не представил доказательств того, что договор был заключен неуполномоченным лицом.
Кроме того, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что условия указанных договоров исполнены сторонами, работы выполнены в полном объеме, оплата по договорам произведена.
Таким образом, оснований для признания договоров № 07-09-ФЗ и № 06-09-ФЗ от 08.10.2009 недействительными не имеется.
С учетом изложенных доводов, обстоятельств и представленных доказательств оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется. При принятии решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2011 года по делу № А12-10390/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.
Пре Председательствующий
А. Н. Бирченко
Судьи
О.И. Антонова
В.А. Камерилова