ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-7847/2015 от 23.09.2015 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-16008/2015

25 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015года.

Полный текст постановления изготовлен          25 сентября 2015 года.

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июня 2015 года по делу № А12-16008/2015, (судья Аниськова И.И.),

по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 400001, ул. Профсоюзная 30, г. Волгоград)

к закрытому акционерному обществу «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 400007, пр. им. Ленина, д. 110, г. Волгоград)

о взыскании 11.673.572 руб. 95 коп.,

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (далее - Управление, истец) с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (далее - ЗАО «ВМК «Красный Октябрь», ответчик) о взыскании в бюджет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за 4 квартал 2013 года и 2014 год на общую сумму 11.673.572 руб. 95 коп.

Решением от 19 июня 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-16008/2015 с закрытого акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» в доход бюджета (администратор поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области) взыскано 11.673.572 руб. 95 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников за 4 квартал 2013 года и 2014 год.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что доначисления Управлением платы за выбросы от стационарных источников произведено на основании плановой проверки, в ходе которой было установлено отсутствие у ЗАО «ВМК «Красный Октябрь» разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 Ответчик считает, что с него не подлежит взысканию плата в повышенном размере.

Считает, что проверка в отношении ЗАО «ВМК «Красный Октябрь» является незаконной, поскольку проведена в нарушении пп. 1 п.8 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п.39 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 данного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду, среди прочего, относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления.

В пункте 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.

Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 8 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование при родными ресурсами, загрязнение окружающий природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.

Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

 При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Пунктом 6 Порядка определено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №284-О подтвердило юридическую силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года №344.

Ответчик по роду своей производственной деятельности имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и 1,2,3,4 кварталы 2014 года.

За указанный период у ЗАО «ВМК «Красный Октябрь» отсутствовало разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданное в установленном порядке.

Данное обстоятельство ответчиком не оспорено,  подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.10.2014 по делу №А12-26301/2014, которым отказано в удовлетворении требований ЗАО «ВМК «Красный Октябрь» о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области оформленного письмом №2147 от 30.04.2014 г., выразившееся в отказе от утверждения проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ЗАО «ВМК «Красный Октябрь».

Таким образом, в период 4 кв. 2013 -2014г.г. ответчик осуществлял выбросы без разрешения, оформленного в установленном порядке.

Согласно требованию истца №940 от 24.02.2015 за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников за 4 квартал 2013 года и за 2014 год от ответчика поступила плата в размере 3.098.998,92 руб.

Истцом произведено доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 14.772.571,87 руб., что подтверждается представленными истцом расчетами.

С учетом поступившей оплаты задолженность составила 11.673.572 руб. 95 коп.

Расчеты произведены истцом на основании фактического объема выбросов по основной площадке, представленных ответчиком в «Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду» за 4 квартал 2013г, 1.2.3,4 кварталы 2014 года в условиях отсутствия разрешения, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (с учетом повышающего коэффициента).

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления в государственные органы установлены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. №204.

Объективных доказательств, свидетельствующих о допущенных при составлении данного расчета нарушениях, ответчиком в силу статьи 65 АПК РФ, не представлено, как не представлен и его контррасчет.

При изложенных обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 11 673 572 руб. 95 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы подателя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в силу подпункта 3 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 является администратором дохода федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 №724 и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400 (далее -Положение №400 от 30.07.2004) Управление Росприроднадзора по Волгоградской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и входит в структуру Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России и соответственно Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно Положению №400 от 30.07.2004 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а так же осуществляет инфе полномочия и функции в установленной сфере деятельности.

Приказом Ростехнадзора от 06.04.2007 N 207 на территориальные управления Ростехнадзора возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557, установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают факт выброса ответчиком загрязняющих веществ в окружающую среду  в отсутствие оформленного  разрешения.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 19 июня 2015 года по делу № А12-16008/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через  Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           А.Ю. Никитин

Судьи                                                                                                 О.И. Антонова

                                                                                                            Т.В. Волкова