ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-11615/2019 |
04 сентября 2019 года |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2019 года по делу №А12-11615/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Кострова Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (далее – ООО «Концессии теплоснабжения», общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – инспекция, административный орган) от 06 марта 2019 года № 233-мк о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Концессии теплоснабжения» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 10 июля 2019 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в административный орган поступило обращение управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда от 21 декабря 2018 года № УЖИВ/03-32484.
Инспекцией в ходе рассмотрения обращения установлено, что согласно постановлению администрации Волгограда от 18 октября 2018 года № 1454 «О начале отопительного сезона» отопительный сезон в г. Волгограде начат с 22 октября 2018 года. В многоквартирном доме № 1 «А» по ул. Ковенская в период с 22 октября 2018 года по 24 октября 2018 года (11 час. 00 мин.) в г. Волгограде в течение 59 час. 00 мин. единовременно.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ООО «Концессии теплоснабжения» подпункта «в» пункта 3, подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), пункта 14 приложения № 1 к Правилам № 354.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20 февраля 2019 года составлен протокол № 233-мк, которым зафиксированы допущенные нарушения (т.1 л.д.51-52). ООО «Концессии теплоснабжения» извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.57-60).
06 марта 2019 года административным органом вынесено постановление № 233-мк о привлечении ООО «Концессии теплоснабжения» к ответственности, предусмотренной статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (т.1 л.д.44-49). ООО «Концессии теплоснабжения» извещено надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления. Дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении указаны в протоколе об административном правонарушении. Протокол получен обществом 21 февраля 2019 года, что подтверждено входящим штампом ООО «Концессии теплоснабжения» (т.1 л.д.50).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО «Концессии теплоснабжения», а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО «Концессии теплоснабжения» согласно апелляционной жалобе считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В обоснование своих доводов общество ссылается на пункт 5 Правил № 354, отмечая, что административным органом не доказана вина общества во вменённом правонарушении. Указывает на то, что в октябре 2018 года среднемесячная температура воздуха составила 11,5 градусов Цельсия. В период с 15 октября 2018 года по 26 октября 2018 года среднесуточная температура не опускалась ниже + 10 градусов Цельсия.
ООО «Концессии теплоснабжения» также ссылается на пункты 26 и 26 организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надёжности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации. МДС 41-6.2000, утверждённых Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 № 203, обращая внимание на то, что суммарное время, необходимое для начала подачи теплоносителя всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток. Включение отопления во всех многоквартирных домах, теплоснабжение которых осуществляется от источников, переданных ООО «Концессии теплоснабжения» во временное владение и пользование, в октябре 2018 года должно было быть произведено не позднее 27 октября 2018 года. Считает, что осуществило начало отопительного сезона в соответствии с указанными требованиями. Событие правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует. Общество отмечает, что отсутствуют доказательства того, что ресурсоснабжающей организацией указанных домов является ООО «Концессии теплоснабжения». По мнению общества, административным органом нарушен срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой противоправные действия (бездействие), выразившиеся в нарушении нормативов или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и заключается в невыполнении возложенных обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектом данного правонарушения является лицо, обязанное обеспечивать нормативный уровень, режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами № 354.
Согласно пункту 2 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу положений подпункта «а» пункта 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.
В силу положения пункта 14 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам № 354 требованием к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры, указанной в пункте приложения № 1 к Правилам № 354, не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °С до +10 °С.
Таким образом, отклонение от указанных в пункте 14 Приложения № 1 к Правилам № 354 параметров подачи отопления не допускается.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, что предусмотрено частью 1 статьи 540 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учёта потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 10 Правил № 354 предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключённом с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несёт ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил № 354).
Согласно пункту 20 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объём и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 24 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объёма поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объёме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом «д» пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Таким образом, из приведённых выше положений следует, что для ресурсоснабжающей организации, гарантирующего поставщика, у которых возникли правоотношения с потребителями, проживающими в жилых домах, установлена ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, в случае если договором не предусмотрено иное.
Согласно постановлению Администрации Волгограда от 18.10.2018 № 1454 «О начале отопительного сезона» отопительный сезон в г. Волгограде начат с 22 октября 2018 года, однако в многоквартирном доме в <...> в период с 22.10.2018 по 11 часов 00 мин. 24.10.2018 не предоставлялась коммунальная услуга по отоплению.
Подача теплоносителя в указанный многоквартирный дом не производилась в течение 59 час. 00 мин.
Факт не предоставления коммунальной услуги по отоплению подтверждён информацией, представленной ООО «Концессии теплоснабжения» в письме, поступившим в адрес Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда (т.1 л.д.65).
Таким образом, коммунальная услуга по отоплению не предоставлялась потребителям многоквартирного дома в <...> в течение 59 часов единовременно, что превысило установленную нормативную продолжительность не предоставления коммунальной услуги по отоплению.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств обратного ООО «Концессии теплоснабжения» не представлено.
Следовательно, выявленные административным органом нарушения режима обеспечения населения коммунальными услугами свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Концессии теплоснабжения» состава вменённого правонарушения.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалы дела ООО «Концессии теплоснабжения» не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Факт непредоставления коммунальной услуги по отоплению подтверждается информацией, представленной ООО «Концессии теплоснабжения» в письме, поступившим в адрес Управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО «Концессии теплоснабжения» во вменённом правонарушении инспекцией доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Следовательно, выявленные административным органом нарушения режима обеспечения населения коммунальными услугами свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Концессии теплоснабжения» состава вменённого правонарушения.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что подключение было осуществлено позднее установленного срока, поскольку все технические регламенты и фактические обстоятельства не позволяют одновременно произвести подачу тепловой энергии ко всем объекта города, при этом также указывает по показатели среднесуточной температуры воздуха в период с 22.10.2018 по 26.10.2018 не опускались ниже +10 градусов Цельсия. Кроме того, по мнению общества, в материалах дела отсутствуют доказательства, что ресурсоснабжающей организацией указанных жилых домов является именно ООО «Концессии теплоснабжения».
Суд апелляционной инстанции считает указанные доводы необоснованными, исходя из следующего.
Сами по себе показатели среднесуточной температуры воздуха в период с 15 октября 2018 года по 26 октября 2018 года не ниже +10 градусов Цельсия, а также большое количество объектов, находящихся в обслуживании, учитывая установленный срок начала отопительного сезона, не является основанием для несоблюдения обществом строго установленных требований законодательства, в том числе Правил № 354, и освобождению от административной ответственности.
Постановление Администрации г. Волгограда от 18 октября 2018 года № 1454 «О начале отопительного сезона» не содержит исключений для ресурсоснабжающих организаций по периоду подключения домов, а напротив указывает на то, что отопительный сезон должен быть начат именно с 22 октября 2018 года, иных сроков не установлено.
Относительно доводов ООО «Концессии теплоснабжения» на возможность подачи отопления в течение 5 суток со дня начала отопительного сезона, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствие с пунктами 25, 26 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации. МДС 41-6.2000, утвержденных приказом Госстроя РФ от 06 сентября 2000 года № 203, включение систем отопления потребителей должно осуществляться по графику, составленному теплоснабжающей организацией и утвержденному органом местного самоуправления. Суммарное время, необходимое для начала подачи тепла всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.
Отопительный период должен быть начат, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. С и ниже, и должен быть закончен, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. С и выше. Конкретные сроки начала и окончания отопительного периода устанавливаются органом местного самоуправления.
В первую очередь следует включать системы отопления детских и лечебных учреждений; во вторую очередь должны быть включены системы отопления жилых зданий, затем учебных заведений, зрелищных предприятий и прочих административных зданий; в последнюю очередь - промышленных предприятий, складов, гаражей и т.п.
Согласно пункту 5 Правил № 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 354, а также пунктом 2.6.9 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», начало и окончание отопительного периода устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, в случае принятия органом местного самоуправления такого решения отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода.
В рассматриваемом случае, лицом полномочным принимать решения о начале и конце отопительного сезона в г. Волгограде является Администрация г. Волгоград, которая Постановлением от 18 октября 2018 года № 1454 «О начале отопительного сезона» определила начало срока отопительного сезона в г. Волгограде – 22 октября 2018 года.
Указанные положения Правил № 354 устанавливают возможный срок (5 дней) для принятия уполномоченным органом решения о начале (окончании) отопительного сезона и не устанавливают возможность для ресурсоснабжающих организаций самостоятельно определять дату начала (окончания) отопительного сезона.
Как следует из материалов дела, ООО «Концессии теплоснабжения» осуществляет централизованное теплоснабжение и горячее водоснабжение на территории муниципального образования городской округ город - герой Волгоград на основании концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград.
В силу положений концессионного соглашения, заключенного с муниципальным образованием городского округа город-герой Волгоград в лице Администрации Волгограда, МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» и ООО «Концессии теплоснабжения», общество обязано осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием объекта соглашения и имущества, входящего в объект соглашения. Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, расположенные на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград.
ООО «Концессии теплоснабжения» обязано поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества в течение всего срока действия соглашения в объеме, сроки и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (пункт 5.32 соглашения).
В соответствии с пунктом 5.33 соглашения общество обязано в рамках средств, составляющих необходимую валовую выручку, при установлении тарифов (в случае их достаточности) принимать разумные меры по предотвращению возникновения аварийных ситуаций.
Согласно пункту 11.1 соглашения за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и самим соглашением.
Пунктом 14.3 соглашения предусмотрены существенные нарушения обществом условий соглашения, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по горячему водоснабжению.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28.09.2016 № 36/3 для потребителей ООО «Концессии теплоснабжения» городского округа город - герой Волгоград, в том числе населения, установлены тарифы на тепловую энергию.
В силу положений устава одними из основных видов деятельности ООО «Концессии теплоснабжения» являются передача, производство, распределение пара и горячей воды, деятельность по эксплуатации и обеспечению работоспособности тепловых сетей и котельных.
Поскольку ООО «Концессии теплоснабжения» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии для потребителей в жилых домах, которые вносят ей плату за данную коммунальную услугу, оно несет ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги и является субъектом административного правонарушения в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно сведениям, размещённым на официальном сайте «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства» в информационной сети «Интернет» (dom.gosuslugi.ru) ресурсоснабжающей организаций спорного многоквартирного дома является ООО «Концессии теплоснабжения» (т.1 л.д.41).
ООО «Концессии теплоснабжения» в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности поставить тепловую энергию к началу отопительного сезона, а также доказательств, подтверждающих отпуск тепловой энергии в сети потребителей в срок, установленный Администрацией г. Волгограда.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалы дела ООО «Концессии теплоснабжения» не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО «Концессии теплоснабжения» во вменённом правонарушении инспекцией доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
ООО «Концессии теплоснабжения» не заявлено доводов, не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершённого правонарушения.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в необеспечении жильцов многоквартирных домов жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Допущенное ООО «Концессии теплоснабжения» правонарушение посягает на право потребителей на получение коммунальных услуг в необходимых объёмах и надлежащего качества, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности не оправдано, противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и способствовало бы распространению в обществе правового нигилизма.
Таким образом, основания для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Заявителем апелляционной жалобы указано на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку действия по нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг, к рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
В особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем при квалификации объективной стороны состава правонарушения следует исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение совершено в период с 22 октября 2018 года по 24 октября 2018 года, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 06 марта 2019 года, в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2019 года по делу №А12-11615/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья М.А. Акимова