ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8193/11 от 16.11.2011 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-4360/2011

23 ноября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Дубровиной О.А.,

судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей: Счётной палаты Саратовской области - ФИО1, действующего на основании доверенности от 11.07.2011, комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области ФИО2, действующего на основании доверенности от 18.04.2011 №2280, Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии ФИО3, действующего на основании доверенности от19.04.2011,

рассмотрев апелляционную жалобу комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области,

на решение арбитражного суда Саратовской области 08 сентября от 2011 года по делу № А57-4360/2011, принятое судьёй ФИО4,

по заявлению комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области,

к Счётной палате Саратовской области,

заинтересованные лица: Саратовская региональная татарская национально-культурная автономия; Саратовская областная общественная организация «Саратовское объединение финно-угорского населения (СОФУН), Саратовская общественная организация «Грузинская община «Иверия», Некоммерческое партнёрство «Национальная деревня», Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, Саратовская местная казахская национально-культурная автономия, Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Саратовской области, Общественная организация «Федерация Каратэ-до Саратовской области», Региональная общественная организация «Центр поддержки творческих личностей», Саратовская региональная общественная организация «Русский Дом»,

о признании недействительным пункта 4 предписания Счётной палаты Саратовской области от 10 марта 2011 года №03-03/250,

УСТАНОВИЛ:

  в арбитражный суд Саратовской области обратился комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области (далее по тексту – комитет, заявитель) к Счётной палате Саратовской области (далее по тексту – Счётная палата) с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания Счётной палаты Саратовской области от 10 марта 2011 года №03-03/250, которым комитету предписывалось принять меры по возврату на лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств субсидий, полученных некоммерческими организациями, нарушившими условия, установленные при предоставлении субсидий.

Решением суда первой инстанции от 08.09.2011 в удовлетворении требований заявителю отказано.

Комитет не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Счётная палата Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.

Саратовская региональная татарская национально-культурная автономия поддерживает доводы апелляционной жалобы в представленном на неё отзыве.

Другие лица, участвующие в деле, в нарушение положений статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле: Саратовская областная общественная организация «Саратовское объединение финно-угорского населения (СОФУН), Саратовская общественная организация «Грузинская община «Иверия», Некоммерческое партнерство «Национальная деревня», Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, Саратовская местная казахская национально-культурная автономия, Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Саратовской области, Общественная организация «Федерация Каратэ-до Саратовской области», Региональная общественная организация «Центр поддержки творческих личностей», Саратовская региональная общественная организация «Русский Дом», в судебное заседание не прибыли, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших доводы жалобы и отзывов, соответственно, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период Счётной палатой Саратовской области проведена проверка использования комитетом в 2009-2010 годах средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы.

По результатам указанной проверки Счётной палатой 14 февраля 2011 года составлен акт проверки (листы дела 120-154 тома 1), которым зафиксированы нарушения и недостатки, выявленные при использовании комитетом средств областного бюджета на реализацию названной Программы.

На основании указанного акта проверки Счётной палатой, в соответствии с Законом Саратовской области от 30.06.2008 № 216-ЗСО «О Счётной палате Саратовской области», в адрес заявителя направлено предписание от 10.03.2011 № 03-03/250 (листы дела 28-33 тома 1), пунктом 4 которого комитету предписано принять меры по возврату на лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств субсидий, полученных некоммерческими организациями, нарушившими условия, установленные при предоставлении субсидий.

Не согласившись с указанным предписанием в части, комитет обратился в суд с настоящим заявлением, полагая, что оспариваемым актом нарушаются его права и законные интересы.

Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении его требований, обоснованно исходил из следующего.

Законом Саратовской области от 11.09.2007 № 166-ЗСО утверждена областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы», пунктом 5 раздела 2 которой в 2009 году было запланировано и использовано 1213,7 тысяч рублей, в 2010 году - 1500,0 тысяч рублей (далее по тексту Программа).

В развитие названной программы, Правительство Саратовской области приняло постановление от 12.05.2009 № 176-П «Вопросы реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы» (далее по тексту - Постановление № 176-П).

Данным постановлением также были утверждены:

- «Положение об областном конкурсе проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами»;

- «Положение о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами, в рамках реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы»

Постановлением № 176-П были решены, в том числе, вопросы регулирования порядка проведения конкурса проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, включающего в себя проект и бюджет проекта по утвержденной форме.

Проект, представляемый на конкурс, должен содержать в себе деятельность в рамках проекта, рабочий план его реализации.

Бюджет проекта должен содержать:

- оборудование и сопутствующие расходы - информация об оборудовании, которое необходимо для выполнения проекта (с перечислением наименования каждой единицы, их общее количество и предполагаемая стоимость). В случае возникновения сопутствующих расходов (транспортировка, наладка, монтаж и т.д.), то они должны включаются в стоимость оборудования;

- административные и прочие расходы - расходы, связанные с административно-хозяйственной деятельностью по проекту (направление расходов, планируемых к осуществлению, банковские услуги, приобретение расходных материалов, почтовые и издательские расходы и т.д., и их стоимостная оценка).

- индивидуальная финансовая поддержка - финансирование персональных выплат за оказание услуг по реализации проекта независимо от типа (зарплата штатных сотрудников, вознаграждения и т.д.).

По результатам конкурса проектов, победителю вручается диплом, и за счёт средств областного бюджета предоставляется субсидия на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в рамках областной целевой Программы.

Пунктом 2 Положения о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов, содержащегося в постановлении № 176-П, установлено, что субсидия предоставляется в целях возмещения затрат, произведенных в 2009 году, юридическим лицам - некоммерческим организациям, ставшим победителями областного конкурса проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Субсидия предоставляется на основании договора, заключенного в течение 20 дней со дня подписания протокола подведения итогов конкурса между управлением делами Правительства области, комитетом и получателем субсидии, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных управлению делами Правительства области на соответствующий финансовый год.

Перечисление субсидии осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента подписания договора в размере 50 процентов от суммы предоставляемой субсидии, и, оставшиеся 50 процентов субсидии, перечисляются получателям субсидии в течение 10 рабочих дней после представления программного отчёта.

В целях получения субсидии, заинтересованные лица представляют в комитет следующие документы:

- до 1 сентября 2009 года - программный отчёт о реализации проекта по утвержденной форме;

- не позднее 30 ноября 2009 года - финансовый отчёт о реализации проекта по утвержденной форме.

Положением о предоставлении субсидии установлено, что она носит целевой характер и не может быть направлена на иные цели и в случае нарушения получателем субсидии условий её предоставления, предусмотренных настоящим Положением, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Согласно названному Постановлению, контроль целевого использования субсидии осуществляет комитет, а произведённые расходы, связанные с реализацией проекта, подтверждаются первичными документами, прилагаемыми к финансовому отчёту.

Между получателями субсидий по Программе и комитетом были заключены договоры на их предоставление, которые, в том числе, содержали следующие условия:

- изменения в деятельность по проекту и его бюджет вносятся получателем после согласования с комитетом в письменной форме. Изменения в деятельность по проекту и его бюджет, не согласованные комитетом в письменной форме, недействительны;

- получатель субсидии обязан использовать субсидию по определенному настоящим договором назначению;

- неисполнение получателем обязательств по настоящему договору даёт комитету право требовать отмены субсидии. Отмена субсидии влечёт её возврат получателем плательщику.

Согласно материалам дела, участники реализации проектов указывали в заявках на получение субсидий приобретение компьютерной, цифровой и оргтехники для проведения мероприятий по проектам.

Проверкой Счётной палаты установлено, что фактически заявленная техника приобреталась после проведения мероприятий, то есть бюджетные средства были потрачены на приобретение материальных ценностей, не использованных для проведения заявленных мероприятий, что подтверждено следующим.

Саратовской региональной национально-культурной татарской автономии (далее по тексту - СРТНКА) в 2009 году была предоставлена субсидия в сумме 100 000 рублей на возмещение затрат, связанных с реализацией проекта в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, с проведением праздничных мероприятий, способствующих формированию дружеских отношений между народами, - праздника «Сабантуй - 2009».

Для этих целей бюджетом проекта заявлено приобретение звукоусиливающей аппаратуры и оборудования на сумму 100,0 тысяч рублей, с последующим использованием её при проведении массовых культурных мероприятий.

Проверкой выявлено, что праздник «Сабантуй 2009» проходил 20 июня 2009 года, тогда как, аппаратура для него приобретена после проведения праздника, что следует из:

- акта о расходовании денежных средств, выделенных на проведение праздника и квитанциям к приходному кассовому ордеру от 25 августа 2009 № 36 на сумму 50,0 тысяч рублей и от 02 сентября 2009 года № 41 на сумму 50, 0 тысяч рублей.

- акта о приеме - передачи звукоусилительной аппаратуры от 11 сентября 2009 года и накладной от 8 сентября 2009 года № 4.

Арбитражный суд, признавая тот факт, что СРТНКА средства, полученные в рамках бюджета проекта, использованы на цели, не соответствующие его условиям, правомерно не принял в качестве доказательства целевого использования средств счёт-фактуру ООО «Фактор» от 19 мая 2009 года, как не был представленный в ходе проверки и не указанный в финансовом отчёте.

Далее суд обоснованно посчитал, что названный счёт - фактура не является товаросопроводительным документом, подтверждающим поставку товара продавцом и, кроме того, вступившим в противоречие с товарной накладной от 08.09.2009 № 4, относительно даты поставки.

Следовательно, судом сделан вывод, основанный на материалах дела, что средства в сумме 100,0 тысяч рублей, полученные СРТНКА, не использовались для реализации проекта, а со стороны комитета отсутствовал надлежащий контроль за целевым использованием бюджет средств названной организацией. В связи с чем, предложение Счётной палаты комитету о принятии соответствующих мер по возврату данной субсидии в областной бюджет, является обоснованным.

В части необоснованного возмещения средств из бюджета Саратовскому объединению финно-угорского населения (далее по тексту - СОФУН), судом установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.

В 2009 и в 2010 годах победителем конкурса стал один и тот же проект «Международная этнокультурная экспедиция - фестиваль волжских народов «Волга-река мира».

В 2009 году субсидии составили 60,0 тысяч рублей и использованы на приобретение: ноутбука стоимостью 23,5 тысяч рублей, сувениров на сумму 20,0 тысяч рублей, канцтоваров на сумму 16,5 тысяч рублей.

В 2010 году субсидии составили 80,0 тысяч рублей и использованы на приобретение: компьютера стоимостью 35,5 тысяч рублей, ноутбука стоимостью 14,0 тысяч рублей, фотоаппарата стоимостью 25,1 тысяч рублей, бланков приглашений на сумму 5,0 тысяч рублей, газеты «Азор» стоимостью 5,0 тысяч рублей. Данные товары были приобретены организацией в декабре 2010 года, что подтверждено Программными и финансовыми отчётами, первичными документами, представленными к ним.

Как следует из материалов дела, фестиваль волжских народов был проведён летом 2010 года, и заключался в поездке по реке Волге в течение 7 дней, при этом доказательств использования в данном мероприятии указанных товаров СОФУН и комитетом не представлено.

Как ранее указывалось, - Постановлением 176-П установлено, что в финансовый отчёт включается оборудование, административные и прочие расходы, связанные исключительно с административно-хозяйственной деятельностью в рамках осуществления проекта.

Поскольку надлежащие оправдательные документы по расходованию 140 тысяч рублей при проведении названных мероприятий проверке не были представлены, суд обоснованно посчитал расходование данных средств на цели, не связанные с бюджетом проекта, и также обоснованно установил ненадлежащий контроль со стороны комитета за целевым использованием субсидии, следовательно, сумма 140,0 тысяч рублей правомерно подлежит возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.

В отношении проверки исполнения проекта «Сохранение культурного наследия финно-угорского населения Саратовской области» СОФУН в 2009 году установлено судом, что он признан победителем областного конкурса, и предусматривал проведение праздника «Балтай» 10 июля 2009 года в г. Хвалынске и 14 августа 2009 года в с. Новопушкинское.

Согласно финансовому отчёту, представленному СОФУН в комитет, в указанный период приобретёны: ноутбук стоимостью 23,4 тысяч рублей (03 сентября 2009 года), канцтовары и сувениры на сумму 36,6 тысяч рублей.

Проверкой установлено, что названные товары на общую сумму 60,0 тысяч рублей приобретены после проведения праздничных мероприятий, следовательно, в них не использовались, и указанные денежные средства не подлежали возмещению СОФУН за счёт субсидий.

Утверждение комитета о том, что срок реализации проекта был установлен с января по декабрь 2010 года, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не подтверждено материалами дела, и правомерно отклонено судом, как несостоятельное.

Судом в отношении получения субсидии Саратовской общественной организацией «Грузинская община «Иверия», установлено, что в 2009 году проект «Иверия» «Дети-наше будущее» был признан победителем областного конкурса.

Целью проекта являлось создание центра «Дети-наше будущее», с проведением следующих мероприятий: сюжетно-ролевых игр духовно-нравственного содержания, экскурсии, целевых прогулок, организации выставок, тематических вечеров, изучение библии, национального языка, знакомство с национальной кухней, православных праздников.

Для реализации названного проекта Саратовской общественной организацией Грузинская община «Иверия» были получены субсидии в сумме 70,0 тысяч рублей, использованные на приобретение 3-х компьютеров у ЗАО Фирма «АТТО» по расходной накладной от 28.11.2009.

Из программного отчёта следует, что в рамках реализации проекта было проведено 3 мероприятия: - 11.07.2009 знакомство с национальной кухней, - 08.08.2009 знакомство с творчеством национального композитора Георгия Цабадзе, - 28.08.2009 национальный православный праздник Мариоба.

Судом обоснованно не принят довод комитета о том, что названный программный отчёт содержал в себе данные о частичном периоде реализации проекта, поскольку Постановлением № 176-П отчёт о реализации проекта разово представляется получателем субсидии до 1 сентября 2009 года, и предоставление нескольких программных отчётов не предусмотрено. Факт того, что расходы на приобретение компьютеров и флеш-карты были проведены 28.11.2009 года, а не в период проведения мероприятий по проекту, подтверждён также и финансовым отчётом о реализации проекта, представленным «Иверия».

Следовательно, судом сделан вывод, основанный на материалах дела, что в период действия проекта в 2009 году оборудование, закупленное «Иверия» для его реализации, было использовано для других целей.

В данном случае апелляционный суд не принимает довод жалобы о расходовании средств в рамках проекта, основанный на том, что судом не учтён срок его реализации - с 01.06.2009 по 30.11.2009, в силу того, что, как указывалось ранее, праздничные мероприятия проведены 11.07.2009, 08.08.2009 и 28.08.2009, тогда как товары приобретены 28.11.2009, и не могли быть использованы в ранее проведённых мероприятиях.

Для реализации в 2010 году проекта «Развитие национального творчества - путь к единству человечества», по которому «Иверия» был также признан победителем, ею было получено субсидий в сумме 60,0 тысяч рублей, которая была использована на приобретение национальных костюмов у ИП ФИО5 по договору поставки от 01.12.2010 № 1.

Вместе с тем, из программного отчёта о реализации названного проекта следует, что были проведены следующие мероприятия: - 25.05.2010 – день славянской письменности и языка, - 12.06.2010 - день независимости России, - 14.10.10 – грузинский православный праздник Светицховлоба.

Из товарной накладной № 104 следует, что костюмы предпринимателем были переданы «Иверия» 27 декабря 2010 года, что подтверждено также финансовым отчётом о реализации проекта, представленным «Иверия» в комитет, что свидетельствует об их использовании не в рамках реализации мероприятий проекта.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что костюмы приобретены для реализации проекта «Развитие национального творчества - путь к единству человечества», не подтверждён материалами дела, поскольку их приобретение произведено после завершения всех мероприятий.

В рассматриваемом случае, также установлены: ненадлежащий контроль целевого использования бюджетных средств комитетом, нарушения условий предоставления субсидий, в результате чего, судом сделан обоснованный вывод о возврате в областной бюджет суммы 130,0 тысяч рублей в установленном законом порядке.

По вопросу предоставления субсидии некоммерческому партнёрству «Национальная деревня» судом установлено и материалами дела подтверждается следующее:

Некоммерческое партнерство «Национальная деревня» в 2009 году разработало проект Областной фестиваль национальных культур «Наследие», цель проекта -популяризация традиционной культуры и фольклора народов России.

Для реализации проекта от 16.06.2009 из средств областного бюджета получено 150,0 тысяч рублей, распределённых следующим образом: на административные и прочие расходы 129,2 тысяч рублей, включая аренду звукового оборудования, транспортные услуги, аренду кинооборудования, оформление сценических площадок, приобретение призов, подарков, и на индивидуальную и финансовую поддержку 20,8 тысяч рублей.

В дальнейшем, 24.07.2009, по итогам конкура между комитетом и некоммерческим партнерством «Национальная деревня», был заключён договор от 10.08.2009 №13 на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами, с предоставлением субсидии в размере 120,0 тысяч рублей.

В целях реализации данного проекта некоммерческим партнерством «Национальная деревня» представлены 2 проекта бюджета без даты содержащих разные данные об административных и прочих расходах, об индивидуальной и финансовой поддержке.

В ходе проверки установлено, что один из проектов содержит данные о сумме в 110,0 тысяч рублей (индивидуальная и финансовая поддержка 10,0 тысяч рублей), другой - 99,2 тысяч рублей и 20,8 тысяч рублей соответственно. Также в бюджет проекта (без даты) внесена позиция, изначально не заявленная в нём - организация и проведение культурно-массового мероприятия на сумму 31,3 тысяч рублей, против ранее заявленных административных и прочих расходов на аренду звукового оборудования на сумму 35,1 тысяч рублей.

Внесённое изменениё в бюджет проекта в нарушение инструкции по подготовке финансового отчета Постановления № 176-П произведено без согласования с комитетом.

В отношении использования бюджетных средств Некоммерческим партнерством
 «Национальная деревня» судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно договору № 340, заключенному 01.09.2009 года с ООО ВС
 «АИДА - центр» на оформление воздушными шарами места проведения 9 сентября 2009 года областного фестиваля национальных культур «Наследие» в этнографическом комплексе «Национальная деревня народов Саратовской области потрачено 33,9 тысяч рублей.

На перевозку участников и зрителей фестиваля, согласно договору № 28, заключенному 7 сентября 2009 с ИП ФИО6 , потрачена 31,8 тысяч рублей.

Подарки для участников фестиваля «Наследие», согласно договору №25 от 10 сентября 2009 года, заключенному с ООО «Юнаки», приобретены на сумму 13,0 тысяч рублей, после проведения культурно-массового мероприятия, - 09.09.2009.

Разделом «Результаты реализации проекта» инструкции по подготовке программного отчёта, утверждённой Постановлением № 176-П, установлено, что программные отчёты должны приниматься комитетом по завершению запланированных мероприятий, однако, комитет, в нарушение названной Инструкции, принимал данные отчёты до завершения реализации проекта.

В данном случае, Некоммерческое партнерство «Национальная деревня» предоставило в комитет программный отчёт от 26 августа 2009 года, тогда как, областной фестиваль национальных культур «Наследие» был проведён только 9 сентября 2009 года.

Суд правомерно установил, что, средства в сумме 44,3 (13,0+31,3) тысяч рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, что является незаконным использованием средств бюджета, также установил не надлежащий контроль целевого использования субсидии со стороны комитета, указав, что данная сумма подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Довод жалобы об ограничении судом возможности использования победителями конкурсов субсидий, не подтверждён материалами дела, поскольку судом сделаны иные выводы в отношении расходования субсидий.

В отношении расходования субсидии Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья судом установлено, что в 2009 году организация, в целях эффективного распространения среди детей и молодежи различных национальностей идей здорового образа жизни, формирование интереса к культуре других народов, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в детской и молодежной среде, разработала проект «Общее дело».

Проект предусматривал подготовку и проведение межнациональной смены в областном скаутском лагере.

Первоначально запрошенная по проекту от 18.06.2009 сумма 150,0 тысяч рублей за счёт средств областного бюджета была распределена следующим образом: на приобретение оборудования и сопутствующие расходы - 50,1 тысяч рублей, включая приобретение компьютера, монитора, клавиатуры, мыши, программного обеспечение MS Office Pro 2007 Win, на административные и прочие расходы 49,8 тысяч рублей, на индивидуальную и финансовую поддержку - 50,1 тысяч рублей.

В дальнейшем – 10.08.2009, Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, как победитель заключила договор 11 с комитетом на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами в сумме 90,0 тысяч рублей, с представлением нового бюджета проекта от 27.06.2009 с изменениями.

В первоначальном проекте, в разделе административные расходы, не были заявлены расходы на поездку в республику Беларусь, в уточнённом бюджете расходы в сумме 29,7 тысяч рублей на поездку в республику Беларусь, были заявлены, однако, согласно финансовому отчёту расходы произведены на поездку в г. Ростов на Дону на сумму 15,1 тысяч рублей.

Также произведены расходы на: изготовление скаутских галстуков и нашивок на сумму 14,6 тысяч рублей, приобретение монитора Samsung, видеокарты ZOTAS, антивирус Касперского на сумму 18,6 тысяч рублей, не заявленные в уточнённом бюджете.

Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, как исполнитель проекта, рассматривала вопрос о дополнительном поощрении участников, с направлением их в международный лагерь «Зубренок» республики Беларусь. Как выявлено проверкой, распоряжением председателя Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья в город Ростов на Дону для участия в 1V Международном фестивале «Молодёжь за союзное государство», вместо поощрения участников, были направлены сотрудники организации в количестве 3 человек во главе с председателем, при этом сумма командировочных расходов составила 15,1 тысяч рублей.

Проверкой также было выявлено, что уточнённый бюджет проекта, не предусматривал изготовление скаутских галстуков и нашивок на сумму 14,6 тысяч рублей, равно как и приобретение монитора Samsung, видеокарты ZOTAS, антивируса Касперского на сумму 18,6 тысяч рублей.

В рассматриваемом случае Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья не выполнила условия получения субсидии, вследствие чего, средства в размере 48,3 тысяч рублей являются незаконным использованием средств бюджета и подлежат возврату в областной бюджет в установленном законом порядке. Со стороны комитета также был установлен ненадлежащий контроль целевого использования субсидии.

Довод жалобы об отсутствии нарушений со стороны комитета и Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья в нецелевом расходовании бюджетных средств, поскольку произошли «передвижки средств внутри статьи «оборудование и сопутствующие расходы», не принимается апелляционным судом, в силу того, что Постановление № 176-П, не предусматривает указанных действий.

В отношении предоставления субсидии Саратовской местной казахской национально-культурной автономии (далее по тексту – СМКНКА), судом установлено, что в 2009 году проект СМКНКА «Этнологический и гуманитарный мониторинг казахской общины Саратовской области посредством периодического издания «Саратовский хабар» был признан победителем областного конкурса.

Сумма субсидий в рамках Программы составила 150,0 тысяч рублей, для приобретения: фотоаппарата, ноутбука, диктофона, цветного принтера. Приобретение ризографа на сумму 150 000 тысяч рублей, согласно бюджету проекта, изначально планировалась за счёт иных источников финансирования. По итогам конкурса была утверждена субсидия в сумме в 60,0 тысяч рублей для приобретения вышеперечисленных товаров.

Полученные денежные средства СМКНКА были распределены на покупку принтера стоимостью 10,0 тысяч рублей (чек-ордер от 18.09.2009), на покупку ризографа стоимостью 50,0 тысяч рублей (чек-ордер от 12.09.2009).

В месте с тем, в нарушение постановления № 176-П, данные товары приобретены не в рамках реализации программы по условиям областного конкурса, поскольку субсидия на возмещение расходов по приобретению ризографа не была им предусмотрена. В результате чего, средства в сумме 50,0 тысяч рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям их получения и являются незаконным использованием средств.

Судом правомерно установлено, что и в данном случае со стороны комитета отсутствовал ненадлежащий контроль целевого использования субсидии субсидия в сумме 50,0 тысяч рублей, подлежащих возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.

Довод жалобы об указании на необходимость приобретения ризографа как, в первоначальном, так, и в уточнённом проекте бюджета, не подтверждён материалами дела.

В отношении предоставления субсидии в 2010 году Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии (далее по тексту – СРТНКА) судом установлено, что проект СРТНКА «Национальная гимназия - первоисточник сохранения национальной культуры» был признан победителем областного конкурса проектов, в связи с чем, ею были получены субсидии из областного бюджета в сумме 80,0 тысяч рублей.

Проведение мероприятий, указанных в проекте, планировалось СРТНКА «Национальная гимназия - первоисточник сохранения национальной культуры» в течение 2010 года, с включением в них праздников, проводимых татарской национальной гимназией.

Первоначальный бюджет проекта, на основании которого было принято решение о признании проекта победителем, содержал в себе приобретение звукоусиливающей аппаратуры на сумму 90,0 тысяч рублей и оплату административных и сопутствующих товаров на сумму 60,0 тысяч рублей, для многократного использования при проведении массовых культурных мероприятий всеми общественными организациями области.

После объявления проекта победителем конкурса, СРТНКА изменила его бюджет, изменив при этом, всю деятельность проекта.

В результате, в нарушение первоначально установленного бюджета, фактически вместо оборудования, необходимого для выполнения проекта, были закуплены: интерактивная доска для осуществления учебного процесса учащихся 1 класса в сумме 53,1 тысяч рублей и 50 подарочных книг по цене 538 рублей на общую сумму 26,9 тысяч рублей.

Указанные действия СРТНКА не соответствуют пункту 10.1 Постановления № 343-П, согласно которому, бюджет проекта должен содержать оборудование, необходимое для его реализации.

Согласно Постановлению № 343-П в пункте «Расхождение между утвержденной суммой и произведенными расходами» предусмотрено, что для изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области - председателя комитета общественных связей и национальной политики области, подписанное руководителем, главным бухгалтером (при наличии должности) организации и руководителем проекта, с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта и соответствующим обоснованием.

Данное письмо должно быть представлено в комитет общественных связей и национальной политики области до проведения хозяйственной операции, увеличивающей расходы по статье бюджета проекта на 1000,0 рублей и более или существенно изменяющей ее содержание.

Также в Постановлении № 343-П указано, что существенное изменение деятельности в рамках проекта недопустимо без предварительного согласования с Комитетом.

В рассматриваемом случае, проект бюджета был изменен письмом от 20.11.2010, т.е., после фактического приобретения интерактивной доски и книг и проведения конкурса (товары на сумму 80,0 тысяч рублей приобретены 20 сентября 2010 года, согласно квитанции № 46, письмо № 54 по изменению бюджета проекта составлено 20 ноября 2010 года, конкурс был проведён 15 ноября 2010 года).

В данном случае, судом также правомерно установлен ненадлежащий контроль со стороны комитета целевого использования субсидии, следовательно, субсидия в сумме 80,0 тысяч рублей подлежит возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.

Довод жалобы, о том, что внесённые СРТНКА изменения в бюджет не являются основанием для вывода о незаконном использовании субсидий, не принимается апелляционным судом, в силу того, что изменения в бюджет произведены после проведённых мероприятий реализации проекта.

В отношении предоставления и расходования субсидии Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Саратовской области (далее по тексту – автономия), судом установлено, что в 2009 году автономия получала субсидию в размере 60,0 тысяч рублей. Тогда же был заключён договор с ИП ФИО7 на организацию праздника, с включением в стоимость аренды зала, звукового оборудования, приготовление блюд, на всю сумму субсидии.

Проект «Развитие национальной азербайджанской культуры» включал в себя: организованные выездные культурные мероприятия в муниципальных районах области, с представлением национальных обрядов, национальную кухню, театрализованные представления из жизни и истории азербайджанского народа.

Проверкой установлено, что фактически было проведено однодневное мероприятие в кафе «Рен Зар», организованное ИП ФИО7 по договору оказания услуг.

Изначально запрашиваемая сумма по проекту без даты за счёт средств областного бюджета составляла 150,0 тысяч рублей и была распределена следующим образом: оборудование и сопутствующие расходы - 50,0 тысяч рублей включающее в себя пошив национальных костюмов, административные и прочие расходы 100,0 тысяч рублей, включающее в себя транспортные услуги для выезда в муниципальные районы на сумму 40,0 тысяч рублей, приобретение посуды одноразовой, продуктов питания на сумму 60,0 тысяч рублей.

По итогам конкурсной комиссии от 24.07.2009 г. автономия, как победитель, заключила договор от 10.08.2009 г. №11 с комитетом на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, размер субсидии с учётом уменьшения составил 120 тысяч рублей, на которую представлен бюджет проекта без даты, с изменением статьи расходов, что привело в изменению деятельности, указанной в проекте.

Данный вывод подтверждён тем обстоятельством, что в бюджет проекта (без даты) внесена позиция, изначально в него не заявленная - предоставление зала, предоставление акустической аппаратуры, видеоаппаратуры, организация и проведение концертной программы, кроме того, вместо пошива национальных костюмов на сумму 50,0 тысяч рублей приобретены подарки на сумму 40,0 тысяч рублей.

Инструкции по подготовке финансового отчёта, утверждённой Постановлением 176-П, для изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области - председателя комитета общественных связей и национальной политики области с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта с соответствующим обоснованием. Указанного письма в рассматриваемом случае, автономией и комитетом представлено не было.

В связи с чем, суд обоснованно установил ненадлежащий контроль целевого использования субсидии со стороны комитета автономией, следовательно, субсидия в сумме 120,0 тысяч рублей, также подлежит возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.

Довод жалобы о том, что денежные средства фактически потрачены на мероприятия для детей, поскольку их угощали блюдами национальной кухни, не принимается апелляционной инстанцией, поскольку такое мероприятие не входило в проект бюджета, а своевременные изменения в него внесены не были.

В отношении предоставления и использования субсидии общественной организацией «Федерация Карате-до», судом установлено, что финансовый отчёт 2009 года содержал данные о приобретении компьютера и мягких игрушек.

При этом бюджетом проекта приобретение компьютера стоимостью 60,0 тысяч рублей не было запланировано, соответствующие изменения в него не вносились, и суд сделал правомерный вывод об использовании данной суммы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом.

В силу ненадлежащего контроля целевого использования субсидии со стороны комитета, были нарушены условия её предоставления, следовательно, субсидия в сумме 60,0 тысяч рублей подлежит возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.

Довод жалобы о не нарушении в данном случае условий использования бюджетных средств не подтверждён материалами дела, поскольку, как отмечалось ранее, изменения в установленном законом порядке в проект бюджета на приобретение именно компьютера, внесены не были.

В отношении предоставлении и использования субсидии Саратовской региональной организации «Центр поддержки творческих личностей», суд установил, что ей была предоставлена субсидия в 2009 году в сумме 60,0 тысяч рублей, и в 2010 году в сумме 50,0 тысяч рублей на проведение конкурсов рисунков.

В 2009 году был проведен конкурс «Дружба России и Абхазии глазами детей», по результатам которого было принято решение наградить призеров 1 и 2 места поездкой в Абхазию, победителей из Республики Абхазия в город Саратов, для их ознакомления с историческими и культурными ценностями городов за счет средств бюджета, планировалось оплатить услуги связи и Интернета.

Между тем, как следует из финансового отчёта, вместо поездки были произведены расходы на оплату услуг связи, канцелярские расходы, расходы на оплату рекламы на радио, а также транспортные расходы, к которым отнесены чеки из АСЗ от 24.10.2009 и 04.11.2009 на общую сумму 18,8 тысяч рублей, и ж/д билет на имя ФИО8 от 02.09.2009 года в г. Адлер и, от 14.09.2009 обратно.

При этом, из отчёта не усматривается, на каком транспорте был произведен проезд двух победителей конкурса, и являлась ли победителем ФИО8, так же не усматривается приезд гостей из Абхазии.

Кроме того, проект содержал ожидаемые результаты об оценке эффективности проекта, проводимого художественным советом с участием искусствоведов Радищевского музея, однако, документов, подтверждающих данные результаты, в комитет не представлено.

В 2010 году СРОО «Центр поддержки творческих личностей» был проведен конкурс «Любимый город глазами молодых», для проведения которого были закуплены подрамники на сумму 34,0 тысяч рублей, грунт, а так же поощрительные призы на сумму 10,0 тысяч рублей, в данную сумму вошла оплата ж/д билетов в г. Москву и обратно для ФИО9 (руководителя организации) и покупка альбомов, медалей и ручек в количестве 30 штук на сумму 5 тысяч рублей.

Как следует из программного отчёта о реализации проекта, его целью являлось активное привлечение детей и юношества к миру изобразительного искусства, что не соответствует программным линиям конкурса, установленным постановлением Правительства: гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений; сохранение и развитие национальной культуры; социокультурная интеграция и адаптация мигрантов.

Следовательно, средства в сумме 65,0 (60,0+5,0) тысяч рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств, и подлежат возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.

Довод жалобы об отсутствии нарушений со стороны комитета и Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья в нецелевом расходовании бюджетных средств, поскольку произошли «передвижки средств внутри статьи «оборудование и сопутствующие расходы», не принимается апелляционным судом, в силу того, что Постановление № 176-П, не предусматривает указанных действий.

В отношении предоставления и расходования субсидии СРОО «Русский дом» в 2009 и 2010 году осуществлялся проект «Русское подворье», с выделением комитетом субсидии в размере 70 000 рублей и 60 000 рублей. Согласно финансовому отчету в 2009 году, данной общественной организацией у ИП ФИО10 были приобретены полки для посуды, столы, лавки, домашний текстиль, шайка, ушат, черпак, казан, чугунки, чугуны, швейная машинка Зингер, ножной привод к швейной машинке, самовар.

На приобретение машинки, привода и самовара документы к финансовому отчёту не приложены чеки, товарные накладные, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие покупку данных товаров.

При фактическом осмотре данных товаров в наличии не оказалось, в связи с чем, средства в сумме 16,5 тысяч рублей использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств, подлежащие возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным спорного предписания счетной палаты в указанной части.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм материального права, и направленные на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.

Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба комитета не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Саратовской области от 08.09.2011 по делу № А57-4360/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий О.А. Дубровина

Судьи Н.В. Луговской

М.Г. Цуцкова