ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8222/2022 от 12.09.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-563/2022

19 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи С. А. Жаткиной,

судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,

при участии в судебном заседании:

от Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» представитель ФИО1, действующая на основании доверенности от 14.06.2022,

от Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»представитель ФИО2, действующая на основании доверенности от 05.09.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2022 года по делу № А57-563/2022

по исковому заявлению Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ОГРН <***>,  ИНН <***>),

третьи лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Правительство Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство финансов Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Оптима» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – комитет, истец) с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее – министерство, ответчик) о взыскании денежных средств по Соглашению о предоставлении субсидии бюджетам городских округов Саратовской области на достижение целевых показателей, предусматривающих развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, за счет средств областного дорожного фонда от 23.07.2020 в размере 9 586 014,71 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2022 года по делу № А57-563/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представители истца и Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»  доводы апелляционной жалобы Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзывов на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 23.07.2020 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и Администрацией муниципального образования «Город Саратов» заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджетам городских округов Саратовской области на достижение целевых показателей, предусматривающих развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, за счет средств областного дорожного фонда.

Дополнительным соглашением от 23.12.2020 к соглашению изменены размеры долей софинансирования.

Во исполнение взятых на себя обязательств по соглашению, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», как муниципальный заказчик, заключил муниципальный контракт № 0160300002720000054 от 13.10.2020 с обществом с ограниченной ответственностью «Оптима» (подрядчик).

Как указывает заявитель, 01.12.2020 ООО «Оптима» выполнило часть объема работ по контракту, предоставив в комитет акты выполненных работ (КС-2) от 01.12.2020 на общую сумму 51 403 691,48 руб. Комитетом данная часть работ принята и оплачена.

В связи с тем, что на 03.12.2020 часть проекта была не откорректирована и не были внесены изменения в сметную документацию, 04.12.2020 между Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» и ООО «Оптима» заключено дополнительное соглашение № 3 к муниципальному контракту № 0160300002720000054 от 13.10.2020, согласно которому подрядчик обязан завершить работы до 25.12.2020. Также данным соглашением был изменен график выполнения работ.

24.12.2020 ООО «Оптима» направило в адрес комитета письмо № 589 с пояснением о том, что не имеет возможности сдать оставшиеся объемы работ, так как не получило измененную проектно-сметную документацию, при этом обращая внимание на то, что заканчивается финансовый год.

15.01.2021 ООО «Оптима» отчиталось за оставшийся объем работ в соответствии с корректировкой проекта и сметной документации после повторного прохождения государственной экспертизы, в комитет представлен подписанный акт выполненных работ (КС-2) по оставшемуся объему работ, предусмотренных контрактом.

В соответствии с разделом 6 контракта и ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком оставшийся объем работ был принят, акт подписан.

Из позиции заявителя следует, что до 31.12.2020 акт о выполнении работ (КС-2) ООО «Оптима» не был предоставлен в комитет.

Согласно пункту 3.3.10 соглашения Администрацией муниципального образования «Город Саратов» неиспользованный по состоянию на 01.01.2021 остаток средств предоставленной субсидии был возвращен в бюджет Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.07.2021 по делу № А57-6022/2021 с комитета в пользу ООО «Оптима» взыскана задолженность по муниципальному контракту № 0160300002720000054 от 13.10.2020 в размере 9 468 489,78 руб., пени за период с 16.02.2021 по 22.03.2021 в размере 46 947,93 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 70 577 руб.

Администрацией муниципального образования «Город Саратов» в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области направлялись письма (от 12.02.2021 № 01-01-03/45, от 27.05.2021 № 01-01-03/151) по вопросу выделения средств в размере 9 468 489,78 руб. для погашения кредиторской задолженности комитета перед ООО «Оптима».

15.06.2021 направлено письмо в адрес и.о. министра финансов Саратовской области ФИО3 с целью возможности выделения денежных средств.

По мнению истца, неоплата принятого окончательного объема работ произошла не по вине комитета, а по вине ООО «Оптима», в связи с тем, что подрядчиком исполнены работы по истечении сроков, предусмотренных контрактом, и акты выполненных работ на окончательный объем представлены в комитет только 15.01.2021, когда начался новый финансовый год.

Поскольку в настоящий момент у комитета имеется кредиторская задолженность, не обеспеченная источником погашения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2023 годов», постановлением Правительства Саратовской области от 22 апреля 2020 года №318-П «О распределении на 2020 год субсидии бюджетам городским округов области на достижение целевых показателей, предусматривающих развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда», государственной программой Саратовской области «Развитие транспортной системы» 23.07.2020 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и Администрацией муниципального образования «Город Саратов» заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджетам городских округов области на достижение целевых показателей, предусматривающих развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, за счет средств областного дорожного фонда.

В соответствии с соглашением из областного бюджета в 2020 году бюджету муниципального образования «Город Саратов» на основании представленных отчетов-заявок с приложением копий документов, подтверждающих фактически выполненные работы по муниципальным контрактам, предоставлялась субсидия на достижение целевых показателей, предусматривающих развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, за счет средств областного дорожного фонда в рамках реализации мероприятия «Достижение целевых показателей, предусматривающих развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, за счет средств областного дорожного фонда».

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в соответствии с соглашением Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области муниципальному образованию «Город Саратов» были доведены предельные объемы финансирования на основании отчета-заявки в размере 150 288 400,84 руб.

Указанные денежные средства перечислены на счет, открытый министерством для Администрации муниципального образования «Город Саратов», в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области.

Кассовые расходы Администрации муниципального образования «Город Саратов» согласно представленным в министерство отчетам-заявкам составили 137 867 162,87 руб.

Бюджетные ассигнования в размере 12 421 237,97 руб. были не востребованы, так как по одному из заключенных администрацией муниципальных контрактов в ходе его исполнения возникла необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию с последующим проведением экспертизы, что привело к нарушению сроков выполнения работ со стороны подрядчика. Работы были приняты 15 января 2021 года, за пределами финансового года и поэтому не могли быть оплачены за счет средств субсидии областного бюджета.

В соответствии с пунктом 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 16 августа 2019 года №592-П «О Порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам городских округов области на достижение целевых показателей, предусматривающих развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда, и условиях ее расходования» неиспользованные по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, остатки субсидии, находящиеся на единых счетах местных бюджетов, подлежат возврату в доход областного бюджета в течение первых 15 рабочих дней года, следующего за отчетным.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Как уже отмечалась, субсидия предоставлялась в целях реализации государственной программы Саратовской области «Развитие транспортной системы» на 2020 финансовый год.

При этом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области выполнило свои обязательства по соглашению в полном объеме, то есть в настоящее время у министерства отсутствует кредиторская задолженность, а потому отсутствуют правовые основания для выплаты субсидии в 2022 году по соглашению от 23.07.2020. Доказательства обратного комитетом не представлено.

Ссылка Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в отзыве на апелляционную жалобу на дело № А06-1734/2021 в настоящем случае не может быть принята во внимание, поскольку в указанном деле установлено, что субсидия за 2019 год, причитающаяся истцу из дорожного фонда области, из областного бюджета в бюджет муниципального образования была перечислена не в полном объеме, то есть Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ответчик по делу № А06-1734/2021) требования соглашения фактически не исполнило.

В настоящем деле такие обстоятельства не установлены, вся сумма по соглашению от 23.07.2020 была перечислена ответчиком в 2020 году.

Невозможность комитета изыскать необходимые средства для погашения возникшей задолженности перед ООО «Оптима» из бюджета города, на что ссылается апеллянт в жалобе, не является основанием для удовлетворения требований истца и не свидетельствует о каких-либо допущенных нарушениях со стороны министерства.

В данном случае ссылки апеллянта и Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» на положения статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются ошибочными.

Муниципальное образование в рамках настоящего дела обладало в силу закона правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением.

Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не отказывалось от исполнения предусмотренного соглашением обязательства по софинансированию. Напротив, министерством были доведены предельные объемы финансирования муниципальному образованию «Город Саратов» на основании отчета-заявки в размере 150 288 400,84 руб.

Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований комитета.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.

Доводы апелляционной жалобы истца и Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2022 года по делу № А57-563/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             С. ФИО4

Судьи                                                                                                           О. ФИО5

                                                                                                                      Т. В. Волкова