10
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело №А57-4164/2010
Резолютивная часть постановления объявлена «10» декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен «17» декабря 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цинцадзе И.Э.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного учреждения высшего авиационного училища гражданской авиации «Ульяновское высшее авиационной училище гражданской авиации (институт)» - ФИО1 по доверенности от 29.03.2010 №38,
от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области –ФИО2 по доверенности от 20.09.2010 №454,
от Краснокутской городской администрации муниципального образования город Красный Кут Саратовской области (г.Красный Кут, Саратовской области) –ФИО3 по доверенности от 10.01.2010 б/н,. ФИО4 по доверенности от 06.07.2010 №558,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснокутской городской администрации муниципального образования город Красный Кут Саратовской области (г.Красный Кут, Саратовской области),
на решение арбитражного суда Саратовской области от «09» сентября 2010 года по делу №А57-4164/2010, принятое судьей Пузиной Е.В.,
по заявлению Федеральное государственное учреждение высшее авиационное училище гражданской авиации «Ульяновское высшее авиационной училище гражданской авиации (институт)» (г.Ульяновск),
заинтересованные лица:
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области (г.Саратов),
администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области (г.Красный Кут, Саратовской области),
Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области (г.Саратов),
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (г.Саратов),
Краснокутская городская администрация муниципального образования город Красный Кут Саратовской области (г.Красный Кут, Саратовской области),
администрация Первомайского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области (с.Первомайское, Краснокутского района, Саратовской области),
администрация Лавровского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области (с.Лавровское, Краснокутского района, Саратовской области),
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г.Саратов),
о признании незаконными действий, о признании недействительными результатов и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Федерального государственного учреждения высшего авиационного училища гражданской авиации «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» (далее –ФГОУВПО УВАУ ГА (И), заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 27.09.2006, 29.08.2005, 29.08.2008 о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельных участках: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м., местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, в части отнесения их к категории «Земли населенных пунктов» со дня их совершения; о признании недействительными результаты определения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области кадастровой стоимости земельных участков: кадастровый номер 64:17:190101:01. площадь 4415000 кв.м, местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, определенные после, соответственно 27.09.2006, 29.08.2005, 29.08.2008; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, в связи с неправомерным отнесением земельных участков к категории «Земли населенных пунктов» и, соответственно неправомерным определением их кадастровой стоимости.
Заявитель, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от 27.09.2006, 29.08.2005, 29.08.2008 о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельных участках: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м, местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, в части отнесения их к категории «Земли населенных пунктов» со дня их совершения и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области и ФГУ Земельная кадастровая палата» по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, в связи с неправомерным отнесением земельных участков к категории «Земли населенных пунктов», исключив в государственном кадастре недвижимости сведения о категории –«земли населенных пунктов» земельных участков: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м., местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м., местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м., местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей.
Уточнения приняты судом первой инстанции.
В части требований о признании недействительными результатов определения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области кадастровой стоимости земельных участков: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м, местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, определенные после, соответственно 27.09.2006, 29.08.2005, 29.08.2008 ФГОУВПО УВАУ ГА (И) заявило отказ.
Отказ принят судом первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.04.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области (далее –ФГУ «Земельная кадастровая палата»).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 21.05.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования г.Красный Кут и администрация Первомайского муниципального образования.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области и администрация Лавровского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 26.07.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области (далее –УФРС по Саратовской области).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2010 произведена замена заинтересованного лица по делу - Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, в связи со сменой наименования.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.09.2010 признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 27.09.2006 о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м, местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного в части отнесения его к категории «земли населенных пунктов», от 29.08.2005 о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного в части отнесения его к категории «земли населенных пунктов», от 29.07.2008 о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, в части отнесения его к категории «земли населенных пунктов». Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области устранить допущенные нарушения, в связи с неправомерным отнесением земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м, местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного к категории «земли населенных пунктов», исключив в государственном кадастре недвижимости сведения о категории «земли населенных пунктов»; в связи с неправомерным отнесением земельного участка с кадастровым номером 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, к категории «земли населенных пунктов», исключив в государственном кадастре недвижимости сведения о категории «земли населенных пунктов»; в связи с неправомерным отнесением земельного участка с кадастровым номером 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, к категории «земли населенных пунктов», исключив в государственном кадастре недвижимости сведения о категории «земли населенных пунктов».
В части удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от 27.09.2006, 29.08.2005, 29.07.2008 о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельных участках: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м., местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, в части отнесения их к категории «Земли населенных пунктов» и обязании ФГУ Земельная кадастровая палата» по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, в связи с неправомерным отнесением земельных участков к категории «Земли населенных пунктов», исключив в государственном кадастре недвижимости сведения о категории –«земли населенных пунктов» земельных участков: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв.м, местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, отказано.
В части требований заявителя о признании недействительными результаты определения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области кадастровой стоимости земельных участков: кадастровый номер 64:17:190101:01. площадь 4415000 кв.м, местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:010101:404, площадь 97000 кв.м, местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного, кадастровый номер 64:17:190301:4, площадь 22500 кв.м, местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей, определенные после, соответственно 27.09.2006, 29.08.2005, 29.07.2008, производство по делу прекращено.
Также суд произвёл процессуальную замену Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области на правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Краснокутская городская администрация муниципального образования город Красный Кут Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
От ФГОУВПО УВАУ ГА (И) в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.
Представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений №№ 79604 7, 81550 2.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене ввиду соответствия выводов суда обстоятельствам дела и правильного применения закона.
Как следует из материалов дела, ФГОУВПО УВАУ ГА (И) является правопреемником ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации», в результате реорганизации путем присоединения.
ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» является плательщиком земельного налога за земельные участки, расположенные на территории Краснокутского района Саратовской области: земельный участок с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадью 4415000 кв.м., местоположение: <...>, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного; земельный участок с кадастровым номером 64:17:010101:404, площадью 97000 кв.м., местоположение: вблизи с.Ахмат, разрешенное использование - под объекты транспорта Воздушного; земельный участок с кадастровым номером 64:17:190301:4, площадью 22500 кв.м., местоположение: вблизи с.Лавровка, разрешенное использование - для производственных целей.
Право пользования указанными земельными участками возникло на основании актов на право пользования землей (л.д.5-6, 9-11, 14-15, т.1).
Как следует из:
- кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01 от 02.12.2003, выданного ФГУ ЗКП по Саратовской области, ФИО5 филиал категория земельного участка установлена –«земли промышленности, транспорта…» с разрешенным использованием «для производственных целей» (л.д.7, т.1);
- кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 64:17:010101:404 от 04.12.2003, выданного ФГУ ЗКП по Саратовской области, ФИО5 филиал категория земельного участка установлена –«земли промышленности, транспорта…» с разрешенным использованием «для производственных целей» (л.д.12, т.1);
- кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 64:17:190301:4 от 04.12.2003, выданного ФГУ ЗКП по Саратовской области, ФИО5 филиал категория земельного участка установлена –«земли промышленности, транспорта…» с разрешенным использованием «для производственных целей» (л.д.16, т.1).
Согласно:
- кадастровой выписке от 03.02.2010 27.09.2006 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190101:01 в части определения его категории «земли населенных пунктов» (л.д.8, т.1);
- кадастровой выписке 28.01.2010 29.08.2005 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:17:010101:404 в части определения его категории «земли населенных пунктов» (л.д.13, т.1);
- кадастровой выписке 28.01.2010 29.07.2008 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190301:4 в части определения его категории «земли населенных пунктов» (л.д.17,т.1).
В 2007 году на земельные участки с кадастровыми номерами 64:17:190101:01, 64:17:010101:404, 64:17:190301:4 ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации» выданы свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в которых значится назначение земельных участков: земли населённых пунктов (л.д.56, 70, 84, т.1).
Изменение категории вышеуказанных земельных участков и внесение сведений о них в государственный земельный кадастр и послужило поводом для обращения заявителя в суд.
Апелляционная инстанция считает принятое решение соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьёй 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости.
Согласно Положению о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 №418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (в редакции, действующей в спорные периоды) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.
Как следует из приказа Росземкадастра от 26.09.2001 №П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра», включая кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром (в настоящее время Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости) через соответствующие земельные кадастровые палаты.
На основании изложенного, органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра является Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, то есть в рассматриваемом деле органом кадастрового учета является Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области).
Целью деятельности государственных учреждений (ФГУ «Земельная кадастровая палата»), определенной их уставами, является обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости (ранее - государственный земельный кадастр) и кадастрового учета недвижимого имущества, включая формирование и хранение документации, образующейся в рамках данной деятельности.
Функции по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик осуществляет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, на основании сведений, предоставляемых Управлением, которое осуществляет контроль, предоставляет сведения для внесения в реестр, удостоверяет представленные на согласование кадастровые паспорта.
Статьёй 7 Земельного Кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации.
Частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Как следует из содержания статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Статьёй 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Генеральные планы и схемы территориального планирования, в соответствии с главой 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются градостроительной документацией по территориальному планированию, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изменениями и дополнениями), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
Статьёй 8 закона Российской Федерации «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изменениями и дополнениями), в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Территориальное Управление Росимущества в Саратовской области не представило в материалы дела документы, подтверждающие основания внесения изменений в кадастровый учет относительно изменения категории спорных земельных участков.
В материалах дела имеется перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала от 2005 года выданный Краснокутским райкомземом.
Из указанного перечня следует, что земельный участок с кадастровым номером 64:17:190101:01 относится к поселениям на основании инвентаризации.
Доказательств проведения инвентаризации (акты) в материалы дела не представлены.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190301:4 переданы из Территориального Управления Роснедвижимости по Саратовской области в соответствии со схемой взаимодействия по вопросам ведения государственного земельного кадастра и землеустройства от 23.08.2007. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:17:010101:404 переданы из Территориального Управления Роснедвижимости по Саратовской области в соответствии со схемой взаимодействия по вопросам ведения государственного земельного кадастра и землеустройства от 25.04.2005. В материалах дела имеются схемы взаимодействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по вопросам ведения государственного земельного кадастра и землеустройства от 25.04.2005, от 23.08.2007.
Законодательными актами Российской Федерации орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания градостроительной документации об установлении или изменении границ населенных пунктов.
На основании изложенного, сведения о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границы населенного пункта, являются основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких земельных участков.
Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением категории земель в орган кадастрового учета должен быть представлен (направлен) документ, содержащий сведения о включении соответствующего земельного участка в границы населенного пункта.
Следовательно, для перевода земли из одной категории в другую должно быть принято решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в собственности которого данная земля находится.
Законные основания для отнесения спорного земельного участка к землям поселений отсутствуют, поскольку в материалах дела не имеется доказательств установления границ населенного пункта г.Красный Кут, с.Ахмат, с.Лавровка, категория спорных земельных участков не установлена.
Сведения о том, что названные земельные участки относятся к землям поселений и внесены в Единый государственный реестр земель на основании правовых актов органом местного самоуправления, отсутствуют.
При таких обстоятельствах основания для внесения в документы земельного кадастра сведений об отнесении земельных участков к категории земель населенных пунктов, отсутствовали.
Как установлено судом первой инстанции и следует из пояснений лиц, участвующих в деле и имеющихся в материалах дела документов, акт о переводе земельных участков из одной категории в другую органом местного самоуправления не издавался.
Доказательства установления или изменения границ населенных пунктов в материалы дела не представлены.
Судом первой инстанции у администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области были затребованы утвержденные генеральные планы с границами населенных пунктов: г. Красный Кут, с. Ахмат, с. Лавровка Краснокутского района, а также от администрации муниципального образования город Красный Кут затребовались доказательства отнесения спорных земельных участков к землям населенных пунктов.
Документов, подтверждающих утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, не представлено.
В соответствии со статьёй 1 Закона Саратовской области №104 –ЗСО от 27.12.2004 «О муниципальных образованиях, входящих в состав Краснокутского муниципального района» на территории Краснокутского муниципального района установлены границы муниципального образования город Красный Кут с наделением статусом городского поселения.
Согласно приложению №1 к указанному Закону населенные пункты, входящие в состав муниципального образования город Красный Кут: 1. город Красный Кут; 2. поселок Загородный; 3. поселок Зооветтехникум.
Границы населенного пункта г.Красный Кут не установлены, утвержденный в установленном порядке генеральный план с границами населенного пункта г.Красный Кут, отсутствует.
Как следует из приложения №8 к указанному Закону населенные пункты, входящие в состав Лавровского муниципального образования: с. Лавровка; с. Горецкое; с. Пшеничное.
Границы населенного пункта с. Лавровка не установлены, утвержденный в установленном порядке генеральный план с границами населенного пункта с. Лавровка, отсутствует.
Местоположение земельного участка с кадастровым номером 64:17:190301:4 –вблизи с. Лавровка и установить нахождение указанного земельного участка в границах населенного пункта в соответствии с указанным Законом невозможно.
Согласно приложению №11 к указанному Закону населенные пункты, входящие в состав Первомайского муниципального образования: с. Первомайское, с. Ахмат.
Границы населенного пункта с. Ахмат не установлены, утвержденный в установленном порядке генеральный план с границами населенного пункта с.Ахмат, отсутствует.
Местоположение земельного участка с кадастровым номером 64:17:010101:404 –вблизи с. Ахмат. Установить нахождение указанного земельного участка в границах населенного пункта в соответствии с указанным Законом невозможно.
Из описания границ указанных муниципальных образований невозможно установить, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 64:17:190101:01, 64:17:010101:404, 64:17:190301:4 входят в границы населенных пунктов.
Кроме того, данным нормативно-правовым актом на территории Краснокутского муниципального района установлены границы поселений, а не границы населенных пунктов.
«Схема территориального планирования Краснокутского муниципального района Саратовской области», утверждённая решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района №320 от 10.07.2008 отображает границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Проект концепции генерального плана, утверждённый решением Совета депутатов ОМО Краснокутского района от 30.12.2003 №418 не является утвержденным в установленном порядке генеральным планом.
Ссылка ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области на решение исполнительного комитета Краснокутского районного совета народных депутатов №82 от 28.05.1991 правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку указанным решением утверждены материалы по установлению границ сельских населенных пунктов и переданы земли в ведение сельских советов народных депутатов с изъятием соответствующих площадей у колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий по приложению.
В приложении №1 к решению №82 от 28.05.1991 указаны площади земель, подлежащих передаче в ведение сельских Советов народных депутатов.
Заинтересованные лица не пояснили суду, как земельные участки заявителя соотносятся с площадями земель, подлежащих передаче в ведение сельских Советов, и что спорные земельные участки находятся в черте населенного пункта либо за пределами населенного пункта.
Постановлением Правительства Саратовской области №423-П от 30.11.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель во исполнение постановления Правительства РФ от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель». Данными актами не осуществлялся перевод земель из одной категорию в другую, а утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель на основании имеющихся категорий земель.
Следует учесть, что постановлением Правительства Саратовской области от 28.03.2005 №108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области» (действующее) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и определена кадастровая стоимость спорных земельных участков, т.е. указанным земельным участкам с кадастровыми номерами 64:17:010101:404, 64:17:190301:4, 64:17:190101:01 определена кадастровая оценка земель промышленности.
Так как, Управлением Роснедвижимости, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства правомочности отнесения спорных земельных участков к категории земель населенных пунктов, а также учитывая то, что заинтересованными лицами не было представлено достоверных, достаточных и неопровержимых доказательств того, что спорные земельные участки находятся в границах населенных пунктов, суд первой инстанции правомерно признал действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 27.09.2006 о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о спорных земельных участках.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание довод апелляционной жалобы о необоснованном восстановлении процессуального срока на обжалование действий государственных органов, ввиду следующего.
Восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока и сочтя причины пропуска срока на данное обращение в арбитражный суд уважительными, воспользовался предоставленным правом и восстановил пропущенный срок.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что судом не было привлечено лицо о правах и обязанностях которого принят оспариваемый судебный акт, а именно Межрайонная ИФНС №4 по Саратовской области отклоняется судебной коллегией, так как принятым решением суда не затрагиваются права и обязанности Межрайонной ИФНС №4 по Саратовской области, так как требования ФГОУВПО УВАУ ГА (И) заключаются в оспаривании действий государственных органов, призванных осуществлять кадастровый учёт земельных участков, а не государственных органов осуществляющих контроль правильности исчисления и уплаты налогов.
Остальные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана правильная юридическая оценка.
При подаче апелляционной жалобы Краснокутской городской администрации муниципального образования город Красный Кут Саратовской области была оплачена государственная пошлина платёжным поручением от 05.10.2010 №670 в размере 1 000 рублей.
Поскольку податель жалобы в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная администрацией государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит возврату из средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от «09» сентября 2010 года по делу №А57-4164/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу –без удовлетворения.
Возвратить Краснокутской городской администрации муниципального образования город Красный Кут Саратовской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платёжному поручению от 05.10.2010 №670.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение десяти дней со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.И. Жевак
Судьи Т.С. Борисова
С.Г. Веряскина