ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-936/2019 |
14 ноября 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «07» ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен «14» ноября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии в судебном заседании представителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда – ФИО1, действующей по доверенности № 89 от 15.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы департамента муниципального имущества администрации Волгограда, индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2019 года по делу № А12-936/2019 (судья Пятернина Е.С.), по исковому заявлению департамента муниципального имущества (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН: <***>; ОГРН: <***>), третье лицо: департамент по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее -Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее - ИП ФИО2, ответчик) о взыскании суммы основного долга по договору аренды № 10752 от 24.06.2015 за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 в размере 335 803, 56 рублей, пени в размере 99 431, 58 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2019 годас ИП ФИО2 в пользу департамента муниципального имущества администрации Волгограда взыскана сумма основного долга по договору аренды № 10752 от 24.06.2015 за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 в размере 58 725, 13 руб., пени в размере 25 530, 99 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С ИП ФИО2 в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 370 рублей.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
ИП ФИО2 также обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, предприниматель является арендатором по договору аренды № 10752 от 24.06.2015 земельного участка (учетный номер 8-75-103) из земель населенных пунктов, площадью 828, 4 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, б-р им. Энгельса, 3а, для эксплуатации торгового павильона и кафе, сроком действия с 28.05.2015 по 28.03.2064.
Согласно пункту 2.4 договора арендная плата вносится ежемесячно равными частями до 10-го числа текущего месяца.
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что ответчик ненадлежащим образом исполняет принятые на себя обязательства по своевременной оплате арендных платежей, в связи с чем, за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 образовалась задолженность в размере 335 803, 56 рублей. На основании пункта 2.12 договора аренды ответчику начислена пеня за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 в размере 99 431,58 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 15837/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятом уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления; изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений, что также отражено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 13 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что ответчик ненадлежащим образом исполняет принятые на себя обязательства по своевременной оплате арендных платежей, в связи с чем, за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 образовалась задолженность в размере 335 803, 56 рублей. На основании пункта 2.12 договора аренды ответчику начислена пеня за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 в размере 99 431,58 рублей.
Расчет арендной платы за землю и суммы иска произведен в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 № 469-п (далее - Порядок № 469-п).
В частности, постановлением Администрации Волгоградской области от 20.03.2017 № 135-п, вступившим в силу 1 апреля 2017 года, внесены изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 № 469-п «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов».
В указанный порядок, добавлен пункт 1.5.7, согласно которому годовая арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград (за исключением земельных участков, предоставленных для целей строительства, земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, земельных участков, предоставленных для эксплуатации индивидуальных жилых домов, гаражей для хранения личного автотранспорта, объектов спорта, а также земельных участков, предоставленных религиозным организациям) определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 2.5 размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Р - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 Постановления Администрации Волгоградской области от 20.03.2017 № 135-п перерасчет размера арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 Порядка (в редакции настоящего постановления), по договорам, заключенным до 01 апреля 2017 , осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Порядка (в редакции настоящего постановления) с 01 апреля 2017 с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей по состоянию на 01 апреля 2017.
На основании указанных норм истец произвел расчет арендной платы за спорный период исходя из рыночной стоимости земельного участка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на 1 апреля 2017 года, с учетом Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» исходя из коэффициента инфляции - 1,04.
Между тем, решением Волгоградского областного суда от 19 февраля 2018 года по делу № 3а-15/2018, вступившим в законную силу 26 марта 2018 года, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 № 469-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 20.03.2017 № 135-п «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов»).
Суд указал, что оспариваемые истцами нормы Порядка расчета арендной платы, утвержденные постановлением № 469-п в редакции постановления № 135-п, не соответствуют принципу экономической обоснованности и одному из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы - принципу запрета необоснованных предпочтений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что арендная плата за спорный период должна быть рассчитана по методике, действующей до внесения изменения Постановлением Администрации Волгоградской области от 20.03.2017 №135-п в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 № 469-п, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016, если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Пункт 1 статьи 424 ГК РФ предоставляет кредитору возможность требовать исполнения договора по установленной законом цене, но только в том случае, когда соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное толкование этой нормы означало бы, что кредитор может получать незаконно установленную цену.
Как указано в определении Верховного суда РФ № 309-ЭС15-16627 от 14 апреля 2016, согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58) указано, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.
При этом, следует учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.09.2010 № 6171/10, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Таким образом, учитывая, что размер арендной платы за пользование спорным земельным участком является величиной, регулируемой в порядке, предусмотренном законодательством, применение администрацией ставок арендной платы, установленных пунктом 2.5 в редакции Постановления Администрации Волгоградской области от 20.03.2017 № 135-п, признанного не соответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению за период, предшествующий признанию судом незаконности их установления, в данном случае является неправомерным.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 № 9330/09, обращение истца с иском о взыскании долга, исчисленного на основании нормативного акта муниципального органа, признанного незаконным решением суда по другому делу, представляет собой злоупотребление правом, что не допускается статьей 10 Гражданского кодекса.
Из пункта 2.1.1 постановления № 469-п, подлежащего применению при расчете арендной платы к рассматриваемой категории земельных участков до внесения изменения постановлением № 135-п, следует, что размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ккан xКи, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; Ки - коэффициент индексации.
Истцом в материалы дела представлен информативный расчет задолженности исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом поступившей арендной платы, согласно которого сумма задолженности ответчика перед истцом за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 составляет 58 725, 13 рублей, пени - 25 530, 99 рублей.
Суд первой инстанции, приняв во внимание информативный расчёт представленный истцом взыскал задолженность за период с 01.03.2017 по 30.11.2018 в сумме 58 725, 13 рублей, пени - 25 530, 99 рублей.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда об обоснованности представленного истцом расчета суммы задолженности и пени в силу следующего.
Так как решением Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу №3а-15/2018 признаны недействующими подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка № 469-П поэтому, применять в расчете размера арендной платы рыночную стоимость земельного участка установленной отчетом БТИ в размере 2 250 504 руб. является необоснованным.
Кроме того, согласно решения Волгоградского областного суда от 15.12.2016 по делу №3а-1003/2016 кадастровая стоимость земельного участка равна 1 405 000 руб. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и действуют по настоящее время.
Расчет годовой арендной платы за земельный участок в 2017 году должен быть произведен на основании следующих документов:
1. Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.11. №469-н,
2 Распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 14.02.2013 № 281-р «Об утверждении значений коэффициента ...».
А = КСЗУх Кви х Кдп х Ккан, где
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка -1 405 000руб.;
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка. В соответствии с п. 1.5. приложения 1. Постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 №469-0,015.
Так как, распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 14.02.2013 № 281-р утратило силу с 01 мая 2017 года, коэффициент дифференциации в период с 01.05.2017 г. по 31.12.2017 г в соответствии с п. 24.3 Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 № 56/1622 «Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград» для земельных участков, предоставленных для размещения торгового павильона или кафе = 2,2.
Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для данной категории арендатора не установлен, в связи с чем. принят равным 1.
Согласно п. 1.13 Постановления Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 №469-п (ред. от 20.03.2017) «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее именуется - индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начато очередною финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» уровень инфляции в 2017 году не превышает 4,0 %. (или - 1,04).
Таким образом, сумма арендной платы в 2017 году составила:
С 01.03.2017 по 30.04.2017: 48 219,60руб. = 1 405 000*0,015*2,2*1*1,04.
В период с мая 2017 года по декабрь 2017 года коэффициент дифференциации в соответствии с п. 24.3 Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 № 56/1622 «Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград» для земельных участков, предоставленных для размещения торгового павильона или кафе составил 1,6.
Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для данной категории арендатора не установлен, в связи с чем. принят равным 1.
Согласно п. 1.13 Постановления Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 № 469-п (ред. от 20.03.2017) «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее именуется - индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начато очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-Ф'З «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» уровень инфляции в 2017 году не превышает 4.0 %. (или - 1,04).
Таким образом, сумма арендной платы в 2017 году в период с 01.05.2017 по 31.12.2017 составила: 35 068,80руб. = 1 405 000*0,015*1,6*1*1,04.
Расчет годовой арендной платы за земельный участок в 2018 году произведен на основании следующих документов:
1.Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.11. №469-п.'
2.Распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 14.02.2013 № 281-р «Об утверждении значений коэффициента ...».
А=КЗСУ х Кви х Кдп х Ккап. где КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка-1 405 000 руб.
Кви - коэффициент вида функционального использования земельною участка. В соответствии с п. 1.5. приложения 1, Постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 №469-0,015.
Кдп - коэффициент в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов в соответствии с п. 22.1 Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 № 56/1622 «Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе юрод-герой Волгоград» для размещения торгового павильона или кафе = 1,4.
Таким образом, годовая сумма арендной платы но договору в период с 01.01.2018 г. по 30.11.2018 г. году составила:
36471,55руб. = 1 405 000*0,015*1,6*1,0816.
Кроме того, исходя из представленного истцом информативного расчета отсутствует задолженность по арендной плате и пени в спорный период.
Ссылка ответчика на пункт 1.5.8. Постановления Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 N 469-п, в котором указано, что в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, устанавливается в размере земельного налога, является несостоятельной в силу следующего.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) пользование землей в Российской Федерации является платным.
По смыслу ст. 65 ЗК РФ, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к регулируемым ценам. При этом, устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов РФ. В связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период на земельные участки, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном нормативным актом порядке.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция соответствует правоприменительной практике, в том числе постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений, что также отражено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №13 от 25.01.2013г. «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №73 от 17.11.2011г. «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».
Таким образом, на основании вышеназванных правовых норм договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренд} без торгов, не могут устанавливать твердый размер арендной платы, в том числе, путем фиксации конкретной методики.
Расчет арендной платы по договору аренды № 10752 произведен в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.11. №469-п.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582» внесены изменения в Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые дополнены принципом учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения прав на приобретение в собственность отсутствуют.
Случаи ограничения оборота земельных участков закреплены в ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1)в пределах особо охраняемых природных территорий;
2)из состава земель лесного фонда;
3)в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4)занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историкокультурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеямизаповедниками;
5)предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
6)в границах закрытых административно-территориальных образований;
7)предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10)расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11)предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12)загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, * подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13)расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14)в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, земельный участок с кадастровым № 34:34:080074:4 не входит в перечень ограниченных в обороте земельных участков, в указанном значении.
В связи с этим, при расчете арендной платы не может применяться размер земельного налога.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, судебное решение подлежит отмене.
Согласно п. 2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В связи с удовлетворением требований по апелляционной жалобе ИП ФИО2, государственная пошлина в размере 3000 рублей относится на истца.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2019 года по делу № А12-936/2019 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда отказать.
Взыскать с Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Никольский
Судьи О.А. Дубровина
М.Г. Цуцкова