ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9055/20 от 09.11.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-1165/2020

12 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей М.А. Акимовой,  С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2020 года по делу № А57-1165/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Билетный терминал» (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованные лица: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (<...>), общество с ограниченной ответственностью  «Балаковская пассажирская автотранспортная компания» (<...>), акционерное общество  «Автоколонна №40» (Саратовская обл. Энгельсский р-н, п. Пробуждение), общество с ограниченной ответственностью  «Пассажиртранс»,  Прокуратура Саратовской области (<...>), акционерное общество «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» (<...>)

о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в части - не принятия решения о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок № 642-Э «Саратов-Степное», № 642 «Саратов-Степное», № 624 «г.Маркс-г.Саратов», № 624-1 «г.Маркс-г.Саратов»,

об обязании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области

устранить допущенные нарушения,

при участии в  судебном заседании:

представителя  Прокуратуры Саратовской области - Н.Н. Кольцова по служебному  удостоверению ТО № 266602,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал»-  ФИО1 по доверенности от 31.08.2020, выданной сроком на 1 год,  представителя Акционерного общества «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» - А.П. Сотель по доверенности от 09.11.2020 №1010,  выданной сроком до 21.03.2021,

представителя  Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - ФИО2 по доверенности от 28.10.2020 № 02-02-01/11081,

УСТАНОВИЛ:

         в Арбитражный суд Саратовской области  обратилось общество с ограниченной ответственностью  «Билетный терминал»  (далее - ООО «Билетный терминал») с заявлением   о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в части не принятия решения о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 642-Э «Саратов-Степное», N 642 «Саратов-Степное», N 624 «г.Маркс-г. Саратов», N 624-1 «г. Маркс-г. Саратов»; об обязании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области устранить допущенные нарушения.

В ходе рассмотрения дела  от заявителя поступил отказ от заявленных требований - о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в части не прекращения действия свидетельства на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок № 642 «Саратов-Степное».

          Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных ООО «Билетный терминал» требований отказано.  В части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено. 

  ООО «Билетный терминал»  не согласилось с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе,  принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что реестр межмуниципальных маршрутов не является  документом, подтверждающим сведения  о расписании движения автобусов по маршрутам. Расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок. Судом не дана оценка представленным договорам АО «СарАвтовокзал» с ООО «Пассажиртранс» и ООО «БПАК».  В интернете размещена  информация об отсутствии рейсов. Автовокзал обязан предоставлять пассажирам полную информацию о рейсах перевозчика, в том числе, в Интернете на официальном сайте Автовокзала. Путевые листы не  подтверждают факт выполнения регулярных рейсов.  Отчётность за декабрь 2019 не представлялась. Также апеллянт указал на неправомерный отказ суда в истребовании  сведений отчетности и документов о расписании рейсов. ООО «Билетный терминал» является действующим перевозчиком и имеет законный интерес на участие в открытом конкурсе  по осуществлению перевозок по указанным маршрутам регулярных перевозок, в связи с чем, права Общества указанным бездействием уполномоченного органа нарушены.

В судебное заседание явились представители  Прокуратуры Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал»,  Акционерного общества «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

 Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.

   Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.

  Представитель общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал» огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2020 года по делу № А57-1165/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

  Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2020 года по делу № А57-1165/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Представитель Акционерного общества «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2020 года по делу № А57-1165/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Представитель Прокуратуры Саратовской области огласил позицию по делу, указав, что материал прокурорской проверки нарушений по спорным маршрутам не фиксирует и  не подтверждает.

Через  канцелярию суда от ООО «БПАК» поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит  оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Из материалов дела следует, что ООО «Билетный терминал» 6 декабря 2019 года обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области с заявлением (т. 1 л.д. 20-21) о  прекращении действия свидетельств  по следующим маршрутам: -N 642-Э «Саратов-Степное», в реестре межмуниципальных маршрутов с 02.02.2018 года указано ООО «Пассажиртранс»,

-N 642 «Саратов-Степное», в реестре межмуниципальных маршрутов с 05.08.2013 года указано АО «Автоколонна-40»,

-N 624 «г. Маркс-г. Саратов», в реестре межмуниципальных маршрутов с 20.03.2018 года указано ООО «БПАК»,

-N 624-1 «г. Маркс-г. Саратов», в реестре межмуниципальных маршрутов с 20.03.2018 года указано ООО «БПАК»; об объявлении открытого конкурса на право получения свидетельства на право осуществления перевозок по вышеуказанным маршрутам; об объявлении выдачи временных свидетельств и карт маршрутов до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса.

В заявлении указано, что по регулярным межмуниципальным маршрутам № 642-Э (Саратов-Степное), № 624 (ФИО3), № 624-1 (ФИО3), № 642 (Саратов-Степное) транспортное обслуживание населения районов Саратовской области не обеспечено. Обстоятельства невыполнения рейсов по данным маршрутам более 3-х дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации зафиксировано протоколами осмотра доказательств от 02.12.19г., от 03.12.19г., от 04.12.19г., от 05.12.19г., удостоверенных нотариусом г. Саратова.

 27.12.2019 года за исх. № 02-01-03/15188 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на обращение ООО «Билетный терминал» по вопросу работы межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок междугородного сообщения сообщено следующее:

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок междугородного сообщения № 624 «г. Маркс - г. Саратов» и № 624-1 «Саратов - Маркс» обслуживается перевозчиком ООО «БПАК», маршрут № 642 э «Саратов - Степное» перевозчиком ООО «Пассажиртранс», маршрут № 642 «Саратов - Степное»  перевозчиком  АО «Автоколонна № 40» . Министерством транспорта и дорожного хозяйства области изучены обстоятельства о невыполнении рейсов по данным маршрутам более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации, представленные в Вашем обращении. Данные доводы основываются на информации, находящейся в электронном виде в информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет на страницах информационного ресурса (сайта) по адресу: http://avv64.ru/. Министерство транспорта и дорожного хозяйства  области  не может судить о достоверности и корректности отображения информации на данном  интернет ресурсе. Кроме того, отображенная информация на данном сайте не подтверждает фактов невыполнения по соответствующему маршруту в отсутствии чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более трех дней подряд и не может служить обстоятельством, при котором Министерство транспорта и дорожного хозяйства прекращает действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В связи с этим Министерством транспорта и дорожного хозяйства области будет проведена проверка работы данных межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и в случае подтверждения фактов невыполнения рейсов по данным маршрутам более трех дней подряд в отсутствии чрезвычайной ситуации будет принято соответствующее решение в рамках действующего законодательства.

          ООО «Билетный терминал», полагая, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области допущено  незаконное бездействие в части не принятия решения о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 642-Э «Саратов-Степное», N 624 «г.Маркс-г. Саратов», N 624-1 «г. Маркс-г. Саратов», № 642 «Саратов-Степное» и нарушены права Общества,   обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

  До рассмотрения спора по существу Обществом, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявлен отказ от требований  о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в части не прекращения действия свидетельства на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок № 642 «Саратов-Степное».

           В силу пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

         Судом первой инстанции принят отказ от требований  и в указанной части  прекращено производство по делу на основании п.4 ст. 150 АПК РФ.

         Судом апелляционной инстанции установлено, что отказ Общества от требований в указанной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем, судом правомерно принят отказ от требований в указанной части и прекращено производство по делу в части.

         Апелляционная жалоба доводов в указанной части судебного акта не содержит.

         Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что бездействие по не прекращению действия свидетельств Министерством не допущено. Неправомерного бездействия не установлено. Заявитель не подтвердил нарушения его прав.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

  Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 220-ФЗ).

   В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

   В соответствии с частью 10 статьи 4, статьей 19 Закона N 220-ФЗ лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки после получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту и карты соответствующего маршрута, выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

 Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

   Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

   Прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства в случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.

         По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств (часть 2).

Из материалов дела следует, что перевозчикам ООО «Пассажиртранс», ООО «БПАК» выданы свидетельства на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по следующим маршрутам:

-№ 642-Э «Саратов-Степное», в реестре межмуниципальных маршрутов с 02.02.2018 года указано ООО «Пассажиртранс»,

-№ 624 «г. Маркс-г. Саратов», в реестре межмуниципальных маршрутов с 20.03.2018 года указано ООО «БПАК»,

-№ 624-1 «г. Маркс-г. Саратов», в реестре межмуниципальных маршрутов с 20.03.2018 года указано ООО «БПАК».

В поданном в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области заявлении ООО «Билетный терминал»  указало на невыполнение рейсов по данным маршрутам более трех дней подряд, в отсутствие чрезвычайной ситуации, а именно, 02.12.2019, 03.12.2019, 04.12.2019 и 05.12.2019, что  зафиксировано в протоколах осмотра доказательств от 02.12.2019 г., от 03.12.2019 г., от 04.12.2019 г., от 05.12.2019 года, удостоверенных нотариусом г. Саратова Саратовской области ФИО4, в соответствии со статьями 102 и 103 Основ законодательства о нотариате.          

Согласно заявленным ООО «Билетный терминал» требованиям, последним оспаривается конкретное бездействие Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, выраженное в не прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 642-Э «Саратов-Степное», N 624 «г. Маркс-г. Саратов», N 624-1 «г. Маркс-г. Саратов».

27.12.2019 года за исх. № 02-01-03/15188 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на обращение ООО «Билетный терминал» по вопросу работы межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок междугородного сообщения сообщено следующее:

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок междугородного сообщения № 624 «г. Маркс - г. Саратов» и № 624-1 «Саратов - Маркс» обслуживается перевозчиком ООО «БПАК», маршрут № 642 э «Саратов - Степное» перевозчиком ООО «Пассажиртранс», маршрут № 642 «Саратов - Степное»  перевозчиком  АО «Автоколонна № 40» . Министерством транспорта и дорожного хозяйства области изучены обстоятельства о невыполнении рейсов по данным маршрутам более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации, представленные в Вашем обращении. Данные доводы основываются на информации, находящейся в электронном виде в информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет на страницах информационного ресурса (сайта) по адресу: http://avv64.ru/. Министерство транспорта и дорожного хозяйства  области  не может судить о достоверности и корректности отображения информации на данном  интернет ресурсе. Кроме того, отображенная информация на данном сайте не подтверждает фактов невыполнения по соответствующему маршруту в отсутствии чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более трех дней подряд и не может служить обстоятельством, при котором министерство транспорта и дорожного хозяйства прекращает действие данного свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В связи с этим Министерством транспорта и дорожного хозяйства области будет проведена проверка работы данных межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и в случае подтверждения фактов невыполнения рейсов по данным маршрутам более трех дней подряд в отсутствии чрезвычайной ситуации будет принято соответствующее решение в рамках действующего законодательства.

Материалами дела установлено, что на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области http://transport.saratov.gov.ru/plan размещено расписание движения автобусных маршрутов регулярных перевозок межмуниципального пригородного, междугородного и международного сообщения, в т.ч. с 01.12.2019 по 01.03.2020 (т. 2л.д.130-131).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Согласно указанному расписанию маршрут № 642-Э «Саратов-Степное» (перевозчик ООО «Пассажиртранс»)  осуществляет рейсы во вторник, четверг и воскресенье.

Таким образом, учитывая, что  02.12.2019 - понедельник, 03.12.2019 - вторник, 04.12.2019 г. - среда, 05.12.2019 – четверг,  перевозчик ООО «Пассажиртранс» в спорные даты должен был осуществлять рейсы только 03.12.2019 г. (вторник) и 05.12.2019 г. (четверг).

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции  пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не доказано невыполнение ООО «Пассажиртранс» по маршруту № 642-Э рейсов  более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации, поскольку не охватывается заявленным периодом (02.12.2019, 03.12.2019, 04.12.2019 и 05.12.2019).

Представитель ООО «Пассажиртранс» указал, что в вышеуказанные даты им осуществлялись перевозки согласно графику, в т.ч. (дополнительно) осуществлялись рейсы по маршруту № 642-Э в период с 02.12.19г. по 05.12.19г., что подтверждается представленными в материалы дела  путевыми листами (т.2 л.д. 23-26).

Согласно указанному расписанию  маршруты N 624 «ФИО3» и N 624-1 «Саратов-Маркс» (перевозчик ООО «БПАК») осуществляет рейсы ежедневно, в том числе: 02.12.2019- понедельник, 03.12.2019 - вторник, 04.12.2019 - среда, 05.12.2019 г. - четверг.

Факт реального осуществления рейсов в спорные даты подтверждается представленным в материалы дела путевыми листами ООО «БПАК» (том 2, л.д. 79-84).

 ООО «Билетный терминал» считает представленные путевые листы недействительными, поскольку в них указан маршрут не «ФИО3», а «Балаково-ФИО3»,  данный маршрут не существует.  

 Суд апелляционной инстанции считает данный довод несостоятельным, поскольку  указание в путевых листах маршрута «Балаково - Маркс – Саратов» обусловлено  расположением  стоянки автобусов в г. Балаково (ООО «Балаковская пассажирская автотранспортная компания»), и началом движения по своему  рейсу из г. Балаково (стоянка автотранспорта), где водителю  выдается путевой лист. После окончания рейса автобус возвращается в г. Балаково.

 Доказательств обратного, заявителем  не представлено.

 В силу пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, запрещает перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство запрещен (часть 2 статьи  6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Таким образом, именно путевой лист подтверждает работу транспортного средства и водителя, в т.ч. выполнение регулярных рейсов.

В рассматриваемом деле перевозчиками ООО «Пассажиртранс», ООО «БПАК»  представлены путевые листы на  осуществление рейсов по маршрутам, которые подтверждают  выполнение перевозчиками оспариваемых рейсов в указанные даты.

Представленные путевые листы соответствуют требованиям действующего законодательства, указаны все необходимые реквизиты: дата и номер листа, марка автобуса, гос. номер, ФИО водителя и номер удостоверения, время фактического выезда и возвращения, штамп предрейсового контроля  (выезд разрешен) с датой и временем, штамп послерейсового контроля с датой и временем, штамп о прохождении медицинского осмотра водителем.

          Даты проведения предрейсовых медицинских осмотров соответствует датам составления путевых листов, указаны фамилии водителей, номера водительских удостоверений, время проведения послерейсового контроля соответствует дате и времени возврата водителей.

          Путевые листы свидетельствуют об осуществлении водителями рейсов по маршрутам в указанный промежуток времени.

           Законодательство не ограничивает право АО «Саравтовокзал» проставлять отметки в путевых листах перевозчиков, в т.ч. и при отсутствии проданных билетов в кассах, поскольку отметки в путевых листах подтверждают не количество реализованных билетов, а факт отправления автобуса в рейс.

Заявлений о фальсификации указанных путевых листов, не заявлено.

Действующее законодательство РФ, регламентирующее отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, и отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также организацию контроля за осуществлением регулярных перевозок (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, и иные нормативно-правовые акты) - позволяет реализовывать билеты на регулярные рейсы с помощью различных ресурсов (непосредственно в кассах билетными кассирами, водителями, в сети интернет) как на объектах транспортной инфраструктуры, так и самим перевозчикам с привлечением в случае необходимости агентов.

Материалами дела установлено, что между ООО «Пассажиртранс» и АО «СарАвтовокзал» заключен договор на оказание услуг N 4 от 05.12.2018, согласно условиям которого, Автовокзал сам выбирает ресурсы продажи пассажирских и багажных билетов и не обязан осуществлять их продажу в сети интернет. А также Перевозчик, при отсутствии кассы Автовокзала, имеет право продавать билеты, через оборудование (электронное программно-техническое устройство, установленное в транспорте общего пользования и предназначенное для приема оплаты за проезд, провоз багажа с использованием банковских карт).
Аналогичный договор  на оказание услуг N 8 от 05.12.2018 заключен между ООО «Балаковская пассажирская автотранспортная компания» и АО «СарАвтовокзал», из  содержания которого следует, что Автовокзал может выбирать ресурсы продажи пассажирских и багажных билетов, и не обязан осуществлять их продажу в сети интернет.
ООО «Балаковская пассажирская автотранспортная компания» указало, что в 2019 г. обращалось в АО «СарАвтовокзал» с просьбой не продавать пассажирские билеты на рейсы по маршрутам № 624 «ФИО3» и № 624-1 «Саратов-Маркс» через интернет портал, ввиду их удорожания на 20 руб. или на 10% к стоимости для конечного потребителя - пассажира. Продажа билетов через интернет увеличила бы стоимость проезда как минимум на 10% за счет услуг интернет-агента, а учитывая наличие на маршруте «ФИО3» регулярно работающих «Заказных» перевозчиков (в т.ч. ООО «Билетный терминал»), привело бы к оттоку пассажиров с регулярных автобусных маршрутов.
 Также из пояснений  АО «СарАвтовокзал» следует, что  на официальном сайте АО «СарАвтовокзал» в сети Интернет отсутствовала информация о соответствующих рейсах, поскольку на эти рейсы не осуществлялась продажа билетов  через сеть Интернет по просьбе ООО «Пассажиртранс» и ООО «БПАК».
Определение ресурсов размещения информации о расписании движения автобусов и реализации продажи билетов является правом стороны. В случае возникновения потребности в поездке получить актуальную информацию возможно по телефону справочной службы, на информационных стендах, в кассе вокзала, непосредственно в транспортном средстве и т.д.

         На основании изложенного, представленные ООО «Билетный терминал» при обращении 06.12.2019 в Министерство  транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области протоколы осмотра доказательств  от 02.12.2019, 03.12.02019, 04.12.2019 и 05.12.2019 (оформленные нотариусом г. Саратова ФИО4) фиксируют только факты отсутствия билетов на сайте АО «СарАвтовокзал» в обозначенные календарные даты на вышеуказанные рейсы, а не отсутствие рейсов, что само по себе не является доказательством невыполнения  по спорным маршрутам в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд, в связи с чем,  указанные протоколы осмотра сайта Интернет, не являются  обстоятельством, подтверждающим ненадлежащую работу на спорных маршрутах, при котором Министерство обязано прекратить действие выданных свидетельств.

         В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции был   исследован в полном объеме представленный материал прокурорской проверки, проведенной по обращению ООО «Билетный терминал», нарушений по спорным маршрутам не установлено. Прокуратура Саратовской области пояснила, что материал прокурорской проверки нарушений по спорным маршрутам не фиксирует и не подтверждает.

         Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело документы, в том числе путевые листы, суд апелляционной инстанции считает, что достоверных доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что указанные перевозчики не осуществляли в рассматриваемый период регулярные перевозки по спорным маршрутам, заявителем не представлено.

         Сведения с сайта Интернет, представленные в материалы дела заявителем, в рассматриваемом случае не могут являться надлежащими доказательствами, бесспорно подтверждающими нарушения перевозчиками пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.

 При таких обстоятельствах не подлежит переоценке вывод суда о том, что представленные заявителем протоколы осмотра сайта Интернет не являются надлежащими и достоверными доказательствами неосуществления перевозчиками перевозок пассажиров более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации и не влекут, безусловно, прекращение свидетельств на осуществление перевозок по спорным маршрутам.

          В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции  соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности невыполнения  рейсов по маршрутам N 642-Э «Саратов-Степное»,  N 624 «ФИО3» и N 624-1 «Саратов-Маркс»  более трех дней подряд, в отсутствие чрезвычайной ситуации, в период 02.12.2019, 03.12.2019, 04.12.2019 и   05.12.2019 и как следствие  отсутствие бездействия  Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по не принятию решения о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 642-Э «Саратов-Степное», N 624 «г.Маркс-г. Саратов», N 624-1 «г. Маркс-г. Саратов».

Доводы ООО «Билетный терминал» о необоснованном отказе судом  в ходе рассмотрения дела  в истребовании дополнительных документов у АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций», ООО «Пассажиртранс» и  ООО «БПАК»  со ссылкой  на часть 5 статьи 159 АПК РФ, апелляционными судом отклоняются.

Согласно материалами дела,  суд определением от 6 июля 2020 года Арбитражный суд Саратовской области запросил у заинтересованных лиц копии свидетельств и расписаний на спорные маршруты, отчетность за декабрь 2019 года, подлинники путевых листов, билетно-учетных ведомостей.

ООО «Билетный терминал»  в судебном заседании 03.09.2020 заявлено ходатайство об истребовании дополнительных документов у АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» - договоров оказания услуг за 2019 год с ООО «Пассажиртранс» и  ООО «БПАК»; копии утверждённого и согласованного с перевозчиком  расписания отправлений по спорным маршрутам; копии посадочных ведомостей за декабрь 2019, а также у ООО «Пассажиртранс» и  ООО «БПАК» подлинники путевых листов по спорным маршрутам за период с 02-05 декабря 2019.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Таким образом, оригиналы свидетельств с приложением расписания были выданы перевозчикам. Изготовление копий свидетельств законодательством не предусмотрено.

Из пояснений Министерства следует, что в декабре 2019 года отчетность перевозчиками не предоставлялась, в настоящее время отчетность перевозчиками предоставляется.

На основании части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможность подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.

В рассматриваемом случае, учитывая что, в материалах дела имелись истребуемые документы,  ходатайств о фальсификации доказательств ООО «Билетный терминал»  не заявлено,   на 03.09.2020 дело рассматривалось в суде более 7 месяцев,  судом правомерно отказано  в истребовании документов со ссылкой  на часть 5 статьи 159 АПК РФ. Доказательств отсутствия у  заявителя  объективной возможности подать такое ходатайство ранее, ООО «Билетный терминал» не представлено.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств  самостоятельного обращения в соответствующие органы с запросом о предоставлении документов и  получения отказа  в их предоставлении.

        В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

 В рассматриваемом случае, совокупность оснований для признания незаконным бездействие Министерства, отсутствует. Нарушение закона и прав заявителя, не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности факта неосуществления перевозок по указанным маршрутам более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации, об отсутствии бездействия Министерства по непринятию решения о прекращении действия свидетельств,  в связи с чем, правильно применив указанные выше нормы права, на основании оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, установленное выше, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

         Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Указанные  апеллянтом доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

  Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
 Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2020 года по делу №А57-1165/2020 оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                        Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                     М.А. Акимова                                                     

                                                                                                                 ФИО5