ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9201/2022 от 17.10.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-2358/2022

20 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи С. А. Жаткиной,

судей Т. В. Волковой, О. Н. Силаковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Калганова Игоря Николаевича представитель Слепухин С.С., действующий на основании доверенности от 26.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калганова Игоря Николаевича

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 августа 2022 года по делу № А57-2358/2022

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Калганова Игоря Николаевича (ОГРНИП 320645100022163, ИНН 644801828437)

к Министерству сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996),

третье лицо: Министерство финансов Саратовской области (ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341),

о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение и взыскании средств субсидии,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Калганов Игорь Николаевич (далее – ИП Калганов И.Н., предприниматель, истец) с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Саратовской области (далее – министерство, ответчик) об обязании в течение пяти дней со дня вынесения решения суда заключить с ИП Калгановым И.Н. дополнительное соглашение о предоставлении субсидии на сумму 3 614 158 руб. 56 коп. к соглашению от 05 октября 2021 года № 10-2021-70222, взыскании с Министерства сельского хозяйства Саратовской области в пользу Калганова Игоря Николаевича недоплаченную субсидию в размере 3 614 158 руб. 56 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 41 071 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 августа 2022 года по делу № А57-2358/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИП Глава КФХ Калганов И.Н. является сельскохозяйственным товаропроизводителем и осуществляет деятельность в области растениеводства, включая закладку и уход за многолетними насаждениями.

05 октября 2021 года между Министерством сельского хозяйства Саратовской области (предоставитель) и индивидуальным предпринимателем Калгановым Игорем Николаевичем (получатель) заключено соглашение №10-2021-70222 о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области».

В соответствии с п.2.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными предоставителю как получателю средств бюджета Саратовской области.

Вышеуказанное соглашение заключено на основании Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 11 марта 2016 года № 99-П.

В соответствии с указанным положением ответчик является главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в форме субсидий (п. 2).

Согласно порядку, установленному в п. 10 Положения, по результатам рассмотрения заявок на предоставление субсидий министерство принимает решение о признании участников отбора, соответствующих требованиям, установленным пунктами 4, 7 Положения, представивших документы, предусмотренные пунктами 8, 9 Положения, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов. Решение министерства формируется в форме утверждения реестра получателей субсидии.

Истец указывает, что 01 октября 2021 года министерством утвержден реестр получателей субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники № 6, в котором под номером 9 значится ИП Глава КФХ Калганов И.П. с утвержденной общей суммой субсидии к выплате 7 827 600 рублей, а также общей суммой субсидии к выплате в пределах лимитов бюджетных обязательств в размере 4 213 441 рубль 44 копейки.

По мнению предпринимателя, основанием для определения размера предоставляемой субсидии является реестр, утверждаемый министерством по результатам рассмотрения заявок претендентов. На основании указанного реестра осуществляется заключение соглашения о предоставлении субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных по состоянию на дату утверждения реестра, а дополнительное предоставление субсидий осуществляется в случае увеличения министерству лимитов бюджетных обязательств в пределах сумм, утвержденных ранее реестром.

Как указывает истец, в декабре 2021 года министерству были увеличены лимиты бюджетных обязательств, в связи с чем Калганов И.Н. обратился к ответчику с заявлением о заключении дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии на сумму 3 614 158 рублей 56 копеек.

В связи с тем, что министерство отказало Калганову И.Н. в заключении дополнительного соглашения со ссылкой на отсутствие факта увеличения лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

В рамках постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П субсидии предоставляются в форме отбора путем запроса предложений: на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники; на возмещение части затрат на поддержку производства зерновых и зернобобовых культур.

Согласно пункту 15 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в министерство полного комплекта необходимых документов.

Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается индивидуально, исходя из ставки субсидии на 1 гектар посевной площади, исходя из порядка очередности для лимитирования к выплате с учетом лимитов бюджетных обязательств, выделенных в рамках определенного направления субсидирования (приложение № 1, № 12 к приказу минсельхоза Саратовской области от 04.02.2022 № 27-пр).

По результатам рассмотрения заявок министерство принимает решение о признании участников отбора соответствующих требованиям, установленным пунктами 4, 7 настоящего Положения, представивших документы, предусмотренные пунктами 8, 9 настоящего Положения, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов. Решение министерства формируется в форме утверждения реестра получателей субсидии (пункт 10 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021).

Результатом рассмотрения заявок с необходимым документами на отбор служит заключение соглашения о предоставлении средств субсидии в текущем финансовом году (пункт 9, 4 абзац пункта 14 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П).

ИП Глава КФХ Калганов И.Н. под номер 9 был утвержден реестром №6 в качестве получателя субсидии по направлению субсидирования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, с суммой субсидии к выплате 5 961 600 рублей за 82,8 Га и 1 866 000 рублей за 62,2 Га (7 826 600 рублей), с суммой фактического предоставления в рамках лимитов бюджетных обязательств 2 347 441,44 рублей за 82,8 Га и 1 866 000 рублей за 62,2 Га, всего 4 213 441,44 рублей.

Министерством сельского хозяйства Саратовской области с ИП Главой КФХ Калгановым И.Н. заключено соглашение от 05.10.2021 № 10-2021-70222 о предоставлении субсидии на сумму 4 213 441,44 рубль на основании заявления о предоставлении субсидии от 13.09.2021 на сумму 4 213 441,44 рубль в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в рамках данного реестра на общую сумму 12 499 691,44 рублей.

Данная сумма субсидии к выплате в размере 4 213 441,44 рубль была получена ИП Главой КФХ Калгановым И.Н., что подтверждается платежным поручением № 635095 от 07.10.2021 (т.3 л.д.46) и сторонами не оспаривается.

Согласно пункту 12 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 №99-П между Министерством сельского хозяйства Саратовской области и получателем субсидии может быть заключено дополнительное соглашение к соглашению (в том числе о расторжении соглашения) в соответствии с типовыми формами, установленными министерством финансов Российской Федерации, в случаях изменения реквизитов сторон и (или) исправления технических ошибок, а также в случае уменьшения (увеличения) министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Из смысла положения пункта 12 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 №99-П заключение дополнительного соглашения к ранее заключенному соглашению Министерством сельского хозяйства Саратовской области и получателем субсидии является правом ответчика, а не его обязанностью.

Дополнительное соглашение заключается в течение 5 рабочих дней со дня обращения получателя субсидии, содержащего предложения о внесении изменений в соглашение или о расторжении соглашения.

При этом, данные требования к порядку проведения отбора и его участникам, результатом которого выступают соглашения о предоставлении средств субсидии, распространяются и на дополнительные соглашения, являющиеся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Каждый отбор по распределению средств субсидии среди его участников осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств Министерством сельского хозяйства Саратовской области, что определено подпунктом 2.1 типового соглашения о предоставлении субсидии (приказ Минфина Саратовской области от 30.12.2016 №579 (ред. от 19.06.2017).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств представляют собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетная роспись является документом, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом (статья 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Приказом Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226 (ред. от 30.12.2020) установлен порядок составления, утверждения и внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета, бюджетные росписи главных распорядителей средств областного бюджета, лимиты бюджетных обязательств и кассовый план и о методологии прогнозирования временных кассовых разрывов.

Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на финансовый год и на каждый год планового периода в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сводной росписью, бюджетными росписями главных распорядителей на финансовый год и на плановый период, по расходам с указанием кодов и наименований разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, а также направлений (пункт 10 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Отдел исполнения Минфина Саратовской области не позднее чем за пять рабочих дней до начала очередного финансового года формирует и доводит до главных распорядителей уведомления о бюджетных ассигнованиях по расходам областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по формам согласно приложениям № 4 и 4а к приказу Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226 (пункт 7 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Главные распорядители (главные администраторы источников) не позднее чем за три рабочих дня до начала очередного финансового года на основании доведенных министерством уведомлений, указанных в пункте 7 настоящего приказа Минфина Саратовской области, формируют и утверждают:

а) бюджетную роспись по расходам областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по формам согласно приложениям № 6 и 6а к настоящему приказу Минфина Саратовской области соответственно;

б) бюджетную роспись по источникам финансирования дефицита областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по формам согласно приложениям № 7 и 7а к настоящему приказу Минфина Саратовской области соответственно.

Разделом 3 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226 определены правила внесения изменений в сводную роспись, бюджетные росписи главных распорядителей, лимиты бюджетных обязательств и кассовый план.

Внесение изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план в течение финансового года осуществляется Минфином Саратовской области посредством внесения изменений в них (пункт 24 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

При этом, внесение изменений в сводную роспись осуществляется Минфином Саратовской области в связи с:

- принятием законов области о внесении изменений в закон о бюджете;

- поступлением в Минфином Саратовской области письменных ходатайств главных администраторов бюджетных средств с предложениями по внесению изменений в сводную роспись по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, статьей 7.2 Закона Саратовской области от 16 января 2008 года № 3-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области», либо установленных отдельными положениями закона области об областном бюджете (пункт 25 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе:

- в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;

- случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах средств, необходимых для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись такие субсидии, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в соответствии с требованиями, установленными настоящим кодексом.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

Внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств и кассовый план осуществляется министерством по мере поступления доходов и источников, соответствующих письменных ходатайств главных администраторов бюджетных средств (пункт 26 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Предложения по внесению изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план по расходам и по источникам представляются главными распорядителями, главными администраторами источников в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде с использованием автоматизированного удаленного рабочего места в отраслевой отдел министерства (пункт 30 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

В случае, если в ходатайстве предлагается уменьшение бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, то оно должно содержать обязательство главного распорядителя о недопущении образования кредиторской задолженности по уменьшаемым бюджетным ассигнованиям (пункт 25 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

В случае если внесение изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план по расходам обусловлено увеличением безвозмездных или иных поступлений, имеющих целевое назначение (за исключением расходов по предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам, распределение которых утверждается соответствующими изменениями в закон о бюджете), отраслевые отделы министерства на основании данных главных администраторов доходов областного бюджета одновременно с подготовкой уведомлений по внесению изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план по расходам осуществляют подготовку соответствующих уведомлений об изменении показателей кассового плана по доходам и (или) по источникам (пункт 31 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Решения о внесении изменений в сводную роспись в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, принимаются министром финансов области и оформляются путем формирования в установленном порядке соответствующих уведомлений.

В силу пункта 32 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 №226 отраслевой отдел Минфина Саратовской области на основании письменного ходатайства главного администратора бюджетных средств подготавливает:

а) два экземпляра уведомления об изменении бюджетных ассигнований по расходам на текущий финансовый год и (или) на плановый период по формам согласно приложениям № 19, 19а к настоящему положению соответственно;

б) два экземпляра уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам на текущий финансовый год по форме согласно приложению № 20 к настоящему Положению и (или) два экземпляра уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств на плановый период по форме согласно приложению № 20а к настоящему положению;

в) два экземпляра уведомления об изменении бюджетных ассигнований по источникам на текущий финансовый год и (или) на плановый период по формам согласно приложениям № 21, 21а к настоящему положению соответственно;

г) два экземпляра уведомления об изменении показателей кассового плана по доходам на текущий финансовый год по форме согласно приложению № 22 к настоящему положению.

Таким образом, внесение изменений в сводную роспись осуществляется по причине изменения объема бюджетных ассигнований путем увеличения или уменьшения лимитов бюджетных обязательств, либо сохранения объема бюджетных ассигнований путем перераспределения лимитов бюджетных обязательств.

При перераспределении лимитов бюджетных обязательств не требуется внесение изменений в закон о бюджете, поскольку пределы доведенных бюджетных ассигнований не изменяются.

При увеличении или уменьшения лимитов бюджетных обязательств требуется внесение изменений в закон о бюджете, так как объем ранее бюджетных ассигнований изменяется.

Судом первой инстанции верно указано, что в случае субсидирования по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, в 2021 году имело место перераспределение средств субсидии в связи с образованием экономии в ходе исполнения областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования, предусмотренных на текущий финансовый год, на иные направления расходования областного бюджета.

В 2021 году объем бюджетных ассигнований по субсидированию возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, не менялся, внесение изменений в закон области о бюджете в последнем квартале 2021 года по этому направлению не происходило.

Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П каждый отбор по распределению средств субсидии среди его участников осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств Минсельхоза Саратовской области.

Министерством сельского хозяйства Саратовской области согласно закону области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий в рамках реализации подпрограммы 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года № 750-П.

Пунктом 5 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П среди прочих направлений субсидирования предусмотрено возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники.

Как установлено судом первой инстанции, 26 декабря 2020 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области было заключено соглашение № 082-09-2021-154 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в 2021 - 2023 годах на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Согласно пункту 2.1 настоящего соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Саратовской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 445 663 146 рублей.

В соответствии с пунктом 2.2 данного соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Саратовской области в рамках обусловленного соглашения, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровня софинансирования, равного 89 %, составляет в 2021 году не более 396 640 200 рублей.

Объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, составил 161 771 011,24 рублей - по коду БК: R 5021 и коду строки 0101 (приложение № 1 к соглашению от 26.12.2020 № 082-09-2021-154).

15 октября 2021 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области было заключено дополнительное соглашение № 082-09-2021-154/3 в связи с внесением изменений в приложение № 1 к соглашению.

Согласно обновленным данным в содержании приложения № 1 к соглашению от 26.12.2020 № 082-09-2021-154 изменился объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, который составил 168 811 210,77 рублей - по коду БК: R5021 и коду строки 0101.

В уведомлении о лимитах бюджетных обязательств и показателях кассового плана по расходам областного бюджета на 2021 год от 20 декабря 2020 года обозначено, что лимит бюджетных обязательств за 2021 год по направлению субсидирования по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, составил в размере 159 991 530,12 рублей по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R.5021 (раздел 0405) с разбивкой на 2,3,4 квартал по показателям кассового плана.

Совокупный объем лимитов бюджетных обязательств по расходам областного бюджета на 2021 год по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования - 2 161 086 600 рублей.

На протяжении 2021 года происходило изменение лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана в пределах нормативного размера средств субсидии по расходам областного бюджета на 2021 год путем перераспределения лимитов бюджетных обязательств с одной строки на другую строку БК КЦСР, в том числе по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R5021.

Данные изменения отражены по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R 5021 в соответствующих уведомлениях об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2021 год (уведомления от 29.01.2021 № 393, от 29.01.2021 № 1-394, от 02.07.2021 № 7-21, от 02.07.2021 № 7-22, от 16.07.2021 № 7-105, от 16.08.2021 № 7-106, от 12.11.2021 № 11-187, от 12.11.2021 № 11-189, от 08.12.2021 № 12-78, от 08.12.2021 № 12-79).

Во исполнение публичных нормативных обязательств в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» по письменным ходатайствам Минсельхоза Саратовской области Минфином Саратовской области осуществлялось перераспределение лимитов бюджетных обязательств.

Каждый отбор по распределению средств субсидии среди его участников осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств Минсельхоза Саратовской области, что определено подпунктом 2.1 типового соглашения о предоставлении субсидии (приказ Минфина Саратовской области от 30.12.2016 № 579 (ред. от 19.06.2017).

По результатам рассмотрения заявок Министерство сельского хозяйства Саратовской области принимает решение о признании участников отбора, соответствующих требованиям, установленным постановлением Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П, представивших соответствующие документы, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов.

Решение Министерством сельского хозяйства Саратовской области формируется в форме утверждения реестра получателей субсидии (пункт 10 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П).

Согласно реестрам № 1, 6 ИП Глава КФХ Калганов И.Н. является получателем субсидии в 2021 году из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники.

Всего за период 2021 года по предоставлению субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, утверждено 7 реестров.

Последний реестр получателей субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, был утвержден 29.12.2021.

05.10.2021 между Министерством сельского хозяйства Саратовской области и ИП Главой КФХ Калгановым И.Н. заключено соглашение на представление из бюджета Саратовской области в 2021 году субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с возмещением части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники.

В соответствии с пунктом 2.1 данного соглашения размер субсидии в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных представителю как получателя средств бюджета Саратовской области. По кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели указанные в разделе 1 настоящего соглашения, составил в 2021г. 4 213 441,44 руб.- по коду БК 009 0405 5Г 1 09 R5021 811.

Как уже отмечалось, данные средства субсидии были получены истцом в полном объеме.

Суд первой инстанции верно указал, что с момента доведения средств субсидии до получателя субсидии обязательства со стороны Министерством сельского хозяйства Саратовской области в рамках заключенного соглашения между сторонами были исполнены в полном объеме. Дополнительные обязательства по дофинансированию в будущем размера субсидии истцу министерство не несет.

Дополнительные соглашения в связи с увеличением размера субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, с иными получателями субсидии не заключались.

В настоящее время бюджетные средства на покрытие данных мероприятий по субсидированию распределены среди участников отбора.

В 2021 году осуществлялось перераспределение средств субсидии в связи с образованием экономии в ходе исполнения областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования, предусмотренных на текущий финансовый год.

В обжалуемом судебном акте обоснованно указано, что объем бюджетных ассигнований по субсидированию возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, не менялся, внесение изменений в закон области о бюджете в последнем квартале 2021 года по этому направлению не происходило.

На основании изложенного судом сделан верный вывод о правомерности отказа министерства предпринимателю в заключении дополнительного соглашения к соглашению от 05.10.2021 №10-2021-70222, а также об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Кроме того, заключение дополнительного соглашения к соглашению в случае уменьшения (увеличения) Минсельхозу Саратовской области ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств является правом Минсельхоза Саратовской области (пункт 12 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П).

В случае увеличения лимитов бюджетных обязательств Минсельхоз Саратовской области не обязано заключать дополнительное соглашение с обратившимся получателем субсидии о выделении ему дополнительных средств субсидии. Данная обязанность не установлена бюджетным законодательством, увеличение лимитов бюджетных обязательств не предполагает целевой характер распоряжения денежными средствами субсидии на доплату к субсидии получателей субсидии, ранее поименованных в реестре таких получателей.

Увеличенные денежные средства субсидии Министерством сельского хозяйства Саратовской области могут быть использованы более рационально и оперативно в ином направлении для исполнения публичных нормативных обязательств в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области». Поэтому заключение дополнительного соглашения о выделении дополнительных средств субсидии получателю субсидии может быть излишним и нецелесообразным.

Вопреки позиции апеллянта, сама по себе формулировка «изменение лимитов» не свидетельствует об их увеличении либо уменьшении, поскольку в данном случае произошло именно перерасперделение в отношении получателей в связи с образованием экономии в ходе исполнения областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования, предусмотренных на текущий финансовый год, на иные направления расходования областного бюджета.

На протяжении 2021 года происходило изменение лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана в пределах нормативного размера средств субсидии по расходам областного бюджета на 2021 год путем перераспределения лимитов бюджетных обязательств с одной строки на другую строку БК КЦСР.

Более того, как верно указал суд, для увеличения либо уменьшения лимитов бюджетных обязательств требуется внесение изменений в закон о бюджете, что в данном случае сделано не было. Доказательств обратного предпринимателем не представлено.

Довод жалобы о том, что в силу пункта 12 положения дополнительное соглашение заключается в течение 5 рабочих дней со дня обращения получателя субсидии, а, следовательно, как считает апеллянт, министерство обязано было заключить дополнительное соглашение, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку в данном случае определен именно порядок действий в случае заключения дополнительного соглашения, а не установлена сама обязанность его заключения.

Также, одним из оснований заключения дополнительного соглашения является уменьшения (увеличения) министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, что в данном случае не произошло.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 7, 17 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П, подпунктом «в» пункта 18 Постановления Правительства Саратовской области от 31.01.2015 № 25-П, принимая во внимание предписание Счетной палаты Саратовской области в отношении Министерства сельского хозяйства Саратовской области об осуществлении необходимых мероприятий по обеспечению возврата индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Калгановым Игорем Николаевичем в областной бюджет неправомерно полученных в 2020 году средств субсидий в порядке, предусмотренном Положением № 187-П и Положением № 211-П соответственно, на общую сумму 1 238 647,75 рублей, и требование Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 03.11.2021 о возврате неправомерно полученной в 2020 года субсидии в размере 1 238 647,75 руб., также пришел к выводу, что предприниматель имеет просроченную задолженность по возврату в областной бюджет субсидий в размере 1 238 647,75 рублей в рамках ранее заключенного соглашения, а, следовательно, заключение дополнительного соглашения к соглашению от 05.10.2021 № 10-2021-70222 неправомерно и необоснованно.

Между тем, довод о том, что суд вышел за пределы требований, сославшись на наличие у предпринимателя просроченной задолженности, подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства оценены судом в совокупности с иными доказательствами по делу, при этом, апеллянт ошибочно считает, что в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований было положено именно наличие просроченной задолженности у истца.

Вывод суда в указанной части был основан на требованиях Министерства сельского хозяйства Саратовской области в адрес ИП Калганова И.Н. о возврате неправомерно полученной в 2020 г. субсидии в размере 1 238 647,75 руб., что документально истцом не опровергнуто. При этом указанный вывод не является преюдициальным, поскольку законность требований министерства о возврате полученной субсидии в настоящем деле судом не устанавливалась.

Как уже отмечалось, наличие задолженности не было единственным основанием, положенным в основу решения об отказе в иске.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.

Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 августа 2022 года по делу № А57-2358/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Калганова Игоря Николаевича (ОГРНИП 320645100022163, ИНН 644801828437) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            С. А. Жаткина

Судьи                                                                                                           Т. В. Волкова

                                                                                                                      О. Н. Силакова