ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9483/2022 от 01.11.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-16595/2022

02 ноября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саратовской таможни (410010, г. Саратов, ул. Артиллерийская, д. 7)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2022 года по делу          № А57-16595/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Реванш» (410506, г. Саратов, п. Расково, Вольский тракт, стр. 14, ОГРН 1106455000365, ИНН 6455051095)

к Саратовской таможне (410010, г. Саратов, ул. Артиллерийская, д. 7)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании до и после перерыва:

-представителя общества с ограниченной ответственностью «Реванш» - В.Ю. Швецова, по доверенности от 15.03.2021,

-представителей Саратовской таможни - Н.В. Заруднева, по доверенности от 27.12.2021, Е.П. Рыбачок, по доверенности от 08.07.2022,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Реванш» (далее – ООО «Реванш», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Саратовской таможни (далее – административный орган) от 16.06.2022 № 10413000-370/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2022 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Саратовская таможня, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

ООО «Реванш» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании 25.10.2022 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 01.11.2022.

Представители административного органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ООО «Реванш» в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное административным органом нарушение обществом требований Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020                     № 891, выразившееся в представлении статистической формы учета перемещения товаров за февраль 2021 года с нарушением установленного срока.

По факту выявленных нарушений в отношении ООО «Реванш» составлен протокол от 31.05.2022 № 10413000-370/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Постановлением Саратовской таможни от 16.06.2022 № 10413000-370/2022 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Реванш» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Вместе с тем, судом сделан вывод о том, что общество привлечено к административной ответственности за пределами годичного срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении установленных требований о своевременности представления в таможенный орган статистических форм, а также их достоверности.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за предоставление в таможенный орган указанных статистических форм.

Согласно статье 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать статистические пороги учета товаров в статистике взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее – Правила).

В силу пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.

В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения.

Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).

Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.

Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).

В пункте 11 Правил указано, что регистрация таможенным органом статистической формы и аннулирование зарегистрированной таможенным органом статистической формы осуществляются в порядке, установленном Федеральной таможенной службой.

Как предусмотрено пунктом 12 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.

Пунктом 16 Правил установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из материалов дела, 13.05.2022 в Саратовскую таможню от ООО «Реванш» через официальный сайт Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» поступила статистическая форма учета перемещения товаров за февраль 2021 года под системным номером ED20220513172700347, принятая и зарегистрирована таможенным органом за номером 10413000/130522/С634525.

Согласно указанной статистической форме ООО «Реванш» во исполнение договора № 80/28 от 12.02.2019 на основании товарной накладной № 02448 от 10.02.2021, счета-фактуры (инвойс) № 80/31 от 10.02.2021 ввезло из Республики Беларусь следующие товары: электросушилка 8361-00, электросоковыжималка-шинковка СВШПП-302, комплект лотков Беломо 8360 02, комплект противней Беломо 8360 01, продавец – ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО»» (220014, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Макаенка, д. 23), отчетный период – февраль 2021 года.

Аннулирования статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED20220513172700347 (регистрационный номер 10413000/130522/С634525) ООО «Реванш» не производило.

Вместе с тем, общество должно было представить статистическую форму учета перемещения товаров за февраль 2021 года не позднее 15.03.2021 (включительно).

Статистическая форма учета перемещения товаров представлена обществом только 13.05.2022, то есть с нарушением установленного срока.

Факт нарушения обществом положений пункта 9 Правил установлен апелляционной коллегией, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Реванш» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Вместе с тем, при принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления (16.06.2022) истек срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Судебная коллегия считает выводы суда о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности ошибочными.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Согласно диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Приведенной нормой части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению информации, выражающееся в бездействии, либо за сам факт предоставления сведений за пределами установленных законодательством сроков, который выражается в ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности.

При этом неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному представлению сведений (информации, документов). В первом случае административная ответственность наступает в связи с неисполнением обязанности, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с представлением сведений (информации, документов) за пределами срока, установленного законом.

Рассматриваемая норма не устанавливает административную ответственность за не предоставление статистической формы учета в предусмотренный законодательством срок либо за нарушение требований законодательства, закрепляющих срок их исполнения.

Следовательно, не указание в диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ формулировок «нарушение сроков» или «нарушение требований, предусматривающих срок их исполнения» свидетельствует об отсутствии связи момента окончания противоправного деяния с истечением установленного законодательством срока. Таким образом, в рассматриваемом случае вменяемое правонарушение началось с момента совершения бездействия и окончилось вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения или наступления событий препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Срок давности в отношении длящихся правонарушений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле лица, совершившего административное правонарушение.

Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 № 5-АД19-21, от 13.05.2019 № 5-АД19-23, от 10.09.2021 № 11-АД21-31-К6.

В рассматриваемом случае ОООО «Реванш» признано виновным в совершении правонарушения, выразившегося именно в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

Представление статистической формы учета за пределами установленного срока выражается в противоправных действиях заявителя по подаче такой формы.

Данное правонарушение началось с момента бездействия и окончено на дату представления статистической формы учета в таможенный орган через личный кабинет, местом его совершения является таможенный орган, в котором осуществлена регистрация.

При этом, исходя из указанных выше норм права, регулирующих порядок представления статистических форм учета, таможенный орган лишен возможности самостоятельно установить необходимость представления отчета, нарушение срока представления отчетности  - до момента сдачи такой отчетности лицом, заключившим сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации.  

Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров в отличии от ответственности за непредставление статистической формы учета, начинает исчисляться с даты, когда в уполномоченный орган представлена статистическая форма учета перемещения товаров. Правонарушение считается оконченным на дату направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.

Таким образом, в данном случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 13.05.2022 - день, когда обществом в таможенный орган представлена статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20220513172700347 (регистрационный номер 10413000/130522/С634525), содержащая сведения об импортных операциях в феврале 2021 года.

Годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, начал исчисляться с 13.05.2022 и на дату вынесения таможенным органом оспариваемого постановления (16.06.2022) не истек.

Иное толкование приведет к невозможности привлечения лица к ответственности по данной норме.

Содержащийся в обжалуемом судебном акте вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в данном случае подлежит исчислению со дня, следующего за днем, когда привлекаемому к административной ответственности лицу вменено невыполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку, и на дату вынесения оспариваемого постановления истек, является неправильным.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2022 по делу № А12-33273/2021, от 03.10.2022 по делу                         № А12-33266/2021.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО «Реванш» о признании незаконным и отмене постановления Саратовской таможни от 16.06.2022 № 10413000-370/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Кроме того, при рассмотрении настоящего спора суд апелляционной инстанции учитывает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 290-ФЗ), вступившего в силу 25.07.2022, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 290-ФЗ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, новыми редакциями части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ расширен круг субъектов, в отношении которых административный штраф подлежит замене на предупреждение.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что часть 3 статьи 3.4 и часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 290-ФЗ) улучшают положение лица, привлекаемого к административной ответственности, и поэтому на основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеют обратную силу.

Из буквального толкования приведенных выше положений следует, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Санкция части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ не предусматривает такой вид административного наказания для юридических лиц как предупреждение.

Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что вменяемое правонарушение совершено обществом впервые. Материалы административного дела не содержат сведений о привлечении ООО «Реванш» к административной ответственности за совершения однородных правонарушений.

Сам факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, не свидетельствует о наличии в каждом конкретном случае существенной угрозы общественным отношениям.

Оценив обстоятельства дела, характер совершенного заявителем правонарушения и степень его общественной опасности, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения действия (бездействие) заявителя не содержат существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Доказательств того, что указанными действиями причинен вред либо создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб, в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями части 3 статья 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012                № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Согласно абзацу 2 пункта 2 указанного постановления судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

В силу пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Сведений о факте исполнения оспариваемого постановления, а также о его отмене административным органом, в рассматриваемом случае не установлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление Саратовской таможни от 16.06.2022 № 10413000-370/2022 о привлечении ООО «Реванш» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует признать не подлежащим исполнению.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2022 года по делу № А57-16595/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Реванш» (ОГРН 1106455000365, ИНН 6455051095) о признании незаконным и отмене постановления Саратовской таможни от 16.06.2022 № 10413000-370/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление Саратовской таможни от 16.06.2022 № 10413000-370/2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Реванш» (ОГРН 1106455000365, ИНН 6455051095) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей признать не подлежащим исполнению.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            С.Г. Веряскина

Судьи                                                                                                                       Ю.А. Комнатная

                                                                                                                      Е.В. Пузина