ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9905/12 от 06.12.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11, http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-15942/2012 11 декабря 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Город Саратов» (410031, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (410012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2012 года по делу № А57-15942/2012 (судья Топоров А.В.)

по заявлению Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудовой Красного Знамени общество слепых» (109012, г. Москва, Новая Площадь, д.14, ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Город Саратов» (410031, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 11, ОГРН <***>, ИНН <***>), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (410002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (410012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным и отмене постановления № 921 от 12.05.2012, об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно,

при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1, действующей по доверенности № 01-03/25 от 07.03.2012, представителя комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО2, действующей по доверенности № з-15/-14265 от 07.11.2012, представителя Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудовой Красного Знамени общество слепых» ФИО3, действующего по доверенности от 17.09.2012,

УСТАНОВИЛ:

Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» обратилась в Арбитражный суд Саратовской области к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация г. Саратова) с заявлением о признании за ней права собственности на земельный участок общей площадью 558 кв.м с кадастровым номером 64:48:010247:53, кадастровая стоимость 5571641,16 руб., расположенный по адресу: <...> в Волжском районе; об обязании администрации г. Саратов предоставить этот земельный участок в собственность Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» бесплатно; о признании постановления администрации г. Саратов от 12 мая 2012 года № 921 недействительным и отмене.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2012 из дела № А57-15248/2012 выделено требование Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12 мая 2012 года № 921 недействительным и его отмене. По выделенному требованию возбуждено производство по делу № А57-15942/2012.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 17.08.2012 из дела № А57-15248/2012 выделено требование Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить земельный участок общей площадью 558 кв.м с кадастровым номером 64:48:010247:53, кадастровая стоимость 5571641,16 рублей, расположенный по адресу: <...> в Волжском районе, в собственность Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) бесплатно. По выделенному требованию возбуждено производство по делу № А57-17734/2012.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2012 дела № А57-15942/2012 и № А57-17734/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу № А57-15942/2012.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2012 года требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительным постановление администрации г. Саратова от 12 мая 2012 года № 921.В удовлетворении требования об отмене постановления администрации г. Саратова от 12 мая 2012 года № 921 судом отказано. В порядке восстановления нарушенного права суд обязал администрацию г. Саратова в срок не позднее 15 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить бесплатно в собственность Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» земельный участок общей площадью 558 кв.м с кадастровым номером 64:48:010247:53, расположенный по адресу: <...> в Волжском районе.

Администрация г. Саратова, комитет по землепользованию и градостроительству администрации г. Саратов не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Податели апелляционных жалоб считают, что право собственности на объект недвижимости зарегистрировано за Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» 11.03.2011, то есть после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим считают, что правоотношения между Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» и администрацией г. Саратова не регулируются пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».По мнению подателей жалоб, площадь испрашиваемого земельного участка заявителем необоснованно завышена, не соответствует фактическому землепользованию и значительно превышает площадь, занимаемую объектом недвижимости.

Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу администрации г. Саратов, в котором организация возражает против её доводов, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель комитета по управлению имуществом г. Саратова - правопреемник комитета по землепользованию и градостроительству администрации г. Саратов в судебном заседании заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве.

Согласно положениям статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации под реорганизацией юридического лица понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Установлено, что комитет по землепользованию и градостроительству администрации г. Саратов на основании решения Саратовской городской Думы от 29.09.2011 № 7-71 «О реорганизации комитета по управлению имуществом города Саратова и комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» реорганизован путем присоединения к комитету по управлению имуществом города Саратова.

08.10.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» путем реорганизации, что объективно подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 64 № 003157901, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.10.2012 № 4224, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.10.2012 № 4417.

В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Суд апелляционной инстанции производит процессуальное правопреемство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заменяя комитет по землепользованию и градостроительству администрации г. Саратов на комитет по управлению имуществом г. Саратова.

В судебном заседании представители администрации г. Саратова, комитета по управлению имуществом г. Саратова, Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционных жалобах и отзыве, дали аналогичные пояснения.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации г. Саратова в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседанияуказанные лица извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений № 93744 3, № 93745 0, № 93746 7 о вручении адресатам заказной корреспонденции.

Судебный акт размещен в сети Интернет 01.11.2012.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле,  о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей администрации г. Саратова, комитета по управлению имуществом г. Саратова, Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, 14 февраля 2012 года Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» обратилась в администрацию г. Саратова с заявлением № 207 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка общей площадью 558 кв.м с кадастровым номером 64:48:010247:53, расположенного по адресу: <...> в Волжском районе, занимаемого зданием, принадлежащим заявителю на праве собственности (т. 2, л.д. 93).

Постановлением администрации г. Саратова № 921 от 12 мая 2012 года Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по тому основанию, что право собственности на здание, расположенное на земельном участке, возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 43).

Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, который нарушает права и законные интересы организации, Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» оспорила ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, обратившись в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным оспариваемого постановления, суд первой инстанции, основываясь на положениях статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что право Общероссийской общественной организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» на объект недвижимого имущества возникло на основании решения Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 14 мая 1954 года, и сделал вывод о наличии у организации права претендовать на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, занятого объектом недвижимости, находящимся в собственности Общероссийской общественной организации инвалидов«Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 № 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено наступление совокупности двух указанных условий для признания оспариваемого постановления недействительным.

Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.

Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005, администрация муниципального образования «Город Саратов» является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.

Администрация муниципального образования «Город Саратов» выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, распоряжение спорным участком осуществляет администрация г. Саратова.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами.

Федеральным законом от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) предусмотрены самостоятельные основания предоставления земельных участков в собственность и условия такой передачи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций.

Статьёй 1 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что Земельный кодекс Российской Федерации вступает в действие со дня его официального опубликования.

Земельный кодекс Российской Федерации опубликован в Российской газете № 211-212 30 октября 2001 года.

Таким образом, условием, необходимым для предоставления бесплатно в собственность Общероссийской общественной организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» земельного участка, является нахождение на нем принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости до даты вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации, то есть по состоянию на 30 октября 2001 года.

В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Судом первой инстанции установлено, что постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 года по делу № А57-3470/2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 июня 2011 года, за Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» признано право собственности на нежилое двухэтажное здание общей площадью 377, 6 кв.м, литер ГГ1Г2, расположенное по адресу: <...>.

Из мотивировочной части вступившего в законную силу судебного акта следует, что право на объект недвижимого имущества возникло у Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» на основании решения Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 14 мая 1954 года.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Администрация г. Саратова являлась стороной по делу № А57-3470/2010.

Вывод суда первой инстанции о том, что момент возникновения права собственности Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», установленный постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 года по делу № А57-3470/2010, является обстоятельством, доказывание которого при рассмотрении настоящего спора не требуется, является правильным.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.06.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Следовательно, сама по себе регистрация права собственности Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» на нежилое двухэтажное здание, общей площадью 377, 6 кв.м, литер ГГ1Г2, расположенное по адресу: <...>, не исключает установленного вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по делу № А57-3470/2010 факта возникновения права названного лица на объект недвижимого имущества на основании решения Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 14 мая 1954 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.06.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы комитета по управлению имуществом г. Саратова о том, что право собственности Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» на спорный объект недвижимости возникло только в 2011 году, а именно с даты его государственной регистрации, подлежит отклонению как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и закону.

В рассматриваемом споре заявитель доказал факт нахождения на дату введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации объекта недвижимости, принадлежащего ему на праве собственности, на испрашиваемом земельном участке.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» вправе претендовать на предоставление бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:010247:53, на котором расположено нежилое двухэтажное здание общей площадью 377, 6 кв.м, литер ГГ1Г2.

Следовательно, оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления об отказе заявителю в предоставлении бесплатно испрашиваемого земельного участка по основанию возникновения права собственности на здание после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации правомерно признан судом первой инстанции недействительным.

Иных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно постановление администрации г. Саратова от 12 мая 2012 года № 921 не содержит.

Довод апелляционных жалоб о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости был предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела исследован вопрос о площади испрашиваемого обществом земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, которая определяются, как следует из абзаца второго пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Исходя из Схемы расположения земельного участка, утвержденной органом местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов», суд первой инстанции установил, что границы испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 64:48:010247:53 определены с учетом местоположения границ смежных земельных участков (64:48:010247:41, 64:48:010247:48, 64:48:010247:23, 64:48:010247:5) и естественных границ земельного участка, что согласуется с требованиями абзаца второго пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Допустимых доказательств (заключения специалиста, экспертного заключения и т.п.) несоразмерности испрашиваемого Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» в собственность земельного участка общей площадью 558 кв.м, в материалах дела не имеется. На наличие таких доказательств податели апелляционных жалоб не ссылаются.

Позиция подателей апелляционных жалоб сводится к несогласию с выводами суда первой инстанции без ссылки на доказательства, позволяющие сделать вывод об обратном.

Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Действующие на территории муниципального образования «Город Саратов» Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280, не содержат в себе указания на предельные размеры земельных участков, предоставляемых под размещение объектов недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для использования, определяются в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии».

Нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки администрацией в установленном порядке не утверждены.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией г. Саратова не представлено доказательств в обоснование доводов о необоснованном завышении площади испрашиваемого заявителем земельного участка, а равно правовых оснований для вывода о несоразмерности земельного участка общей площадью 558 кв.м с кадастровым номером 64:48:010247:53, расположенного по адресу: <...> в Волжском районе, поставленного на кадастровый учет.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из принципа состязательности сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя в части отмены постановления администрации г. Саратова от 12 мая 2012 года № 921, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае оспаривания ненормативных правовых актов органа местного самоуправления заявитель, по мнению которого, оспариваемым актом нарушаются права и законные интересы, вправе предъявить требование о признании акта недействительным, а не о его отмене.

Апелляционные жалобы не содержат доводов о несогласии с решением суда первой инстанции в указанной части.

В соответствии с частью 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указана необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием, бездействием. Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктами 3, 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно.

В рассматриваемом случае способ защиты нарушенного права в виде обязания администрации г. Саратова в срок не позднее 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда первой инстанции предоставить бесплатно в собственность Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» земельный участок общей площадью 558 кв.м с кадастровым номером 64:48:010247:53, расположенный по адресу: <...> в Волжском районе, избран судом первой инстанции правильно.

Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил неправильного применения норм материального и процессуального права.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу доводы жалоб, не опровергая правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку.

Правовых оснований для отмены судебного акта из числа, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2012 года по делу № А57-15942/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Т.С. Борисова

Судьи

М.А. Акимова

Н.В. Луговской