ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10117/2022 от 14.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 июля 2022 года

Дело № А56-77339/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баженовой Ю.С.

судей  Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Вороной Б.И.

при участии: 

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 19.11.2020;

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 30.12.2021;

от третьего лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-10117/2022 ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области  на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2022 по делу № А56-77339/2021 , принятое 

по заявлению акционерного общества «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, дом 134_136_138, литер Ж, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, 3, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

 третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Янино»

о признании незаконными уведомлений,

установил:

Акционерное общество «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконными уведомлений Управления Росреестра от 04.08.2021 № КУВД-001/202Мб214698/4, № КУВД-001/2021-16214698/5 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности и об обязании Управление Росреестра осуществить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Общества на сооружение - «железнодорожный подъездной путь №9», расположенное по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Заневское городское поселение, городской поселок Янино-1,ж/п№9.

Определением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Янино» (далее – Комплекс).

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее податель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в частности ч.10 ст. 40 Закона о регистрации.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Комплекс, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей Общества и Управления Росреестра, апелляционный суд установил следующее.

22.04.2021 Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Общества на сооружение «железнодорожный подъездной путь № 9», расположенное по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Заневское городское поселение, городской поселок Янино-1.

Уведомлением от 04.05.2021 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права приостановлены по следующим основаниям:

- отсутствие технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013 организацией (органом) по государственному техническому учету и(или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, или акта о приемке соответствующего сооружения в эксплуатацию в составе технического плана;

- отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1039001:1015, 47:07:1039001:3153.

20.07.2021 Обществом представлены технический план сооружения от 19.04.2021, выписки из ЕГРН на поименованные выше земельные участки, а также письмо от 01.07.2021 о согласовании Комплексом размещения (прохождения) по территории земельного участка с кадастровым номером 47:07:1039001:1015 сооружения «железнодорожный подъездной путь № 9».

04.08.2021 уведомлениями №КУВД-001/2021-16214698/4, КУВД-001/2021-16214698/5 Управлением Росреестра отказано в государственном кадастровом учете, государственной регистрации права собственности Общества в связи с неустранением Обществом причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку для осуществления указанных действий Обществом не представлены технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013 организацией (органом) по государственному техническому учету и(или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, или акт о приемке соответствующего сооружения в эксплуатацию, а также правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположено сооружение.

Полагая данные решения противоречащими закону и нарушающими права Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что пересечение спорного железнодорожного пути с границами земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1039001, 47:07:1039001:1015, 47:07:1039001:3153, не является препятствием к постановке спорного объекта на кадастровый учет, поскольку размещение и кадастровый учет линейных объектов предполагает существование особенностей, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.

Проверив  законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пунктам 5, 7 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.

Для целей постановки сооружения на государственный кадастровый учет Заявителем был представлен технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования СЗГП «Промжелдортранс», примыкающего к станции Заневский Пост Окт. Ж. д. – филиала ОАО «РЖД» 2010 года.

Вопреки доводам Управления Росреестра, на момент строительства железнодорожного пути необщего пользования №9, ввода сооружения в эксплуатацию (1985 г.), действующее времени законодательство не содержало утвержденной формы технического паспорта железнодорожного пути, регламентированной к применению органами технического учета и инвентаризации.

Вместе с тем, письмом Министерства экономического развития РФ от 05.11.2009 №Д23-3624 разъяснено, что при отсутствии утвержденной формы технического паспорта, технические паспорта на отдельные виды сооружений могут быть изготовлены по формам, утвержденным Приказами иных органов.

В рамках спорных правоотношений оформление технических паспортов железнодорожных путей необщего пользования регулировалось специальными нормами права – Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 06.04.1964 N 270.

Согласно п.82 Устава на каждый железнодорожный подъездной путь должны быть технический паспорт, план подъездного пути, продольный профиль и чертежи искусственных сооружений.

Аналогичная норма содержится в действующих в настоящее время Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, согласно п.1.9. которых, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.

Как следует из материалов, Заявителем при подаче документов на государственный кадастровый учет был представлен Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования, датированный до 01 января 2013 года (составлен в 2010 году).

Указанный паспорт в полной мере отвечает законодательно установленным требованиям: утвержден филиалом ОАО «РЖД» - Октябрьской железной дорогой, что подтверждается учиненными на титульном листе подписью и печатью начальника станции Заневский Пост, Окт.ж.д.; содержит необходимые характеристики сооружения.

Согласно Техническому плану сооружения, железнодорожный путь расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1039001:1015 (собственность Комплекса), 47:07:1039001:3153 (собственность не разграничена). На момент подачи заявления о государственной регистрации права и до настоящего времени сведения ЕГРН свидетельствуют о том, что целевое назначение земельных участков, в пределах которого расположен спорный железнодорожный путь, не препятствует размещению на нем линейных объектов.

В свою очередь, в период ввода в эксплуатацию спорного сооружения (1985 год) действовало Положение о землях транспорта, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 № 24, в соответствии с которым к землям транспорта относились в том числе земли, занятые железнодорожными подъездными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения, а также железнодорожными подъездными путями, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям других министерств и ведомств и расположенными вне территории (земель) этих предприятий.

В силу пункта 3 названного Положения земельные участки предоставлялись предприятиям, учреждениям и организациям, как правило, в постоянное пользование.

Статьей 5 Закона СССР от 15.04.1991 № 2104-1 «О железнодорожном транспорте» установлено, что землями железнодорожного транспорта» являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с основами законодательства СССР и союзных республик о земле.

Таким образом, ссылка Управления Росреестра на отсутствие документов, подтверждающих права заявителя на земельный участок, на котором находится спорное сооружение, несостоятельна, поскольку размещение и кадастровый учет линейных объектов предполагает существование особенностей, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 25.02.2022 по делу №  А56-77339/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

 Н.С. Полубехина