ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10320/2022 от 07.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 июня 2022 года

Дело № А42-10474/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем с/з Короткевичем В.И.

при участии: 

от истца: не явился, извещен

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 18.01.2022 (онлайн), ФИО2 по доверенности от 18.01.2022 (онлайн)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-10320/2022 )  Министерства труда и социального развития Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2022 по делу № А42-10474/2021 (судья Воронцова Н.В.), принятое

по иску Мурманской региональной общественной организации инвалидов "Ковчег"

к Министерству труда и социального развития Мурманской области

о взыскании,

установил:

Мурманская региональная общественная организация инвалидов «Ковчег» (далее – истец, Организация, МРООИ «Ковчег») обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Мурманской области (далее – ответчик, Министерство) о взыскании убытков (неполученных доходов) в сумме 168 400 руб.

Решением суда от 24.02.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что по критерию «Сохранение (создание) в случае реализации программы (проекта) рабочих мест» 5 из 6 членов конкурсной комиссии поставили Организации 0 баллов, поскольку рабочее место согласно программе Организации планировалось создать для руководителя программы, являющегося также заместителем председателя организации. Также ответчик указывает, что три члена конкурсной комиссии из шести оценили заявку Организации по критерию «Наличие информации о деятельности организации в сети Интернет, средствах массовой информации» в 20 баллов, поскольку сайт организации содержит информацию только до января 2018 года, актуальная информация на сайте отсутствует. Кроме того, ответчик ссылается на то, что истцом в материалы дела не представлены документы в обоснование размера заявленных исковых требований.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 27.01.2021 № 48 «О проведении конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций Мурманской области на право предоставления в 2021 году субсидий из областного бюджета на реализацию социально значимых программ (проектов) в сферах социального обслуживания и социальной защиты граждан» (в редакции приказа 3 Министерства от 10.03.2021 № 155 «О внесении изменений в приказ Министерства от 27.01.2021 № 48») в период с 15.02.2021 по 02.04.2021 Министерством проведен конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций Мурманской области на право предоставления в 2021 году субсидий из областного бюджета на реализацию социально значимых программ (проектов) в сферах социального обслуживания и социальной защиты граждан.

Указанным приказом были установлены сроки приема конкурсных заявок с 18.02.2021 по 19.03.2021, проведения заседаний конкурсной комиссии по рассмотрению заявок с 24.03.2021 по 01.04.2021, издания приказа Министерства об итогах конкурса - 02.04.2021, а также утверждены формы оценочных листов членов конкурсной комиссии по оценке заявок, представленных на конкурс.

Истец 04.03.2021 (вх. № 09/2806) представил в Министерство конкурсную заявку для получения субсидии из областного бюджета на реализацию социально значимой программы (проекта) «Ваша жизнь стала лучше - значит рядом «Ковчег». Сопровождаем, везем и доставляем».

Запланированный объем расходов на реализацию вышеназванной программы за счет областного бюджета составлял 352 200 руб.

Конкурсная заявка истца соответствовала требованиям конкурса, в связи с чем решением конкурсной комиссии от 24.03.2021 была допущена для участия в конкурсе.

По итогам рассмотрения конкурсной комиссией заявок рейтинг заявки Организации составил 59,83 балла.

Приказом Министерства от 02.04.2021 № 202 на основании решения конкурсной комиссии Министерства от 01.04.2021 субсидия для Организации утверждена в размере 111 000 руб.

Договор о предоставлении субсидии из областного бюджета № 09-05/235 в размере 111 000 рублей заключен 20.04.2021.

Платежным поручением № 647521 от 30.04.2021 указанные средства перечислены на счет Организации.

24.04.2021 в Министерство поступило обращение МРООИ «Ковчег» о пересмотре решения конкурсной комиссии от 01.04.2021 об итоговом рейтинге заявки, представленной на конкурс.

По итогам рассмотрения указанного обращения конкурсной комиссией 13.05.2021 принято решение повторную оценку заявки Организации не проводить, решение конкурсной комиссии от 01.04.2021 не пересматривать.

Повторное обращение Организации в Министерство (исх. № 16 от 14.06.2021) не принесло положительного результата, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.

В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Таким образом, требование о возмещении убытков может быть удовлетворено, только при доказанности размера убытков, а также в совокупности факта нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2017 № 141-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям Мурманской области на реализацию социально значимых программ (проектов) в сферах социального обслуживания и социальной защиты граждан (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 14.07.2020 № 505-ПП) (далее - Порядок).

В силу пункта 1.4 Порядка право на получение субсидии имеют Организации, отобранные на основе решения конкурсной комиссии по итогам конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения в текущем финансовом году субсидий из областного бюджета (далее - конкурс), проведенного в соответствии с настоящим Порядком.

Для рассмотрения поступивших на конкурс заявок и их оценки в соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка приказом Министерства от 20.02.2021 №118 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по рассмотрению заявок социально ориентированных некоммерческих организаций Мурманской области на право предоставления в 2021 году субсидий из областного бюджета на реализацию социально значимых программ (проектов) в сферах социального обслуживания и социальной защиты граждан» (в редакции приказа Министерства от 23.03.2021 № 175 «О внесении изменений в приказ Министерства от 20.02.2021 № 118») утвержден состав конкурсной комиссии.

Согласно пункту 5.1 Порядка Заявки, допущенные для участия в конкурсе, рассматриваются и оцениваются каждым членом конкурсной комиссии по 100-балльной шкале по каждому из критериев согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Конкурсная комиссия выполняет расчет итогового рейтинга каждой заявки путем деления общей суммы баллов, выставленных членами конкурсной комиссии по всем критериям по данной заявке, на число членов конкурсной комиссии, участвующих в ее рассмотрении и оценке. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка решения конкурсной комиссии оформляются протоколом.

В силу пункта 4.9 Порядка протокол заседания конкурсной комиссии со списком победителей конкурса и размерами предоставляемых субсидий в течение 5 рабочих дней со дня заседания конкурсной комиссии передается для утверждения в Министерство.

Согласно пункту 7.1 Порядка конкурсная комиссия устанавливает размер предоставляемой субсидии для каждого победителя, порядок определения которого предусмотрен пунктом 7.2 настоящего Порядка.

Пунктом 7.10. Порядка предусмотрено, что в случае определения победителям конкурса субсидии в размере меньшем, чем объем запрашиваемых средств, предусмотренных в их программах (проектах), смета расходов на реализацию программы (проекта) подлежит корректировке.

Из материалов дела усматривается, что истец в установленный срок представил в Министерство заявку на участие в конкурсе с приложенными к ней документами.

В рамках проекта Организация планировала оказать инвалидам и людям преклонного возраста услуги по перевозке по г. Мурманску с апреля по ноябрь 2021 года. Согласно смете, расходы на оплату труда руководителя проекта, бухгалтерских услуг и 65 услуг по перевозке граждан с использованием специализированного автобуса были запланированы за счет субсидии из областного бюджета на общую сумму 352 200 руб.

Решением конкурсной комиссии Министерства от 01.04.2021 (пункты 2.3.2 и 2.3.3. протокола) и приказом Министерства от 02.04.2021 № 202 установлен размер субсидии из областного бюджета:

- в размере 111 000 руб. участникам конкурса, набравшим по итогам оценки конкурсных заявок от 50 до 60 баллов;

- в размерах, указанных в конкурсных заявках, участникам конкурса, набравшим по итогам оценки конкурсных заявок 60 баллов и более, не занявшим призовые места.

Решением конкурсной комиссии Министерства от 01.04.2021 утвержден рейтинг конкурсной заявки истца в размере 59,83 баллов.

Приказом Министерства от 02.04.2021 № 202 на основании решения конкурсной комиссии Министерства от 01.04.2021 истцу, как участнику конкурса, набравшему от 50 до 60 баллов, предоставлена субсидия в размере 111 000 руб.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что конкурсной комиссией Министерства неправильно проведена оценка заявки истца по нескольким критериям.

Вместе с тем, судом при вынесении решения не учтено следующее.

Согласно пункту 8 приложения №1 к Порядку критерий «Сохранение (создание) в случае реализации программы (проекта) рабочих мест» оценивается в 0 баллов, если рабочие места не созданы, в 50 баллов, если рабочие места созданы на период реализации проекта.

Организация в конкурсной заявке указала, что на период реализации проекта будет создано рабочее место и заключен трудовой договор, в связи с чем, по мнению истца, по данному критерию заявка должна быть оценена в 50 баллов.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что рабочее место согласно программе Организации планировалось создать для руководителя программы, являющегося также заместителем председателя организации.

Представленный в материалы дела истцом расчет по страховым взносам истца за 2021 год не является надлежащим доказательством, подтверждающим, что руководитель программы не состоит в трудовых отношениях с Организацией.

Кроме того, критерий «Наличие информации о деятельности организации в сети Интернет, средствах массовой информации» оценивается в 20 баллов, если имеются публикации в средствах массовой информации о деятельности организации, в 50 баллов при наличии собственного сайта организации и  публикации на нем о деятельности организации (пункт 11 приложения №1 к Порядку).

Общественная организация в конкурсной заявке указала о наличии собственного сайта и публикаций о деятельности организации, в связи с чем, как полагает истец, по этому критерию заявка должна быть оценена в 50 баллов.

Материалами дела подтверждается, что три члена конкурсной комиссии из шести оценили заявку Организации по этому критерию в 20 баллов, а не в 50 баллов, что привело к занижению итогового значения рейтинга заявки.

Вместе с тем, сайт организации содержит информацию только до января 2018 года, актуальная информация на сайте отсутствует.

Указанная истцом в паспорте социально-значимой программы, являющемся приложением к Заявке, ссылка на сообщество в социальной сети «Вконтакте» - vk.com/public194807918 не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку сообщество в социальной сети «Вконтакте» не представляет собой собственный сайт организации.

Кроме того, апелляционный суд учитывает, что в установленном законом порядке Организация не обжаловала результаты конкурса.

Между истцом и ответчиком был заключен договор о предоставлении субсидии, согласно которому истцу предоставлена субсидия в сумме 111 000 руб.

При этом истец не заявлял замечания к договору, несогласие с условиями Договора не выражал.

В результате реализации программы истцом был сдан отчет, согласно которому запланированные мероприятия выполнены согласно условиям договора и на сумму, предоставленную по договору.

Таким образом, в рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о причинении истцу убытков в заявленном истцом размере.

На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования – оставлению без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 24.02.2022 по делу №  А42-10474/2021 отменить.

В удовлетворении требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.В. Будылева

Судьи

О.В. Горбачева

 Л.П. Загараева