ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10659/2021 от 29.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 декабря 2021 года

Дело № А26-11102/2019

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баженовой Ю.С.

судей  Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Вороной Б.И.

при участии: 

от истца: представитель Алешина С.С. по доверенности от 03.02.2021 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);

от ответчика: представитель Тельтевская Ю.А. по доверенности от 08.01.2021 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-10659/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля»  на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 16.02.2021 по делу № А26-11102/2019, принятое

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, 2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090)

к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» (186757, Республика Карелия, город Сортавала, поселок городского типа Вяртсиля, улица Строителей, дом 9, ОГРН: 1151001010170, ИНН: 1007023810)

о взыскании задолженности и пени по договору аренды,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» (далее – Ответчик, Общество) о взыскании 7 011 325 руб. задолженности по арендной плате в части, превышающей минимальные ставки, в республиканский бюджет по срокам уплаты на 15.09.2019, 15.10.2019, 56 124 руб. 53 коп. пени за период с 16.09.2019 по 11.11.2019 по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 № 163-з (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда  Республики Карелия от 16.02.2021 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает неправомерным взыскание с него не предусмотренных договором дополнительных платежей за лесную инфраструктуру.

В судебном заседании представитель Общества поддержал ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебных актов по делам №А26-6415/2021 и №А26-6943/2021, в рамках которых им оспариваются уведомления Министерства №3439 от 04.09.2019 и №3879 от 04.10.2019.

Представитель Министерства возражал против удовлетворения ходатайства Истца о приостановлении производства по настоящему делу.

Апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства Общества о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебных актов по делам №А26-6415/2021 и №А26-6943/2021 в связи с отсутствием предусмотренных ч.1 ст.143 АПК РФ оснований.

В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции стороны заключили мировое соглашение в отношении части требований о взыскании 5 503340 руб. задолженности по арендной плате в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019 и 56 124 руб. 53 коп. пеней за период с 16.09.2019 по 11.11.2019 по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 №163-з, и ходатайствовали об его утверждении.

В силу части первой статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебных актов.

Согласно п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" стороны могут заключить мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований, которое утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 141 Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 140 АПК РФ мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов, санкции за его неисполнение или ненадлежащее исполнение и иные условия, не противоречащие федеральному закону.

Исследовав материалы дела, проверив условия мирового соглашения  на соответствие закону, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное мировое соглашение заключено в интересах обеих сторон, не противоречит законам, иным нормативным актам и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Мировое соглашение подписано лицами, полномочия которых подтверждены в соответствии со статьями 61, 62 АПК РФ.

Таким образом, предусмотренные частью 6 статьи 141 АПК РФ основания для отказа в утверждении представленного мирового соглашения отсутствуют.

При таких обстоятельствах мировое соглашение, заключенное между Министерством и Обществом, в части требований о взыскании 5 503 340 руб. задолженности по арендной плате в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019 и 56 124 руб. 53 коп. пеней за период с 16.09.2019 по 11.11.2019 по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 №163-з подлежит утверждению.

В связи с этим, согласно абзацу 2 части 7 статьи 141 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2021 в части требований о взыскании 5 503 340 руб. задолженности по арендной плате в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019 и 56 124 руб. 53 коп. пеней за период с 16.09.2019 по 11.11.2019 апелляционным судом не проверяются.

В соответствии с положениями части 13 статьи 141 и части 2 статьи 150 АПК РФ в указанной части решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Таким образом, между сторонами не разрешен спор в части требований о взыскании 1 507 985 руб. задолженности в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

24.12.2014 между Министерством по природопользовании и экологии Республики Карелия (правопредшественником Истца, арендодателем) и ООО «Грин Лайн» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка № 163-з (далее – Договор), в соответствии с пунктами 1.1-1.5 которого арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 № 2 передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, кадастровый номер 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, кварталах 9-13, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79-2014-10(1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях №№ 1 и 2 к Договору; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении № 3 к Договору.

Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.02.2015.

Согласно п.7.1 Договора срок действия настоящего Договора установлен с 1 января 2015 года и составляет 25 лет.

Пунктом 4.4.6 Договора предусмотрено, что арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора размер арендной платы был определен путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25 (подпункт 2.1.1); арендатор обязан вносить арендную плату в следующих размерах и в следующие сроки: на 15 января – 8 %, на 15 февраля – 10 %, на 15 марта – 10 %, на 15 апреля – 8 %, на 15 мая – 8 %, на 15 июня – 8 %, на 15 июля – 8 %, на 15 августа – 8 % на 15 сентября – 8 %, на 15 октября – 8 %, на 15 ноября – 8 %, на 15 декабря – 8 % (подпункт 2.1.2); арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год по форме, указанной в приложении № 4 к договору, не требующей подписания со стороны арендатора (подпункт 2.1.3); в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора (подпункт 2.1.4).

Пунктом 4.3.2 Договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» преобразованы органы исполнительной власти Республики Карелия. Согласно подпункту «г» пункта 1 указанного постановления Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Исходя из пункта 5 Постановления, возникшие в результате преобразования органы исполнительной власти Республики Карелия являются правопреемниками преобразованных органов исполнительной власти Республики Карелия по обязательствам, возникшим в связи с осуществлением своих функций.

В связи с передачей прав и обязанностей по Договору на основании договора переуступки права аренды от 23.03.2018, заключенного между ООО «Грин Лайн» и Обществом, Министерством и Обществом подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 18.04.2018, которым произведена замена арендатора по Договору на Общество, а остальные условия Договора оставлены неизменными, стороны подтвердили по ним свои обязательства в полном объеме (пункт 3). Дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2018.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Договору, Истец направил в адрес Ответчика претензии, оставление без удовлетворения которых послужило основанием для обращения Истцом в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном размере, при этом указал, что размер арендной платы в части заготовки древесины для создания лесной инфраструктуры по срокам уплаты на 15.09.2019 и 15.10.2019 определен Министерством на основании подтвержденного лесными декларациями объема заготовки.

Проверив  законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в части взыскания 1 507 985 руб. задолженности в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).

В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление №310).

Из приведенных нормативных положений следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении № 310.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.

Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Как следует из материалов дела, спорный договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 № 2 была сформирована итоговая цена Договора – 56 818 133 руб. Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.

Общество принимало участие в аукционе и заключило спорный договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок; документация об аукционе включала проект Договора, пункт 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы, и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов, отсутствовало лишь само значение коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона; условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались.

В пункте 10 названного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25. Данный пункт протокола (в том числе, указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 Договора.

Согласно протоколу о результатах аукциона от 09.12.2014 была зафиксирована итоговая цена предмета аукциона – 56 818 133 руб., а также определен порядок исчисления арендной платы.

В указанном протоколе, как и в самом Договоре, не предусмотрен порядок расчета арендной платы, ее индексации, исходя из составляющих частей начальной цены аукциона.

По своей юридической природе начальная цена аукциона теряет данный статус с момента окончания торгов и определения победителя, и соответственно, указанные в договоре коэффициенты подлежат применению к определенной по итогам торгов окончательной цене.

При этом пунктом 2.1.4 Договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объёма использования лесов, действующих ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется Арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом Арендатора.

В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Как указано в п.43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).

Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

Учитывая указанные разъяснения, п.2.1.4 Договора об изменении порядка исчисления арендной платы не может быть истолкован отдельно от п.2.1.1 Договора, определяющего порядок исчисления арендной платы.

При толковании условий Договора апелляционный суд приходит к выводу, что указанный Договор содержит условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы. При этом отсутствие в п.2.1.4 Договора слова «пропорционально» не свидетельствует об ином смысловом значении указанного пункта.

Указанные вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу №А303-ЭС15-19719.

Кроме того, правильность такого подхода к расчету арендной платы по заключенному сторонами Договору подтверждена судебными актами по делу № А26-6769/2019.

Пунктом 4.3.2 Договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.

Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЛК РФ допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Это означает, что в случае необходимости арендатор, в целях создания лесной инфраструктуры, вправе изъять лесной ресурс в объёме, установленном Проектом освоения лесов.

Следовательно, право на использование лесного участка для создания объектов лесной инфраструктуры вытекает исключительно из договора аренды и должно полностью ему соответствовать.

Договором аренды лесного участка установлен вид использования лесов "заготовка древесины", который предполагает осуществление арендатором ряда мероприятий, которые самостоятельно определяются и фиксируются Обществом в Проекте освоения лесов. Арендатор лесного участка определяет объем использования лесов, в том числе для создания объектов лесной инфраструктуры, проектируя данные мероприятия к ежегодному исполнению самостоятельно, но в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.

Общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом. Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В 2019 года в соответствии с Проектом освоения лесов Общества допустимый объем заготовки древесины с целью создания объектов лесной инфраструктуры составил 9 100 кубических метров.

Согласно п.2.1.4 Договора в случае изменения ежегодного объема использования лесов размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендатора.

Министерством в адрес Общества письмами от 04.09.2019 № 3439, от 04.10.2019 года № 3879 были направлены Уведомления о внесении арендной платы за 2019 года за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры (срок уплаты 15.09.2019Г, срок уплаты 15.10.2019 года). Уведомление №3439 получено Обществом 11.09.2019 года. Уведомление № 3879 получено Обществом 15.10.2019 года.

Размер арендной платы за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в Уведомлениях был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1. Договора. Коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках Договора аренды лесного участка, в том числе, за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры.

В Проекте освоения лесов Общество заявило допустимый в 2019 году объем заготовки древесины с целью создания объектов лесной инфраструктуры 9100 куб.м. Исходя из .изложенного, поскольку по условиям договора № 163-3 размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной. При этом иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 договора № 163-3 рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.

Расчет арендной платы за использование лесных ресурсов при создании объектов лесной инфраструктуры произведен Министерством в соответствии с условиями договора аренды лесного участка №163-з:

По сроку на 15.09.2019:

73 283 руб. - арендная плата согласно ведомостям материально-денежной оценки (прилагаются к лесной декларации);

1,5 - коэффициент, предусмотренный договором аренды лесного участка (П.2.1.1.);

9,25 - коэффициент, предусмотренный договором аренды лесного участка (П.2.1.1.).

73 283*1,5*9,25 =1 016 802 руб. - сумма арендной платы, подлежащая уплате по сроку на 15.09.2019 года.

- 73 283 руб. - арендная плата в части минимальных ставок, подлежащая уплате в федеральный бюджет (оплачена Обществом);

- 1 016 802 - 73 283 = 943 519 руб. - арендная плата в части превышающей минимальные ставки, подлежащая уплате в бюджет Республики Карелия.

По сроку на 15.10.2019:

43 842 руб. - арендная плата согласно ведомостям материально-денежной оценки (прилагаются к лесной декларации);

1,5 - коэффициент, предусмотренный договором аренды лесного участка (П.2.1.1.);

9,25 - коэффициент, предусмотренный договором аренды лесного участка (П.2.1.1.).

43 843*1,5*9,25 =608 308 руб. - сумма арендной платы, подлежащая уплате по сроку на 15.09.2019 года.

- 43 842 руб. - арендная плата в части минимальных ставок, подлежащая уплате в федеральный бюджет (оплачена Обществом);

- 608 308 - 43 842 = 564 466 руб. - арендная плата в части превышающей минимальные ставки, подлежащая уплате в бюджет Республики Карелия.

При этом, Общество своевременно произвело оплату арендной платы за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет) по сроку на 15.09.2019 года, начисленной на основании Уведомления №3439 и по сроку на 15.10.2019 года, начисленной на основании Уведомления №3879.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно взыскано с Общества в республиканский бюджет 1 507 985 руб. задолженности по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества в указанной части отсутствуют.

В соответствии с частью  третьей статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 141, 150, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 16.02.2021 по делу №  А26-11102/2019  изменить.

Утвердить мировое соглашение, заключенное между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и обществом с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» 30.06.2021, в следующей редакции:

«1. Стороны достигли соглашения о том, что Ответчик признает и оплачивает задолженность по оплате арендных платежей в бюджет Республики Карелия по договору аренды лесного участка №163-з от 24.12.2014г. (№ государственной регистрации 10-10/001-01/140/2014-14/1) по сроку на 15.09.2019г. на сумму                    2 751 670 рублей и по сроку на 15.10.2019 на сумму 2 751 670 рублей, в общей сумме 5 503 340 рублей.

2. Стороны пришли к соглашению о предоставлении Ответчику рассрочки исполнения обязательств, по выплате задолженности, указанной в пункте 1 настоящего мирового соглашения на 60 (шестьдесят) календарных месяцев с момента утверждения судом настоящего мирового соглашения.

3. Оплата задолженности в размере 5 503 340 рублей будет производиться Ответчиком в следующем порядке.

3.1. Сумма ежемесячного платежа в течение первых 18 (восемнадцати) месяцев рассрочки составляет 5 000 рублей, общая суммы оплаты за 18 календарных месяцев составит 90 000 рублей,

3.2. Сумма ежемесячного платежа в течение последующих 41 (сорока одного) месяца рассрочки составляет 128 888 рублей, общая сумма оплаты за 41 календарный месяц составит 5 284 408 рублей.

3.3. Сумма последнего платежа составляет 128 932 рубля.

3.4. Первый платеж в счет погашения задолженности, указанной в пункте 1 настоящего мирового соглашения оплачивается Ответчиком 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором Тринадцатым арбитражным апелляционным судом будет вынесено определение об утверждении настоящего мирового соглашения. Последующие платежи в счет погашения задолженности оплачиваются 15 числа каждого календарного месяца. Если день выплаты платежа приходится на нерабочий день, то выплата переносится на ближайший рабочий день.

3.5. Истец обязан информировать Ответчика об изменении своих реквизитов своевременно. Ответчик не несет ответственности за задержку в платежах в случае, если задержка вызвана несвоевременным информированием об изменении в банковских реквизитах Истца.

4. Ответчик может в любое время перечислить всю оставшуюся часть арендных платежей или внести денежные суммы в счет последующих периодов оплаты на счет Истца.

5. Стороны договорились, что за несоблюдение срока оплаты арендных платежей Ответчик оплачивает Истцу пени за период, предшествующий заключению мирового соглашения, в общей сумме 56 124 рубля 53 копейки в течение 5 календарных дней с момента утверждения Тринадцатым арбитражным апелляционным настоящего мирового соглашения.

6. Проценты, пени, штрафные санкции на сумму задолженности, указанную в пункте 1 настоящего соглашения, не начисляются при условии соблюдения Ответчиком графика платежей. В случае неуплаты платежей в установленный графиком погашения долга срок на просроченную сумму подлежат уплате проценты в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

7. При соблюдении Ответчиком графика погашения задолженности Истец не вправе отказаться от исполнения договора аренды лесного участка № 163-з от 24.12.2014г. либо требовать его расторжения в судебном порядке (п. 5 ст. 450.1 ГК РФ) по основанию нарушения сроков оплаты арендных платежей за сентябрь и октябрь 2019 года.

8. Нарушение Ответчиком сроков выплаты платежей, установленных в пункте 3 настоящего соглашения, более, чем на десять рабочих дней, дает Истцу право обратиться в арбитражный суд для получения исполнительного листа на остаток задолженности по мировому соглашению.

9. Сумма арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего соглашения, не включает в себя платежи за древесину, заготовленную при создании лесной инфраструктуры. Условия настоящего соглашения на платежи за древесину, заготовленную при создании лесной инфраструктуры, не распространяются.

10. Настоящим мировым соглашением стороны признают, что спор по делу №А26-11102/2019 в части взыскания арендной платы по срокам на 15.09.2019г. и 15.10.2019г. (за исключением спора о взыскании платы за древесину, заготовленную при создании лесной инфраструктуры) и взыскания пени за просрочку оплаты арендного платежа урегулирован и стороны не имеют каких-либо иных претензий друг к другу, связанных с исполнением обязательств по договору аренды лесного участка № 163-3 от 24.12.2014г. (№ государственной регистрации 10-10/001-01/140/2014-14/1) за расчетный период сентября и октября 2019 года, в том числе в части взыскания неустоек, процентов, пеней, штрафов и др.

11. На основании пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ №50 от 18.07.2014г. «О примирении сторон в арбитражном процессе» стороны прекращают спор по делу А26-11102/2019 в части:

- взыскания арендной платы по договору аренды лесного участка №163-з от 24.12.2014г. по сроку оплаты на 15.09.2019г. на общую сумму 2 751 670 (два миллиона семьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот семьдесят) рублей.

- взыскания арендной платы по договору аренды лесного участка № 163-3 от 24.12.2014г. по сроку оплаты на 15.10.2019г. на общую сумму 2 751 670 (два миллиона семьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот семьдесят) рублей.

- взыскания пени за просрочку оплаты арендных платежей по договору аренды лесного участка №163-3 от 24.12.2014г. в сумме 56 124,53 рублей.

Спор о взыскании платежей за древесину, использованную при создании лесной инфраструктуры, в сумме 1 507 985 рублей сторонами не урегулирован и подлежит рассмотрению арбитражным судом в рамках дела А26-11102/2019.

12. Судебные расходы, включая расходы по оплате государственной пошлины, а также иные расходы, прямо или косвенно связанные с рассмотрением судебного дела А26-11102/2019, Стороны друг другу не возмещают. Соответствующие расходы лежат исключительно на той Стороне, которая их понесла.

13. Настоящее мировое соглашение составлено в трех подлинных экземплярах на русском языке, по одному для каждой из Сторон, один экземпляр передается для приобщения к материалам арбитражного дела А26-11102/2019.

14. Мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.

15. Мировое соглашение вступает в силу после его утверждения Тринадцатым арбитражным апелляционным судом.».

Производство по делу в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия  5 503 340 руб. задолженности по арендной плате в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019 и 56 124 руб.      53 коп. пеней за период с 16.09.2019 по 11.11.2019 по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 №163-з прекратить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия                   1 507 985 руб. задолженности в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» в доход федерального бюджета 28 080 руб. государственной пошлины по иску.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

С.А. Нестеров

 Н.С. Полубехина