ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 июля 2022 года | Дело № А56-95008/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 01.02.2022, предст. ФИО3 – доверенность от 17.01.2022
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10675/2022 ) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2022 по делу № А56-95008/2021 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению акционерного общества «Пассажирский Порт Санкт-Петербурга «Морской фасад»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Строй Ресурс»
о признании недействительными решения и предписания от 19.08.2021 по жалобе № Т02-623/21
установил:
Акционерное общество «Пассажирский Порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» (далее – заявитель, Общество, АО «ПП СПБ МФ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 19.08.2021, вынесенных по жалобе № Т02-623/21
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Строй-Ресурс» (далее - Общество, ООО «Строй-Ресурс»).
Решением суда от 30.03.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены, решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС от 19.08.2021 по жалобе № Т02-623/21 признаны недействительными.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Санкт-Петербургское УФАС направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции от 30.03.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не рассмотрел обстоятельства дела, изложенные в решении Управления от 19.08.2021 по жалобе № Т02-623/21. Податель жалобы полагает, что в действиях Общества (Организатора торгов) установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), допущенные вследствие незаконного установления в пунктах 10.2, 10.3 Документации о закупке дискриминационных и необоснованно ограничивающих конкуренцию дополнительных требований об обязательном наличии у участника закупки подтверждения аттестации работников по соответствующему виду работ, а также требования об обязательном наличии опыта оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта 1 (первой) или 2 (второй) категории не менее 2 лет. В целом доводы апелляционной жалобы повторяют текст решения Санкт-Петербургского УФАС от 19.08.2021 по жалобе № Т02-623/21.
В судебном заседании 22.06.2022 представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Управление и ООО «Строй Ресурс» извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.08.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru АО «ПП СПБ МФ» (Организатор торгов) опубликовало извещение № 32110530259 о проведении конкурса на право заключения с АО «ПП СПБ МФ» договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Терминал «Морской вокзал» (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена договора 24428738,88 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «ПП СПБ МФ», версия 13 от 15.07.2021 (далее - Положение о закупке), а также Документацией о закупке.
ООО «Строй Ресурс» обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. № 26581-ЭП/21 от 19.08.2021) на действия Организатора торгов (Общества) при организации и проведении Закупки, в которой податель жалобы ссылался на установление Организатором торгов незаконных дополнительных требований к участникам Закупки в пунктах 10.1, 10.2, 10.3 Документации о закупке.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Санкт-Петербургским УФАС было вынесено решение от 19.08.2021 по жалобе № Т02-623/21, которым признана обоснованной жалоба ООО «Строй Ресурс» (пункт 1); в действиях Организатора торгов (Учреждения) признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в пунктах 10.2, 10.3 Документации о закупке дискриминационных и необоснованно ограничивающих конкуренцию дополнительных требований об обязательном наличии у участника закупки подтверждения аттестации работников по соответствующему виду работ, а также требования об обязательном наличии опыта оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта 1 (первой) или 2 (второй) категории не менее 2 лет (пункт 2); Организатору торгов и его закупочной комиссии решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении конкурса по извещению № 32110530259 (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).
Санкт-Петербургским УФАС также вынесено предписание от 19.08.2021, которым Организатору торгов предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении конкурса на право заключения с АО «ПП СПБ МФ» договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Терминал «Морской вокзал» (извещение № 32110530259), а именно: аннулировать указанный конкурс и отменить все юридически значимые документы, составленные в ходе закупки.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество оспорило их в судебном порядке.
Решением суда от 30.03.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 30.03.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «ПП СПБ МФ» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом № 223-ФЗ.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Из приведенных нормативных положений следует, что жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника). Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в антимонопольный орган с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем в названной норме ограничен.
Как усматривается из материалов дела, в частности из сведений электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ о поданных заявках, ООО «Строй Ресурс» не подавало заявку на участие в Закупке.
При этом жалоба ООО «Строй Ресурс» не содержит фактического обоснования права на обращение в Управление, конкретных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов как потенциального участника спорной закупки, в связи с чем суд первой инстанции посчитал, что ООО «Строй Ресурс» не относится к указанным в части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ лицам, имеющим право на обжалование действий (бездействия) организатора торгов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также полагает, что необоснованными выводы Санкт-Петербургского УФАС о наличии в действиях АО «ПП СПБ МФ» (Организатора торгов) нарушений пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке,
- требования к участникам такой закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов дела, пунктом 10 раздела 2 Документации о закупке установлены дополнительные требования к участникам Закупки, в том числе:
10.2. Участник конкурса должен иметь в своем штате квалифицированный персонал, прошедший обучение и аттестованный на право выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности ОТИ морского и речного транспорта, по категориям выполняемых работ, в объеме предусмотренном закупкой.
(копии свидетельств на право выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ морского и речного транспорта и копии документов о наличии трудовых отношений работодателя с работниками (копии трудовых книжек или сведения о трудовой деятельности согласно Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, другие документы о наличии трудовых отношений (копии приказов о приеме на работу и т.п.), должны быть предоставлены Участником конкурса на весь персонал в количестве, предусмотренном договором не менее 24 человек из расчета:
- работников подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры – не менее 3 работников;
- работников подразделения транспортной безопасности, включенных в состав группы быстрого реагирования - не менее 6 работников;
- работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности - не менее 9 работников;
- работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности - не менее 6 работников).
В случае отсутствия подготовленного персонала на момент подачи заявки, заявка к рассмотрению не допускается.)
10.3. Участник конкурса должен иметь опыт оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта 1 (первой) или 2 (второй) категории не менее 2 (двух) лет. (Участнику закупки необходимо подтвердить опыт, не менее 2 (двух) лет, оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта 1 (первой) или 2 (второй) категории. Для подтверждения необходимо приложить копию каждого, подтверждающего опыт, договора об оказании услуг по защите от актов незаконного вмешательства на ОТИ 1 (первой) или 2 (второй) категории и копии актов выполненных работ, за весь период действия этого договора или за срок исполнения таковых обязательств. К рассмотрению принимаются полностью исполненные договоры и (или) договоры исполненные частично, если их исполнение за указанный период подтверждено соответствующими актами выполненных работ).
Управление посчитало, что установленные пунктами 10.2, 10.3 раздела 2 Документации о закупке требования к участникам закупки являются дискриминационными и необоснованно ограничивают конкуренцию.
Вместе с тем, Управлением не учтено следующее:
Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).
Целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только антимонопольным органом не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.
Указанные правовые подходы изложены в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, и в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021
В данном случае, установление в пункте 10.2 раздела 2 Документации о закупке требования о наличии в штате участника закупки квалифицированного персонала, прошедшего обучение и аттестованного на право выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности ОТИ морского и речного транспорта, по категориям выполняемых работ, в объеме предусмотренном закупкой, обусловлено требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) с учетом присвоенной ОТИ «Терминал «Морской вокзал» категории транспортной безопасности (2 категория), а также с учетом утвержденного Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Терминал «Морской вокзал», которым предусмотрено количество аттестованных работников подразделения транспортной безопасности. Данное требование является не только законно установленным в соответствии с требованиями Закона № 16-ФЗ, Закона № 223-ФЗ и Положения о закупке АО «ПП СПБ МФ», но полностью оправданным и обоснованным с точки зрения целей проведения закупки, установленных пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Установленное пунктом 10.3 раздела 2 Документации о закупке требование о наличии у участника закупки опыта оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта первой или второй категории не менее 2 лет также обусловлено необходимостью выбора контрагента, который в результате осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления такой деятельности.
Таким образом, установленные в пунктах 10.2 и 10.3 раздела 2 Документации о закупке дополнительные требования к участникам закупки в полной мере соотносятся с предметом спорной Закупки и потребностями Общества, указанные требования основаны на представлении заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества, о потенциальном подрядчике, исполнителе, поставщике с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т.д. При этом, спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационное условие ограничивающее конкуренцию.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, установленные Обществом в Документации о закупке дополнительные требования к участникам закупки не противоречат положениям законодательства в сфере закупок и защиты конкуренции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Управления правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания от 30.08.2021 по жалобе № Т02-623/21.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 30.03.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 марта 2022 года по делу № А56-95008/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.И. Денисюк | |
Судьи | Л.В. Зотеева А.Б. Семенова |