ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10681/2015 от 15.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 июня 2015 года

Дело № А56-84355/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  Ершовой Е.И.,

при участии: 

от истца: Мельников Д.С., доверенность от 19.11.2014;

от ответчика: Исаков В.К., доверенность от 12.01.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-10681/2015 )  Управления федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2015 по делу № А56-84355/2014 (судья Пряхина Ю.В.), принятое

по иску закрытого акционерного общества «Вологодская подшипниковый завод»  (ОГРН: 1023500880369, адрес: 160000, Вологодская область, Вологда, шоссе Окружное, 13)

к Управлению федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН: 1057809002305, адрес: 191144, Санкт-Петербург, пр. Бакунина, 14)

о взыскании 651 733 рублей 56 копеек,

установил:

закрытое акционерное общество «Вологодский подшипниковый завод» (ОГРН 1023500880369, адрес 160000, Вологодская область, Вологда, шоссе Окружное, 13, далее – ЗАО «Вологодский подшипниковый завод») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Управления федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1057809002305, адрес: 191144, Санкт-Петербург, пр. Бакунина, 14, далее – Управление) 651 733 рублей 56 копеек задолженности по уплате НДС.

Решением от 04.03.2015 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 04.03.2015 отменить, в иске отказать, ссылаясь на освобождение органов системы государственной власти от уплаты НДС на стоимость работ (услуг).

Законность и обоснованность Решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» на основании государственного контракта от 13.03.2014 № МР-114 выполнил в пользу Управления работы по ответственному хранению материальных ценностей государственного резерва по государственному оборонному заказу на 2014 год, осуществил закладку и выпуск материальных ценностей (освежение материальных ценностей), в связи с чем в качестве налогового агента уплатил в бюджет НДС с указанием с основании платежей «уплата НДС (налоговый агент) Управление Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу».

Полагая, что операции по закладке и выпуску материальных ценностей должны осуществляться за счет Управления, ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» направило в его адрес письмо от 28.07.2014 о подписании акта о проведении оплаты взаимозачетом и погашении задолженности в сумме НДС, исчисленной обществом при передаче материальных ценностей в государственный резерв, которое последним оставлено без ответа.

Поскольку сумма налога на добавленную стоимость Управлением в добровольном порядке не возмещена, ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал право общества требовать от Управления уплаты налога на добавленную стоимость, которое вытекает из возложения на общество при отсутствии денежных расчетов между сторонами обязанности исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость в отношении операций по выпуску товаров из государственного резерва. Противоположный подход, означал бы фактическое возложение исполнения этой обязанности на общество, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса российской Федерации.

Апелляционный суд не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.

В силу положений пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ) ответственные хранители (организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва), которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.

Освежение запасов государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей (статья 2 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, как на возмездной основе (в том числе обмен товарами), так и на безвозмездной основе, признается реализацией товаров и объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации исключает из объектов обложения налогом на добавленную стоимость работы (услуги), выполняемые органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации.

Федеральное агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным резервом как непосредственно, так и через свои территориальные органы (в том числе по своевременному освежению материальных ценностей государственного резерва).

Однако объектом налогообложения в настоящем случае являются поставленные в государственный резерв материальные ценности, а не услуги органа государственной власти. Следовательно, оснований для применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не имеется.

Каких-либо иных исключений, освобождающих от обложения названным налогом операций с материальными ценностями государственного резерва, Кодексом не предусмотрено.

При поставке и закладке ответственным хранителем материальных ценностей в государственный резерв поставщик на основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, исчислить сумму названного налога, исходя из стоимости реализованных товаров и уплатить ее в бюджет в порядке, установленном статьей 174 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае выпуска материальных ценностей из государственного резерва обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость по расчетной ставке, определенной пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, возникает у получателей названных ценностей.

Из смысла пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что при совершении товарообменных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, каждая из сторон сделки как налогоплательщик учитывает соответствующую операцию по реализации принадлежащих ей товаров при определении налоговой базы, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость.

При выпуске материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в него равного количества аналогичных материальных ценностей, ответственный хранитель обязан как налогоплательщик учесть при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость операции по поставке им материальных ценностей в государственный резерв, а как налоговый агент в отношении операций по выпуску товаров из государственного резерва - исчислить и уплатить налог в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, руководствуясь пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ, обязан учесть необходимые расходы при формировании предложений к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва.

Согласно расчетам истца налог на добавленную стоимость с операции по освежению запасов государственного резерва составил 46 628 393 рубля 95 копеек.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно применил нормы материального права, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 № 7141/12 и удовлетворили исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере 651 733 рубля 56 копеек.

Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 04.03.2015 по делу №  А56-84355/2014   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.И. Несмиян

Судьи

                           Т.В. Жукова

 Н.М. Попова