ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10881/2022 от 09.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 июня 2022 года

Дело № А21-14141/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.,

судей  Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности (онлайн);

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10881/2022) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.03.2022 по делу № А21- 14141/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МаксиФиш»

к Калининградской областной таможне

об оспаривании постановлений,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «МаксиФиш» (далее – заявитель, Общество, ООО «МаксиФиш») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Калининградской областной таможни (далее – ответчик, Таможня) от 14.12.2021 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях № 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021, от 16.12.2021 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях № 10012000-1780/2021, 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021 в соответствии с которыми Общество привлечено  к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. по каждому постановлению.

Решением суда от 22.03.2022 оспариваемые постановления Таможни от 14.12.2021 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях № 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021 признаны незаконными и отменены, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Таможня обратилась с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав правонарушения, а выводы суда первой инстанции о пропуске годичного срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, являются ошибочными.

В судебном заседании представитель Общества выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв,

Таможня извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

 Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.09.2021 ООО «МаксиФиш» в Таможенный орган предоставлены статистические формы №№ 10012000/230921/С307007, 10012000/230921/С307036, 10012000/230921/С307035, 10012000/230921/С307033, 10012000/230921/С307034, 10012000/230921/С306707, 10012000/230921/С307029, 10012000/230921/С307028, 10012000/230921/С307024, 10012000/230921/С307010, 10012000/230921/С307030, 10012000/230921/С307032, 10012000/230921/С307031 учета перемещения товаров по операциям, совершенным в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2020, феврале, июне 2021 между ООО «МаксиФиш» и ООО «Аква Пром» (Кыргызстан) по договорам от 27.02.2020 № 27/03/2020, от 05.05.2020 № 05/05/2020, от 08.04.2021 № 08/04/2021, № 15/01/2021.

За нарушение сроков представления статистической формы учета взаимной торговли Российской Федерации с государствами членами Евразийского экономического союза уполномоченным должностным лицом таможни составлены протоколы об административном правонарушении.

Постановлениями Таможни от 14.12.2021 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях № 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021, от 16.12.2021 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях № 10012000-1780/2021, 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.

Общество, не согласившись с вынесенными постановлениями, оспорило их в судебном порядке.

Суд первой инстанции, придя к выводу о пропуске годичного срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ в отношений постановлений от 14.12.2021 №№ 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021, признал их незаконными и отменил, в удовлетворении остальной части требований отказал.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).

Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

С учетом пункта 16 Правил непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7.13 КоАП РФ.

Судом первой инстанции установлено, что  ООО «МаксиФиш» в июле - декабре 2020, феврале, июне 2021 ввезло на территорию Российской Федерации с территории государства-члена Евразийского экономического союза товары во исполнение договоров с ООО «Аква Пром» (Кыргызстан).

Следовательно, статистические формы перемещения товаров должны были быть представлены в Калининградскую областную таможню не позднее 14.08.2020 по статформе № 10012000/230921/С307007, не позднее 14.09.2020 по статформам № 10012000/230921/С307036, № 10012000/230921/С307035, не позднее 14.10.2020  по статформам № 10012000/230921/С307033, № 10012000/230921/С307034, не позднее 16.11.2020 по статформе № 10012000/230921/С306707, не позднее 22.01.2021 по статформе № 10012000/230921/С307029, не позднее 15.03.2021 по статформам № 10012000/230921/С307028, № 10012000/230921/С307024, не позднее 14.07.2021 по статформе № 10012000/230921/С307010, не позднее 22.01.2021 по статформе № 10012000/230921/С307030, не позднее 14.12.2020 по статформам № 10012000/230921/С307032, № 10012000/230921/С307031.

Фактически статические формы представлены 23.09.2021, то есть с существенным нарушением предусмотренного законом срока, что заявителем не оспаривается.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, вопреки ошибочным выводам Таможни об исчислении срока привлечения к административной ответственности с момента размещения Обществом статформ на информационном ресурсе ФТС (23.09.2021), и принимая во внимание установленные для представления спорных статистических форм сроков - не позднее 14.08.2020, 14.09.2020, 14.10.2020, 16.11.2020 и 14.12.2020, невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Суд первой инстанции, делая выводы о пропуске срока привлечения к административной ответственности по делам № 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021  указал, что формы статистической отчетности должны были быть представлены в срок до 14.08.2020, 14.09.2020, 14.10.2020, 16.11.2020, 14.12.2020 (включительно), к административной ответственности заявитель мог быть привлечен соответственно в срок до 13.08.2021, 13.09.2021, 13.10.2021, 15.11.2021, 13.12.2021 (включительно), однако административные дела рассмотрены лишь 14.12.2021.

Проверяя законность постановлений таможни по делам об административных правонарушениях от 16.12.2021 №№ 10012000-1780/2021, 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021, суд признал их законными и обоснованными, в связи с чем в указанной части отказал Обществу в удовлетворении заявления.

Между тем, делая указанные выводы, судом первой инстанции допущены ошибки в номерах постановлений (как в мотивировочной части, так и в резолютивной).

Как следует из оспариваемых постановлений от 14.12.2021 №№ 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 №№ 10012000-1778/2021, 10012000-1779/2021, формы статистической отчетности должны были быть представлены в срок до 14.08.2020, 14.09.2020, 14.09.2020, 14.10.2020, 14.10.2020, 16.11.2020, 14.12.2020 соответственно.

К административной ответственности по указанным выше постановлениям заявитель мог быть привлечен в срок до 14.08.2021, 14.09.2021, 14.09.2021, 14.10.2021, 14.10.2021, 16.11.2021, 14.12.2021, 14.12.2021, однако административные дела №№ 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021 рассмотрены  лишь 14.12.2021, а дела №№ 10012000-1778/2021, 10012000-1779/2021 рассмотрены 16.12.2021.

При таких обстоятельствах указанные административные дела №№  10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1778/2021, 10012000-1779/2021 рассмотрены за переделами  предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока. В связи с чем постановления от 14.12.2021 №№ 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 №№ 10012000-1778/2021, 10012000-1779/2021 подлежат признанию незаконными и отмене.

Между тем, в соответствии с оспариваемыми постановлениями  от 16.12.2021 № 10012000-1780/2021, от 14.12.2021 №№ 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021 формы статистической отчетности должны были быть представлены в срок до 22.01.2021, 22.01.2021, 15.03.2021, 15.03.2021, 14.07.2021.

К административной ответственности по указанным выше постановлениям заявитель мог быть привлечен в срок до 22.01.2022, 22.01.2022, 15.03.2022, 15.03.2022, 14.07.2022, при этом административные дела №№ 10012000-1780/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021  рассмотрены  административным органом 14.12.2021 и 16.12.2021, то есть в пределах годичного срока привлечения к административной ответственности.

Следовательно, срок по указанным постановлениям Таможней не пропущен.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.

Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Протоколы об административном правонарушении составлены и постановления вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемых постановлений, судами двух инстанций не установлено.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

Размер административного штрафа по постановлениям №№ 10012000-1780/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021   проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких постановления №№ 10012000-1780/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021 являются законными и обоснованными.

С учетом незначительных ошибочных выводов суда первой инстанции решение суда подлежит изменению.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).

Судом апелляционной инстанции установлено, что Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.12.2018 как микропредприятие, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Исходя из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Обществом с учетом вышеприведенных положений подлежит уплате штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в размере 25 000 руб. (половина от 50 000 руб. (минимальный размер штрафа)) по каждому постановлению №№ 10012000-1780/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021; оснований для уплаты штрафа в большем размере апелляционный суд с учетом фактических обстоятельств дела, принципа соразмерности наказания допущенному нарушению не усматривает.

В остальной части оспариваемые постановления  №№ 10012000-1780/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021 исполнению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 22 марта 2022 года по делу №  А21-14141/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Признать незаконными и отменить постановления Калининградской областной таможни о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях от 14.12.2021 №№ 10012000-1769/2021, 10012000- 1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 №№ 10012000-1778/2021, 10012000-1779/2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МаксиФиш» к административной ответственности, предусмотренной  частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Постановления Калининградской областной таможни о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях от 16.12.2021 № 10012000-1780/2021, от 14.12.2021 №№ 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021  признать не подлежащими исполнению в части размера штрафа, превышающего 25 000 руб. по каждому.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

 А.Б. Семенова