ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10908/2015 от 07.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 июля 2015 года

Дело № А42-5041/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Цубановой К.А.

при участии в заседании: 

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-х лиц: 1) Демидова Е.Г. – по доверенности от 21.01.2015 №212/2/125; 2) не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-10908/2015 ) Администрации Муниципального образования сельское поселение Алагуртти Кандалакшского района на решение Арбитражного суда   Мурманской области от 08.04.2015 по делу № А42-5041/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое

по иску ОАО «Славянка» в лице филиала «Североморский»

к Администрации МО сельское поселение Алагуртти Кандалакшского района

3-и лица: 1) Министерство обороны РФ, 2) Совет депутатов МО сельское поселение Алакуртти

о признании незаконным бездействия

установил:

Открытое акционерное общество «Славянка» (место нахождения: 129110, г. Москва, пл.Суворовская, д.2, стр.3; ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219) в лице филиала «Североморский» (место нахождения: 183034, г.Мурманск, пр-д Михаила Ивченко, д.8; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района (место нахождения: 184060, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, с. Алакуртти, ул. Данилова, д.11; ИНН 5102050715, ОГРН 1065102000270; далее – Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда.

Определением суда от 13.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне заявителя собственник спорного государственного жилищного фонда – Министерство обороны Российской Федерации  и на стороне ответчика Совет депутатов сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района.

Решением суда от 08.04.2015 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, а также на нарушение судом норм материального права, просит решение суда от 01.08.2014 отменить. Податель жалобы считает правомерным бездействие Администрации в установлении Обществу размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда в многоквартирных домах, собственником которых принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами в виде управления управляющей организацией.

Администрация, Общество, Совет депутатов сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием к ее рассмотрению.

Представитель Министерства обороны возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве мотивам.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке в порядке в отсутствии представителей сторон.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО «Славянка» и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации по результатам закрытого конкурса заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России № 1-УЖФ от 02.08.2010, с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городов, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городов. В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление ОАО «Славянка», включены также многоквартирные дома, расположенные по адресу: городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, ул. Зеленый городок, дома №№ 14, 15, 16, 17, 18, 20 по улице Кузнецова, №№ 3, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22 по улице Содружества, №№ 21, 23, 25 по улице Набережная и №№ 1, 3 по улице Грязнова сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области.

Согласно пункту 4.1 Договора Общество обязуется осуществлять расчёты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Общество дважды 14.03.2014 и 16.04.2014 обращалось к Администрации с письмами №№ 1271 и 2612 об утверждении обоснованных тарифов, рассчитанных в соответствии с региональными стандартами, на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда (жилого фонда Министерства обороны), находящегося на территории муниципального образования, с приложением необходимых материалов по расчёту в отношении спорных многоквартирных жилых домов.

Поскольку Администрация до настоящего времени не приняла какого-либо решения по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, закреплённого за Министерством обороны, что, по мнению заявителя является бездействием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ (в редакции, Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, исходя из буквального толкования нормы, закрепленной в части 3 статьи 156 ЖК РФ следует, что к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы - Санкт-Петербурга относится установление размера платы:

- за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

- за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 19 государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела документов следует, что жилищный фонд, в котором находятся спорные жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить Общество, относится к государственному жилищному фонду. При этом, обязанность управляющей компании по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района возложена на Администрацию.

Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по принятию решения об утверждении размера платы за содержание и ремонт имущества, в том числе для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, возлагается на собственника помещений в многоквартирном доме по итогам общего собрания, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность органов местного самоуправления по установлению размера платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда прямо установлена частью 3 статьи 156 ЖК РФ.

Доводу ответчика об отсутствии необходимого пакета документов судом первой инстанции дана надлежащая оценка, поскольку по настоящему делу оспаривается именно бездействие Администрации,  выразившееся в оставлении без внимания и непринятии мер по рассмотрению заявления, а не отказ  по причине отсутствия необходимых документов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным, как несоответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, бездействие Администрации в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда (в данном случае жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации) и обязал Администрацию в порядке устранения допущенных нарушений прав Общества (часть 5 статьи 201 АПК РФ) в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района.

На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от  08.04.2015, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда Мурманской области следует оставить без изменения, а жалобу Администрации – без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 08.04.2015 по делу № А42-5041/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования сельское поселение Алагуртти Кандалакшского района – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          О. И. Есипова

Судьи

                  Л. В. Зотеева

                  В. М. Толкунов