ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 июня 2022 года | Дело № А42-489/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Н.С. Пиецкой
при участии:
от истца (заявителя): Не явился, извещен
от ответчика (должника): ФИО1 по доверенности от 24.12.2021 (участие онлайн)от 3-го лица: Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном онлайн заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-11188/2022 ) ООО "ТопРесурс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2022 по делу № А42-489/2022 (судья Суховерхова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ТопРесурс"
к МИФНС № 7 по Мурманской области
3-е лицо: ИФНС № 14 по г. Москве
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Топресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 18.08.2021 № 1147.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве (далее – ИФНС №14 по г. Москве).
Решением суда от 05.03.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество, третье лицо, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) № 5 за 3 квартал 2019 года, представленной обществом в налоговый орган 26.06.2021.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.07.2021 № 2134.
18.08.2021 Инспекцией по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки принято решение № 1147 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1840350 руб. Обществу доначислен НДС в сумме 4600876 руб. и пени в сумме 1134935,93 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 25.10.2021 № 278 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что при вынесении решения от 18.08.2021 № 1147 инспекцией допущены существенные нарушение процедуры, нарушен пункт 14 статьи 101 НК РФ, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
К числу налоговых проверок статьей 87 НК РФ отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности, как налогоплательщика, так и налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В силу пункта 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Статьей 100 НК РФ предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу пункта 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Абзацем два пункта 2 статьи 101 НК РФ установлено, что неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения результатов налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Камеральная проверка уточненной декларации по НДС № 5 за 2 квартал 2019 года проведена инспекцией в период с 26.06.2021 по 02.07.2021. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.07.2021.
Уведомлением от 25.06.2021 № 1638, направленным в адрес налогоплательщика по ТКС, общество приглашено в инспекцию 05.07.2021 в 16 час. 00 мин. для подписания и получения акта камеральной налоговой проверки.
Уведомление получено налогоплательщиком 05.07.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
В связи с неявкой представителя общества в инспекцию для получения акта проверки в назначенный день, акт от 05.07.2021 № 2134 и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 06.07.2021 № 2599, которым общество приглашено на рассмотрение материалов налоговых проверок на 17.08.2021, направлено в его адрес по ТКС и согласно квитанции о приеме получено заявителем 20.07.2021.
Одновременно указанные документы направлены инспекцией в адрес налогоплательщика по почте заказной корреспонденцией по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц и вручены налогоплательщику 16.07.2021.
Оценив представленные доказательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок, назначенного на 17.08.2021, и имело возможность участвовать в процессе их рассмотрения лично и (или) через своего представителя.
В назначенное время - 17.08.2021 в 16 час. 00 мин. для рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок в инспекцию налогоплательщик не явился, письменных возражений (пояснений, ходатайств) не представил. Рассмотрение акта от 05.07.2021 № 2134, других материалов налоговой проверки состоялось 17.08.2021 в отсутствие налогоплательщика, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 17.08.2021 № 2507.
Таким образом, налоговым органом нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки не допущено.
Доводы налогоплательщика об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принятия решения по результатам камеральной проверки 17.08.2021 в связи с неистечением срока на предоставление возражений на акт проверки, направленный налогоплательщику 12.07.2021 (1 месяц + 6 дней) правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Из указанной нормы следует, что налоговый орган может направлять акт любым доступным способом, обеспечивающим возможность его получения. Шестидневный срок, в течение которого акт считается полученным по почте, установлен для случаев, когда лицо уклоняется от получения акта проверки.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что акт направлен обществу по ТКС и почтой.
При этом согласно информации с сайта Почты России, заказное письмо с актом и извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки было получено адресатом 16.07.2021.
С учетом положений пункта 6 статьи 100 НК РФ об определении начала течения срока на представление возражений днем получения акта налоговой проверки, срок на представление возражений начинает течь с даты вручения акта налогоплательщику.
Следовательно, при наличии доказательств вручения акта налогоплательщику ранее истечения 6-дневного срока, указанного в пункте 5 статьи 100 НК РФ, срок на представление возражений начинает течь на следующий день после даты вручения акта, то есть в данном случае с 17.07.2021.
Довод заявителя о том, что в связи с отправкой акта в адрес налогоплательщика по ТКС 12.07.2021 и получением его 20.07.2021, у налогового органа не имелось оснований для дополнительного направления акта 12.07.2021 в адрес общества заказной почтовой корреспонденцией, правомерно отклонен судом, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит обязательные требования к способу направления акта, при условии его фактического получения. Существенным в этом случае признается сам факт получения налогоплательщиком акта камеральной проверки, а не порядок направления, вручения соответствующего акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, десятидневный срок на вынесение решения по проверке начинает течь на следующий день после истечения срока на представление возражений. В рассматриваемом случае последний день для представления возражений - 17.08.2021. Решение о привлечении к налоговой ответственности № 1147 вынесено 18.08.2021, то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 1 статьи 101 НК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил, что инспекцией соблюдены требования, установленные статьей 101 НК РФ, и не допущено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения, в связи с чем, отсутствуют установленные пунктом 14 статьи 101 НК РФ основания для отмены оспариваемого решения.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2022 по делу N А42-489/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Горбачева | |
Судьи | Л.П. Загараева М.Л. Згурская |