ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-11539/2022 от 02.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2022 года

Дело № А21-14128/2021

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу АП-11539/2022 ) муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда Калининградской морской лицей на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 05.04.2022 по делу № А21-14128/2021 , принятое

по иску государственного предприятия  Калининградской области «Единая система обращения с отходами»

к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению города Калининграда Калининградской морской лицей

о взыскании,

установил:

государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...> д.2-4, пом. литер ХI; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда Калининградский морской лицей (ОГРН <***>,
ИНН <***>; <...>;
далее – Учреждение) 101 517 руб. 26 коп. задолженности за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, 16 783 руб. 10 коп. пени за нарушение сроков оплаты.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 05.04.2022 исковые требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с решением суда от 05.04.2022, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части взыскания задолженности за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 в размере 101 517 руб. 26 коп., ссылаясь на то, что счета-фактуры, акты об оказании услуг ответчику не направлялись. Податель жалобы указывает на то, что факт оплаты ответчиком эксплуатационно-хозяйственных услуг арендодателю за период с 01.05.2018 по 30.04.2021 подтверждается актами об оказании услуг, подписанными сторонами.

В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.

На основании поданной 05.04.2021 Учреждением заявки №271 и приложенных к ней документов подготовлен договор № 220116018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – договор).

Договор подписан ответчиком с учетом протокола разногласий, в котором дата заключения договора и дата начала оказания услуг в редакции потребителя –  01.04.2021. Данный протокол разногласий региональным оператором не подписан.

Истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако оплата услуг за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 ответчиком не произведена, в результате чего образовалась задолженность в размере                  101 517 руб. 26 коп.

Поскольку задолженность за оказанные услуги ответчиком не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.

В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Истец действует на основании лицензии N (39)-4360-СТУРБ от 08.09.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и истцом 20.06.2018.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156
(далее – Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Пунктом 8(11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.

В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами (далее – ТКО) являются обязательными для сторон.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Пунктом 8(4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила N 1156).

Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.

При этом возможностью отказаться от заключения договора с региональным оператором имеют те юридические лица, которые обладают правом собственности или иным законным основанием на объекты размещения отходов, расположенные в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Предприятие направляло Обществу проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако данный договор ответчик подписал с учетом протокола разногласий. Данный протокол разногласий региональным оператором не подписан.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8(5) Правил N 1156).

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанный договор считается заключенным на условиях типового договора. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.

Вопреки позиции ответчика независимо от даты заключения (подписания) договора между собственником ТКО и региональным оператором, датой начала оказания услуг регионального оператора будет являться дата начала деятельности оператора в соответствующем муниципальном районе.

С 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием, образующихся у пользователей, находящихся на территории Калининградской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с ТКО. Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги с указанной даты.

Доказательства того, что в исковой период (01.01.2019 по 30.04.2021) ответчику услуги по вывозу ТКО оказывал не истец, а иные лица, отсутствуют.

В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО, необоснованны доводы ответчика о том, что он не пользовался услугами истца.

В соответствии с пунктом 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.

Методика расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по заявленному истцом объекту выглядит следующим образом: норматив накопления (0,25 м3/год для категории объекта «Школы»)* расчетная единица (1 учащийся)* тариф (руб.) / 12 месяцев = начисления в месяц (руб.).

В качестве расчетной единицы по заявленным объектам потребителя установлено - количество учащихся (350).

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки ответчика на договор           № 220100559, заключенный истцом с ФГБУО ВО «Калининградский государственный технический университет», поскольку в данном договоре при расчете объемов образующихся ТКО учтены учащиеся указанного образовательного учреждения, при этом учащиеся ответчика в договоре № 220100559 не приняты в расчете.

Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 № 218.

В силу пункта 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана означенная услуга. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.

Счета, счета-фактуры, платежные документы направлялись ответчику в соответствии с условиями пункта 9 договора.

Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора).

В обоснование факта оказания услуг Предприятие представило в материалы дела выставленные счета-фактуры на оплату услуг за заявленный период.

Вопреки доводам жалобы, акты об оказании услуг подписаны со стороны ответчика, скреплены печатью организации.

Пунктами 18 и 22 договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Доказательств того, что предъявленные к оплате услуги истцом фактически не оказаны либо оказаны иным лицом, Обществом не представлено. Общество в порядке, установленном пунктами 18 и 22 договора, не заявляло о выявленных нарушениях в работе регионального оператора.

Расчет объемов ТКО по нормативам не предусматривает направление от потребителя заявок на вывоз отходов и учет фактически вывезенных отходов, и последующее составление актов о количестве ТКО, поскольку накопление ТКО осуществляется потребителем на общедоступные площадки.

При изложенных обстоятельствах исковые требования о взыскании задолженности за оказанные услуги документально подтверждены и являются правомерными.

В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В связи с отсутствием оплаты оказанных услуг Предприятием начислены и предъявлены ко взысканию пени в соответствии с пунктом 24 договора за период с 10.05.2021 по 27.12.2021 в размере 16 783 руб. 10 коп.

Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.

Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Калининградской области от 05.04.2022 по делу №  А21-14128/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.   

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

А.Ю. Слоневская