ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-11734/2022 от 01.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 июня 2022 года

Дело № А56-35231/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Загараевой Л.П.,

судей  Будылевой М.В., Горбачевой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания Короткевич В.И.,

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен,

от ответчика: 1) Гришакова А.И. по доверенности от 16.02.2022,

2) Шаркова Ю.А. по доверенности от 24.06.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-11734/2022 )  АО «Ленстройтрест» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2021 по делу № А56-35231/2021, принятое

по заявлению АО «Ленстройтрест»

к 1. Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу;

2. Управлению Федеральной Налоговой Службы России по Санкт-Петербургу

о признании незаконным решения,

установил:

Акционерное общество «Ленстройтрест» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС №10 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция, налоговый орган) от 19.01.2021 №13-05/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 25.12.2021 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов  суда  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить  заявленные требования.

В судебном заседании  представители инспекции и Управления с апелляционной жалобой не согласились, просили  решение суда первой инстанции  оставить без изменения.

Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой  инстанции  проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществом 28.07.2020 по ТКС представлена декларация о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 2 квартал 2020 года (номер корректировки 1), в которой заявлена ставка 99,99 процентов, основываясь на Конвенции между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее - Конвенция) по выплатам процентного дохода в адрес LGTBankAG, ZweigniederlassungOsterreich (Австрия).

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного 28.07.2020 по ТКС АО «Ленстройтрест» налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (номер корректировки 1) за 6 месяцев 2020 года.

По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 12.11.2020 №13- 05/3511 и вынесено решение от 19.01.2021 №13-05/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно решению на основании п. 4 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), п. 2 ст. 287 НК РФ, п. 5 ст. 309 НК РФ, п. 3 ст. 310 НК РФ, п. 1 ст. 312 НК РФ Обществу начислен налог с доходов, выплаченных иностранным организациям, в размере 553 579 руб., Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 110 715,80 руб.

Общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС по Санкт-Петербургу. Управлением принято решение от 25.03.2021 № 16-19/18959® об оставлении жалобы без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции не соответствует требованиям налогового законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса. Налог в этом случае согласно подпункту 1.1 статьи 309, пункту 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации взимается посредством удержания его налоговым агентом - российской организацией, выплачивающей доход.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размере: 20 процентов со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи; 10 процентов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок (пункт 2 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены виды доходов, подлежащие обложению у источника выплат в соответствии с пунктом 1.1. настоящей статьи, а именно: дивиденды, процентный доход, роялти и другие аналогичные выплаты, не связанные с ведением иностранной организацией деятельности в Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует вопрос налогообложения других выплат - доходов, полученных иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса. В соответствии с данной нормой такие доходы не подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, критериями наличия (отсутствия) у налогового агента обязанности по удержанию (неудержанию) налога на прибыль при выплате им дохода иностранной организации является вид дохода, место его получения и осуществление (неосуществление) иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации с образованием (без образования) постоянного представительства.

Как следует из материалов дела, Общество  заключило Договор о предоставлении займа с обеспечением для юридических лиц с LGTBankAG от 26.04.2019 с компанией LGTBankAG, ZweigniederlassungOsterreich (филиал LGTBankAG в Австрии) о предоставлении кредитной линии, ограниченной максимальной суммой в размере 17 500 000 евро; процентная ставка рассчитывается на основе опубликованной межбанковской ставки EURIBOR/LIBOR за три месяца, во второй банковский рабочий день, предшествующий дате первого платежа в первом процентном периоде, и опубликованной ставке EURIBOR/LIBOR за три месяца со второго до последнего банковского рабочего дня, предыдущего процентного периода плюс надбавка в 3,00 % в год за последующие периоды.

Согласно данным налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, организация осуществляла выплаты процентного дохода в адрес LGTBankAG, ZweigniederlassungOsterreich: 03.04.2020 на сумму 2916.67 евро, 09.04.2020 на сумму 2500.00 евро, 24.04.2020 на сумму 6250.00 евро, 15.05.2020 на сумму 8750.00 евро, 29.05.2020 на сумму 5833.33 евро, 05.06.2020 на сумму 2916.67 евро, 12.06.2020 на сумму 2916.67 евро, 19.06.2020 года на сумму 2916.67 евро.

Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310, в валюте выплаты дохода.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 310 Кодекса исключение сделано в отношении выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, установленного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

На основании изложенного, международными договорами Российской Федерации может быть предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации в отношении отдельных видов дохода.

Нормы соглашений об избежании двойного налогообложения не устанавливают прямые обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов по уплате налогов (такое установление происходит в нормах национальных законодательств), а лишь предусматривают льготы в виде освобождения от налога, либо в виде пониженной ставки налога отдельных видов доходов.

В силу пункта 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом этого иностранного государства.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 312 Кодекса при представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в абзаце первом пункта 1 данной статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Таким образом, пунктом 1 статьи 312 Кодекса установлено, что на момент выплаты дохода для освобождения от удержания налога у источника выплаты дохода или удержания налога у источника выплаты дохода по пониженным ставкам организация должна иметь подтверждение постоянного местонахождения в соответствующем государстве.

Обществом для подтверждения освобождения выплат от налогообложения на территории Российской Федерации представило выписку из территориального реестра юридических лиц, подписанную Судом по торговым делам г. Вена, который, подтверждает факт постоянного местонахождения LGTBankAG, ZweigniederlassungOsterreich (филиал LGTBankAG в Австрии) на территории Австрии.

 Ссылаясь на то обстоятельство, что контрагент заявителя является иностранной организацией, расположенной в Австрии, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, правоотношения с которой в части налогообложения регулируются соглашением «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 (далее - Соглашение),  общество применило  ставку в размере 99,99 процентов.

В ходе  проверки  инспекцией установлено, что юридическое лицо LGTBankAG (ЛГТ Банк АГ, филиалом которого является  контрагент Общества), зарегистрировано в Княжестве Лихтенштейн № OR 1122356-7. Из общедоступной информации в сети Интернет следует, что LGT — банк княжества Лихтенштейн, которым владеет княжеская семья Лихтенштейн, место резиденства банка определяется согласно общедоступной информации по месту учреждения юридического лица. Таким образом, местом постоянного резиденства юридического лица LGTBankAG является Княжество Лихтенштейн. В связи с тем, что Соглашение об избежание двойного налогообложения между Российской Федерацией и Княжеством Лихтенштейн не подписано и не ратифицировано, освобождение от налогообложения выплат не может быть применено.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики 13.04.2000 заключено соглашение  «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Согласно подпункту «h» пункта 1 статьи 3 Соглашения термин «компетентный орган» означает: применительно к Австрии - Федерального министра финансов или его уполномоченного представителя; применительно к Российской Федерации - Министерство финансов или его уполномоченного представителя.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Соглашения проценты, возникающие в России и выплачиваемые резиденту Австрии, могут облагаться налогом только в Австрии, если этот резидент фактически обладает правом собственности на проценты.

Поскольку  в соответствии  с требованиями ст. 310, 312 Соглашения от 13.04.2000  Обществом в налоговый орган не представлено подтверждение того, что филиал LGTBankAG имеет постоянное местонахождение в Австрии, заверенное компетентным органом, в рассматриваемом случае Федеральным министром финансов Австрии, правовые основания для применения рассматриваемого освобождения от налогообложения  отсутствуют.

Несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 310 Кодекса, обязывает налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.

Материалами дела также установлено, что 03.02.2021  Обществом получено подтверждение, выданное Федеральным министерством Финансов Налогово-финансовым ведомством Австрии о том, что компания «ЛГТ Барж АГ», австрийский филиал, действующая в Австрии в качестве филиала компании «ЛГТ Банк АГ», зарегистрированной в Лихтенштейне, зарегистрирована в вышеуказанном налогово-финансовом ведомстве Австрии под ИНН 213/4691 и уплачивает в Австрии налог с оборота и ограниченный налог на прибыль предприятий.

Данный документы выдан компетентным органом и является подтверждением того, что Контрагент (иностранная организация) имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), в рассматриваемом случае  Австрия.

Вместе с тем, данные документы  получены  налоговым агентом после  окончания камеральной проверки и после принятия  инспекцией оспариваемого решения, в связи с чем  не могут быть приняты в качестве доказательства недействительности ненормативного акта налогового органа.

При последующем  предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, согласно пункту 2 статьи 312 Кодекса производится возврат ранее удержанного налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов, а также иные перечисленные в пункте 2 статьи 312 Кодекса документы представляются в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в валюте Российской Федерации после подачи заявления и иных документов, предусмотренных в настоящем пункте, в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Статьей 78 Кодекса устанавливается общий порядок возврата излишне уплаченного налога. На основании пунктов 2 и 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, представляемому в налоговый орган по месту своего учета в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.

Суд апелляционной инстанции учитывает позицию Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9999/10 о том, что несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 310 Кодекса, обязывает налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет. В этом случае согласно пункту 2 статьи 312 Кодекса при последующем подтверждении местонахождения иностранного юридического лица производится возврат ранее удержанного налога.

Таким образом, получение Обществом документов компетентного органа, подтверждающих местонахождения иностранного юридического лица, предоставляет налоговому агенту право  на возврат  доначисленных (уплаченных, удержанных) налогов в порядке, предусмотренном ст. 78, 312 НК РФ, но не является основанием для  признания решения  инспекции недействительным.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ определено, что в случае выплаты доходов по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.  Согласно пункта 3 статьи 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 настоящего Кодекса. При этом в случае выплаты доходов по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

В силу указанных положений, в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждения факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

По смыслу указанных норм они имеют прямое отношение только к самому иностранному банку, то есть к его головному офису, ограничивая тем самым автоматическое применение нормы к филиалам иностранных банков.

Возможность применения конкретного международного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения определяется исходя из определения резидентства лица, являющегося фактическим обладателем прав на полученный доход. Резидентство (постоянное местопребывание) в иностранных государствах определяется в соответствии с национальным законодательством каждого конкретного государства, основывающегося на различных критериях.

Эта позиция также подтверждается в комментариях к статье 4 «Резидент» Модели Конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал. В данной статье указано, что Соглашения об избежании двойного налогообложения не затрагивают вопроса установления положений национального законодательства, в соответствии с которыми лицо рассматривается как налоговый резидент и, соответственно, подлежит налогообложению в полной мере в этом государстве. Соглашения не устанавливают стандарты, которым должны отвечать положения национального законодательства для определения понятия налогового резидентства. В связи с этим государства полностью основываются на своем внутреннем законодательстве.

Таким образом, при выплате доходов филиалам иностранных банков необходимо располагать документом, выданным компетентным органом государства, в котором расположен филиал иностранного банка, на предмет подтверждения или неподтверждения налогового резидентства филиала в смысле применения норм межправительственного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения.

Если компетентный орган государства местонахождения филиала иностранного банка подтвердит налоговое резидентство филиала, то при выплате такому филиалу доходов, признаваемых доходами от источников в Российской Федерации, следует применять положения международного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством, налоговым резидентом которого является филиал иностранного банка.

Указанная  позиция изложена в письме  Министерства финансов Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 03-08-13/49428.

Поскольку  в рассматриваемом случае Обществом осуществлялась выплата  дохода Австрийскому филиалу LGTBankAG, зарегистрированного в Лихтенштейне,  предоставление подтверждения местонахождения контрагента, выданного компетентным органом, является обязательным.

Суд первой инстанции  полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции  апелляционным судом не установлено.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 25 декабря 2021 года по делу №  А56-35231/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

М.В. Будылева

 О.В. Горбачева