ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
23 июля 2019 года | Дело № А56-20247/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 29.04.2019
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 17.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12057/2019 ) ГАТИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2019 по делу № А56-20247/2019 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ОАО "Коломяжское"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество «Коломяжское» (ОГРН: <***>, адрес: 197374, Санкт-Петербург, аллея Липовая, д. 10, лит. А, корп. 1; далее – заявитель, Общество, ОАО "Коломяжское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (ОГРН <***>, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 15.02.2019 № 1085 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 23.01.2019 № 95058, которым заявитель привлечен к административной ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 120 000 руб.
Решением от 15.04.2019 суд первой инстанции постановление ГАТИ от 15.02.2019 № 1085 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 23.01.2019 № 95058 признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда, ГАТИ обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии состава вмененного Обществу административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, специалистом ГАТИ 17.01.2019 выявлено, что Общество совершило по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хошимина, пр. Энгельса, (от пр. Просвещения до ул. Асафьева) правонарушение, выразившееся в нарушении требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе, неосуществлении мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно:
не произведена уборка бордюрных камней от снега и наледи, не произведена уборка лотковой зоны, не произведена расчистка крышек люков.
Обществу вменено нарушение требований пунктов 1.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14.1, 4.14.2, 4.14.3 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (далее – Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга).
Постановлением от 15.02.2019 № 1085 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 23.01.2019 № 95058 заявитель привлечен к административно ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона № 273-70, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 120 000 руб.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление ГАТИ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Пунктом 5 статьи 20 Закона 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи.
Согласно пункту 1.1 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В силу пунктов 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14.1, 4.14.2, 4.14.3 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга:
- целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи;
- устранение гололеда и скользкости производится путем обработки территории противогололедными материалами;
- удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения или утилизации в специально оборудованных местах;
- снегоочистка начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м;
- сдвижка снега с дорожек, аллей и тротуаров без усовершенствованного покрытия начинается после образования слоя уплотненного снега толщиной не менее 0,03 м;
- после формирования снежного вала немедленно производится раздвижка снежных валов;
- погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега;
- вывоз снега производится на снегоприемные пункты, снегоплавильные камеры, места временного складирования снега, передвижные снегоплавильные установки;
- при уборке тротуаров, внутриквартальных территорий производится ручная уборка недоступных для механизмов мест;
- очистку верха бордюрного камня и усовершенствованного покрытия от него в сторону снежного вала на расстоянии не менее 0,5 м;
- очистку лотковой зоны и бордюрного камня от ледяных образований после прохождения снегопогрузчика и формирование снега в кучи;
- расчистку крышек люков и амбразур патрубков дождевой канализации, а также раздвижку снежных валов в местах размещения амбразур для обеспечения постоянного отвода талых вод при наступлении оттепели.
В пункте 1.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, прямо указано, что данные Правила не распространяются на отношения в сфере осуществления дорожной деятельности. При этом под дорогой данными Правилами понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, не являющаяся автомобильной дорогой или ее частью.
Как правомерно указал суд первой инстанции, пункт 5 статьи 20 Закона № 273-70 устанавливает ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, а не улично-дорожной сети.
Кроме того, в соответствии с государственным контрактом Санкт-Петербурга № 17/19 от 29.12.2018, Общество выполняет работы по содержанию дорог Выборгского района Санкт-Петербурга, включенных в Перечни автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге» (Постановление № 300), в 2019 году.
Указанное Постановление № 300 не оспорено в установленном законом порядке, не признано не действующим, соответственно, дороги, перечисленные в вышеназванном постановлении и переданные для обслуживания по адресным программам, относятся к улично-дорожной сети, а не к элементам благоустройства.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ул. Хошимина и пр-кт Энгельса относятся к автомобильным дорогам общего пользования, что подтверждается Постановлением № 300, государственным контрактом № 17/19 и Адресными программами, являющимися приложением к государственному контракту, данными региональной геоинформационной системы Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга.
Более того, Инспекция в протоколе осмотра от 23.01.2019 также прямо указала на то, что спорная территория относится к улично-дорожной сети.
Улично-дорожная сеть (автомобильные дороги) не является объектом или элементом благоустройства по смыслу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 года № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (Приложение № 2).
Как правомерно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае деятельность ОАО «Коломяжское» по содержанию автомобильных дорог Выборгского района регулируется государственным контрактом № 17/19 от 29.12.2018, заключенным с Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017) и Технологическим регламентом производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденным Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2018 № 131-р, и иными законодательными актами, регулирующими дорожную деятельность.
Указанным технологическим регламентом, в том числе определен порядок уборки крышек люков колодцев в обноске бортового камня.
Таким образом, при вынесении Постановления ГАТИ от 15.02.2019 № 1085 применены нормы законодательства, действие которых не распространяется на отношения в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Ссылки на нормы законодательства, регулирующие отношения в указанной сфере, и подтверждение факта нарушения этих норм в Постановлении ГАТИ от 15.02.2019 № 1085 отсутствуют.
В связи с этим невозможно установить нарушение требований пункта 5 статьи 20 Закона № 273-70.
Кроме того, в силу пункта 1.2 Положения о государственной административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223, Инспекция проводит государственную политику в сфере регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях в области благоустройства в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3.24 названного Постановления, в случаях, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга, рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, должностных лиц, предпринимателей без образования юридического лица, устанавливать перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 № 1091 утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге (далее – Порядок). Порядок устанавливает правила организации и осуществления ГАТИ регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, ГАТИ не уполномочено контролировать выполнение ОАО «Коломяжское» требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в зимний период, установленных ГОСТ Р 50597-2017.
Учитывая изложенное, постановление ГАТИ от 15.02.2019 № 1085 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 23.01.2019 № 95058, предусмотренным пунктом 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" вынесено с превышением предоставленных данному органу государственного контроля полномочий, следовательно, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 апреля 2019 года по делу № А56-20247/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Н.И. Протас О.В. Фуркало |