ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 июля 2015 года | Дело № А56-58303/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца: представитель ФИО2 (по доверенности от 22.06.2015),
от ответчика: представитель ФИО3 (по доверенности от 08.12.2014),
от 3-х лиц: представители не явились, уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12144/2015 ) Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район "Ленинградской области"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2015 по делу № А56-58303/2014 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по иску ЗАО "Арсенал-1"
к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район "Ленинградской области"
3-и лица: 1) Администрация муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
об обязании принять в муниципальную собственность,
установил:
Закрытое акционерное общество «Арсенал-1» (адрес: Россия 188661, дер. Новое Девяткино, Ленинградская обл., ул. Арсенальная д. 6, пом. 4; Россия 191011, Санкт-Петербург, ул. Итальянская д. 2, оф. 300, ОГРН: <***>) (далее – Общество, Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (адрес: Россия 188640, г. Всеволожск, Ленинградская обл., Колтушское шоссе д. 138) (далее - Администрация района, Ответчик) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, об обязании принять в муниципальную собственность объект недвижимости - мостовой переход через реку Охта с кадастровым № 47:07:0000000:42136, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, МО «Новодевяткинское сельское поселение», дер. Новое Девяткино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация Новодевяткинского сельского поселения), администрация муниципального образования «Муринское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация Муринского сельского поселения), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра).
Решением арбитражного суда от 07.04.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с названным решением, Администрация района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила состоявшийся судебный акт отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что мостовой переход относится к имуществу, предназначенному для обслуживания автомобильных дорог, в связи с чем должен находится в собственности поселений, к вопросам местного значения которых относится дорожная деятельность.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель Истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сообщило о смене наименования юридического лица – акционерное общество «Арсенал-1».
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.
28.08.2009 между Обществом и Администрацией Новодевяткинского сельского поселения (заказчик), Муниципальным учреждением «Агентство по развитию и обслуживанию территории» муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» заключен муниципальный контракт № 39 от 28.08.2009 на выполнение работ по строительству автомобильной дороги (улично-дорожной сети) жилого квартала «Девяткино» на территории указанного муниципального образования (л.д. 182, т. 1).
Между Обществом и Администрацией Новодевяткинского сельского поселения заключен муниципальный контракт № 07 от 28.06.2010 на выполнение работ по строительству автомобильной дороги (улично-дорожной сети) жилого квартала «Девяткино» на территории указанного муниципального образования (л.д. 159, т. 1).
Как было установлено судом первой инстанции, в целях обеспечения дорожной деятельности между поселениями и развития улично-дорожной сети между Администрацией Новодевяткинского сельского поселения и Администрацией Муринского сельского поселения было заключено соглашение № 04 от 14.05.2010 о сотрудничестве, предметом которого является взаимодействие сторон на паритетных и взаимовыгодных условиях для решения вопроса местного значения поселения - обеспечения строительства и реконструкции автомобильной дороги в границах населенных пунктов муниципальных образований, проходящей от жилого квартала «Девяткино» деревни Новое Девяткино до станции метро Девяткино, находящейся на территории поселка Мурино.
07.09.2010 Администрация Новодевяткинского сельского поселения выдала Обществу разрешение на строительство мостового перехода через р. Охта.
Во исполнение обязательств из заключенного между Администрацией Новодевяткинского сельского поселения и Обществом соглашения о сотрудничестве № 10 от 28.12.2010 Общество заключило с ООО «БалтМостСтрой» (подрядчик) договор от 08.10.2010 № П-03/08, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по строительству моста через реку Охта в районе пос. Девяткино.
Распоряжением заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора № 68 от 15.02.2012 утверждено заключение № 13 от 16.02.2012 о соответствии объекта капитального строительства - мостового перехода - требованиям проектной документации, технических регламентов, строительным нормам и правилам, государственным стандартам. 16.03.2012 Обществу выдано разрешение № RU47504308-23 на ввод мостового перехода через р. Охта в эксплуатацию. На мостовой переход изготовлен технический план от 04.09.2013 и выдан кадастровый паспорт № 47/201/13-372026 от 11.11.2013.
На основании составленного Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области акта проверки № 80-ФН/2013 от 04.09.2013 постановлением Администрации района № 192/01-04 от 11.10.2013 разрешение на ввод мостового перехода было отменено.
12.03.2012 Общество обратилось в Администрацию района с заявлением исх. № 66 о предоставлении двух земельных участков по месту расположения опор моста - площадью 569,14 кв.м. на территории МО «Новодевяткинское сельское поселение» и площадью 257, 33 кв. м. на территории МО «Муринское сельское поселение» - в целях эксплуатации объекта капитального строительства «Мостовой переход через реку Охта в д. Новое Девяткино» для дальнейшей передачи построенного объекта в собственность субъекта Ленинградской области.
Кроме того, с аналогичными заявлениями в Администрацию района обратились Глава Администрации Муринского сельского поселения и Глава Администрации Новодевяткинского сельского поселения.
Решением межведомственной земельной комиссии муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 16 от 30.04.2013, утвержденным постановлением Администрации района № 1339 от 08.05.2013, Обществу было отказано в предоставлении указанных земельных участков со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Как усматривается из материалов дела, после утверждения в установленном порядке схемы земельного участка площадью 569 кв.м. на территории муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» и схемы земельного участка площадью 257 кв.м. на территории муниципального образования «Муринское сельское поселение» Обществом было выполнено межевание границ участков и произведена постановка их на государственный кадастровый учет во Всеволожском отделе Управления Росреестра.
Однако, решением межведомственной земельной комиссии муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 06 от 19.02.2014, утвержденным постановлением Администрации района № 483 от 28.02.2014, Обществу было вновь отказано в предоставлении указанных земельных участков в аренду в связи с отсутствием правовых оснований.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Общество указало на то, что спорный объект капитального строительства подлежит передаче в муниципальную собственность Администрации района, однако последняя от его приемки уклоняется, что послужило основанием для заявления обществом соответствующих требований в судебном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из положений статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ), в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как было установлено судом первой инстанции, на территории обоих муниципальных образований «Муринское сельское поселение» и «Новодевяткинское сельское поселение» отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке Правила землепользовании застройки на всю территорию каждого из указанных муниципальных образований с приложением карты градостроительного зонирования, градостроительных регламентов всей территории образования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется, в том числе на земельные участки, в границах территорий общего пользования, под которыми следует принимать территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом названных правовых норм и фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действие градостроительного регламента, Правил землепользования и застройки не распространяется на земельные участки, на которых осуществлена постройка спорного моста (участки под опорами моста), в связи с чем в силу положений пункта 2 статьи 3.3. Закона № 137-ФЗ распоряжение указанными земельными участками осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
При этом на основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд указал, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления полномочий в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (вопросы местного значения).
При разрешении вопроса о функциональном использовании объекта капитального строительства суд первой инстанции принял во внимание имеющееся в материалах дела письмо вице-губернатора Ленинградской области № вб-546/14-0-1 от 04.12.2014, в соответствии с которым спорный мостовой переход имеет важное социальное значение для транспортного обслуживания жителей Новодевяткинского и других поселений Всеволожского района, а также выводы заключения Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Государственный экспертный институт регионального законодательства» № 02-02/54 от 19.03.2015, согласно которым мостовой переход как объект, предназначенный для организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, подлежит передаче в муниципальную собственность муниципального района, а в данном случае - муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
Установив, что на момент строительства автомобильной дороги в местах ее примыкания к реке Охта отсутствовал автомобильный мостовой переход, который впоследствии был возведен Обществом в рамках реализации достигнутого с Администрацией Новодевяткинского сельского поселения соглашения о сотрудничестве № 10 от 28.12.2010 для решения вопроса местного значения поселений и муниципального района в целом по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, в настоящее время мост безвозмездно эксплуатируется автомобилистами и пешеходами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что мостовой переход используется исключительно для транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, в связи с чем подлежит передаче в муниципальную собственность, поскольку является неотъемлемой частью автомобильной дороги районного значения, обеспечивающей транспортное сообщение между различными населенными пунктами различных поселений Всеволожского муниципального района.
Правильно применив положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовую позицию, изложенную в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд первой инстанции правомерно посчитал возможным передать спорный объект в муниципальную собственность, установив, что единственным признаком самовольной постройки является отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которого Общество предпринимало меры.
Поскольку заключением судебной экспертизы № 276/16 от 09.02.2015 подтверждено, что возведение мостового перехода отвечает требованиям градостроительных норм, требованиям строительных норм и правил в области планирования территорий, а сохранение мостового перехода не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, апелляционный суд полагает заявленные Обществом требования удовлетворенными обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы Администрации района не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Я.В. Барканова | |
Судьи | Е.В. Жиляева И.А. Тимухина |