ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-1215/10 от 25.02.2010 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 марта 2010 года

Дело №А21-7905/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Желтянникова В.И.

судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1215/2010) Администрация ГО "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2008 по делу № А21-7905/2009, принятое

по иску ФГУ "Калининградская КЭЧ района" МО РФ, Военный прокурор Балтийского флота

к Администрации Городского Округа "Город Калининград", Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград", Территориальное управление Роснедвижимости по Калининградской области

3-е лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калининградской области, МУП "Городской центр геодезии", ООО "Стройкомплектсервис"

о признании недействительным ненормативного правового акта

при участии:

от истца: ФИО2 (дов. №273 от 24.02.2010), ФИО3 (дов. №707/4 от 16.02.2010

от ответчика: ФИО4 (дов. №863/ж от 21.05.2009), ФИО5 (дов. №70-11-120/11 от 14.01.2010, не явился (извещен)

от 3-го лица: ООО «Стройкомплектсервис» - ФИО6 паспорт <...> , остальные – не явились (извещены)

установил  :

Федеральное государственное учреждение «Калининградская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее - КЭЧ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просило:

признать незаконными действия Администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Администрация) в лице Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Комитет), выразившиеся в согласовании и утверждении проекта территориального землеустройства земельного участка «под ландшафтный парк» с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111;

обязать Администрацию в лице Комитета утвердить схему границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:130818:106 площадью 2,24 га на кадастровой карте территории;

признать недействительным распоряжение Комитета №380 от 28 февраля 2007 года об утверждении проекта границ единого землепользования по ул. Д. Бедного - ФИО7 в Ленинградском районе с разрешенным использованием - под ландшафтный парк;

признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Калининградской области, выразившиеся в согласовании и утверждении землеустроительного дела по земельному участку единого землепользования «под ландшафтный парк» по ул. Д. Бедного - ФИО7, а так же во внесении записи по земельному участку с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111 в государственный земельный кадастр;

признать недействительным кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111;

обязать Управление Роснедвижимости по Калининградской области исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111 из Государственного реестра земель.

Определением суда от 26.08.2009 Военная Прокуратура Балтийского флота в интересах Министерства обороны Российской Федерации привлечена к участию в деле на стороне заявителя в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 29.10.2009 Комитет привлечен для участия в деле в качестве соответчика.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2009 исковые требования удовлетворены частично: признаны незаконными действия Администрации городского округ «Город Калининград», Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград) выразившиеся в согласовании и утверждении проекта территориального землеустройства земельного участка «под ландшафтный парк» с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111; признано недействительным распоряжение Комитета муниципальной имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» от 28.02.2007 №380; признаны незаконными действия Управления Роснедвижимости по Калининградской области, выразившиеся в согласовании и утверждении землеустроительного дела по земельному участку единого землепользования «под ландшафтный парк» по ул. Д. Бедного-ФИО7, внесении записи по земельному участку с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111 в государственный земельный кадастр; признано недействительным кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111, суд обязал Управление Роснедвижимости по Калининградской области исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111 из Государственного реестра земель. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация считает, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права и просит решение отменить, в иске оказать.

КЭЧ, Военная Прокуратура Балтийского флота и ООО «Стройкомплектсервис» возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калининградской области и МУП "Городской центр геодезии" надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, дело рассмотрено в порядке статьи 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что решением исполкома Калининградского городского Совета народных депутатов от 15.09.1953 №422 КЭЧ Гурьевского района был предоставлен земельный участок площадью 2,24 га в постоянное (бессрочное) пользование под размещение военного городка № 8а по адресу: <...>.

В январе 1993 года Калининградским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевской КЭЧ района выдано свидетельство №345 о праве бессрочного (постоянного пользования) земельным участком площадью 2,24 га.

Согласно акту приема-передачи от 20.051994 земельный участок площадью 2,24 га, занимаемый военным городком №8-а передан Гурьевской КЭЧ района в пользование Калининградской КЭЧ района.

На основании распоряжения КУГИ по Калининградской области от 02.10.2003 №1301-р «О внесении земельных участков в реестр федерального имущества» и выписки №1312-ф из реестра федерального имущества от 05.11.2003 года, на земельный участок площадью 22 400 кв.м., с кадастровым номером 39:15:13 08 18:106, расположенный по адресу: <...> (военный городок №8а) зарегистрировано право собственности Российской Федерации, регистрационные действия проведены 21.11.2003 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Калининградской области.

28.12.2005 года на основании распоряжения ФАУГИ от 30.06.2005 года №1250-р и протокола №1 от 25.10.2005 между ГУ Калининградская КЭЧ МИС Балтийского флота и ООО «Стройкомплектсервис» заключен инвестиционный контракт №01-8/331 по застройке указанного земельного участка.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2007 №982-р на базе имущества Калининградской КЭЧ района МИС БФ создано ФГУ «Калининградская квартирно-эксплутационная часть района» МО РФ (свидетельство ГРЮЛ лица серия 39 № 001174379 от 21.04.2008).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права №694560 от 06.04.2009 года за КЭЧ зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 39:15:13 08 18:106.

В связи с тем, что ООО «Стройкомплектсервис» (далее – общество) является инвестором в инвестиционном проекте по строительству комплекса жилых домов на вышеуказанном земельном участке и на основании пунктов 6.2.10, 6.2.13 Инвестиционного контракта КЭЧ (заказчик) передала инвестору функции по оформлению земельно-правовых отношений, разработку, согласование и утверждение разрешительной документации, получению технических условий на подключение к городским сетям, оформлению градостроительного заключения и согласованию проектно-сметной документации.

С целью получения землеустроительной документации Общество в апреле 2006 года заключило договор с МУП «Городской центр геодезии» на разработку проекта территориального землеустройства.

Распоряжением Комитета муниципального имущества Мэрии Калининграда №1197 от 27.07.2006 года был утвержден проект границ земельных участков по ул. Д. Бедного, ул. ФИО7 в Ленинградском районе, устанавливающий границы земельного участка военного городка, площадью 2,24 га в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 21.11.2003 и границы земельного участка под ландшафтный парк площадью 654 4 кв.м.

Мэрия города Калининграда (правопредшественник Администрации) посчитав незаконным включение в реестр федерального имущества, единый государственный реестр земель и единый государственный реестр прав на недвижимость сведений о земельном участке, используемом под военный городок №8а площадью 2,24 га по ул. Д. Бедного в г. Калининграде обратилась с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Калининградской области, указывая, что площадь военного городка установленная вышеприведенными документами не соответствует действительной площади. Решением суда по делу №А21-6698/2006 от 13.04.2007, вступившим в законную силу, в удовлетворении вышеуказанных требований Мэрии отказано, при этом суд указал на отсутствие доказательств, положенных в основу заявленных требований.

Однако, до вступления вышеуказанного решения в законную силу спорный земельный участок был повторно сформирован ответчиками. Распоряжением КУМИ мэрии города Калининграда от 28.02.2007 №380 утвержден проект границ земельного участка. Одновременно (28.02.2007) Управлением Роснедвижимости по Калининградской области утверждено землеустроительное дело с последующей постановкой на кадастровый учет 01.03.2007.

КЭЧ, посчитав, что действия ответчиков по повторному согласованию и утверждению границ земельного участка «под ландшафтный парк» с кадастровым номером 39:15:00 00 00:01111 и постановке его на кадастровый учет нарушают права и законные интересы, обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Как видно из материалов дела, оспариваемые действия и правовые акты совершены в 2007 году. Однако заявители узнали о нарушении своих прав в июне 2009 года, в результате, проведенной проверки Прокуратуры Калининградской области и Прокуратурой Ленинградского района города Калининграда по жалобам ООО «Стройкомплектсервис» и обращения прокурора Калининградской области в арбитражный суд.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи может быть восстановлен судом.

Согласно статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из задач судопроизводства в арбитражных судах и призвано гарантировать физическим и юридическим лицам судебную защиту их прав и свобод на внутригосударственном уровне в силу норм международного права.

В Федеральном законе от 30.03.1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" содержится заявление о признании обязательной для Российской Федерации юрисдикции Европейского суда по правам человека. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.

Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости чрезмерных преград к судебной защите, апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда о восстановлении заявителю срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно направлено на проверку правильности рассмотрения спора по существу.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений пункта 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).

Следовательно, землеустроительные работы включают в себя комплекс мероприятий по осмотру и исследованию земельного участка, без которых проведение таких работ невозможно.

Пунктами 1 и 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землеустройство может проводиться и по инициативе собственников земельных участков; при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

Согласно пункта 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N396 и пунктом 14 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 при определении границ объекта землеустройства на; местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ.

В нарушение приведенных норм при межевании земельного участка «под ландшафтный парк» с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111 ТУФА, как собственник смежного земельного участка, и КЭЧ, как землепользователь, о проведении работ по землеустройству не извещались, границы земельного участка «под ландшафтный парк» при повторном формировании земельного участка с ними не согласовывались. Данный факт не отрицался представителями ответчиков.

Такикм образом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером N 39:15:13 08 18:0106 отнесен к собственности Российской Федерации на основании п. 4 ст. 87, ст. 93 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", правообладателем являлась Калининградская КЭЧ района, вид права - постоянное (бессрочное) пользование. Согласно графе 16 выписки из государственного земельного кадастра площадь земельного участка с кадастровым номером 39:15:13 08 18:0106 ориентировочная и подлежит уточнению при межевании. В ходе судебного разбирательства также установлено, что внесенный в реестр федерального имущества земельный участок с кадастровым номером 39:15:13 08 18:0106 и земельный участок единого землепользования "под ландшафтный парк" с кадастровым номером 39:15:00 00 00:0111 являются соседними земельными участками и не налагаются друг на друга.

Спор разрешен судом с учетом положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми факт нарушения прав и законных интересов заявителя является одним из необходимых условий для удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иные доводы жалобы на законность и обоснованность решения не влияют, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2009 по делу №А21-7905/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Калининград» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

В.И. Желтянников

Судьи

Я.В. Барканова

И.А. Серикова