ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 июля 2015 года | Дело № А26-2469/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 20.02.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12419/2015 ) ООО "ТД ИНТЕРТОРГ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.05.2015 по делу № А26-2469/2015 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению Территориального отдела в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
к ООО "ТД ИНТЕРТОРГ"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах, место нахождения: 186930, <...>, место нахождения юридического лица: 185002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - заявитель, административный орган, территориальный отдел) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ТД Интерторг» (ОГРН <***>, зарегистрировано по адресу: Россия, 187026, г.Никольское, Ленинградская обл. Тосненский район, ул.Комсомольская, д.14, пом.6, далее - ответчик, общество) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 07.05.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материально права.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, В связи с выявленными нарушениями требований Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011), и ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 (далее - ТР ТС 034/2013), 01 августа 2014 года должностным лицом Территориального отдела в отношении общества вынесено предписание № 57 со сроком исполнения до 09 февраля 2015 года.
На основании распоряжения начальника территориального отдела от 15.01.2015 № 7 (л.д.59) в период с 12 февраля 2015 года по 04 марта 2015 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет исполнения предписания от 01.08.2014 № 57. О проведении проверки общество уведомлено 23.01.2015 (л.д.58). Копия распоряжения вручена 12.02.2015 года.
В ходе проверки в присутствии директора супермаркета ФИО2 проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся нам вещей и документов, результаты которого оформлены протоколом от 12.02.2015 года. К протоколу приложены фотоматериалы. Осмотр и фотографирование проводились в присутствии понятых.
По результатам проверки составлен акт от 04.03.2015 № 07 (л.д.15-16), которым установлено, что ООО «ТД Интерторг» при хранении и реализации мясной продукции в супермаркете «SPAR», расположенном на первом этаже торгового центра «Славяне» по адресу: <...>, не исполнило в установленный срок требования пунктов 1, 3, 5 предписания от 01.08.2014 № 57, а именно:
замороженная мясная продукция хранилась в холодильной витрине торгового зала магазина при температуре - 5 град. С (согласно показаниям встроенного электронного табло морозильного оборудования), согласно показаниям контрольного термометра - 10 град С., а не при температуре - 18 град. С, указанной изготовителем на транспортной таре, чем были нарушены требования частей 7 и 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пунктов 89, 95 и 102 ТР ТС 034/2013;
полы в цехе изготовления мясных полуфабрикатов не оборудованы трапом, т.е. не обеспечен их надлежащий дренаж, что является нарушением п.1 ч.5 ст. 14 TP ТС 021/2011;
производственный контроль выпускаемой мясной продукции (мясных фаршей, мясных полуфабрикатов собственного изготовления) в 2014 году и в текущем периоде 2015 года Обществом не осуществлялся. В представленной программе производственного контроля не предусмотрен производственный контроль, в том числе на этапах производства, за производимой мясной продукции собственного изготовления (мясных фаршей, мясных полуфабрикатов и т.д.). Документы, подтверждающие контроль на различных стадиях производственного процесса изготовления мясных фаршей, мясных полуфабрикатов, в том числе протоколы лабораторных исследований изготавливаемой продукции (т.е. мясных фаршей, мясных полуфабрикатов в соответствии с ассортиментом выпускаемой продукции) за период проведения проверки предоставлены не были, что является нарушением требований ст. 10 TP ТС 021/2011, главы V TP ТС 034/2013.
Акт проверки вручен директору супермаркета 04.03.2015, а также направлен в адрес юридического лица.
Определением от 04.03.2015 назначено время составления протокола об административном правонарушении - в 15 час. 20 мин. 27 марта 2015 года. Указанное определение получено обществом 10.03.2015.
27 марта 2015 года главным специалистом-экспертом территориального отдела ФИО3 с участием представителя общества составлен протокол № 98 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В протоколе указано на неисполнение обществом в срок до 09.02.2015 года пунктов 1, 3, 5 предписания лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, от 01.08.2014 № 57, а именно: после истечения срока исполнения указанного предписания повторно выявлены нарушения требований частей 7 и 12 статьи 17, пункта 4 части 1, пункта 1 части 5 статьи 14, статьи 10 ТР ТС 021/2011, пунктов 89, главы V ТР ТС 034/2013.
В связи с тем, что согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении ООО «ТД Интерторг» к административной ответственности по статье части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в невыполнении законного предписания органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, и связанным с требованиями к продукции процессам реализации в установленный срок.
Пунктом 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, на названную службу возложены полномочия по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением которых возложен на Службу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) на основании данного Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
В силу пункта 2 статьи 36 Закона № 184-ФЗ в случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, объектами технического регулирования которого являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статья 3).
В силу статьи 17 ТР ТС 021/2011, определяющей требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции, при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем (часть 7). При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011 части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа.
Согласно статье 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
В силу пункта 89 ТР ТС 034/2013 процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Согласно пункту 96 ТР ТС 034/2013 повышение температуры воздуха в холодильных камерах в процессе их хранения во время загрузки или выгрузки продуктов убоя допускается не более чем на 5 °C, колебания температуры воздуха в процессе хранения, перевозки и реализации не должны превышать 2 °C.
Раздел V ТР ТС 034/2013 устанавливает требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции.
Нарушение указанных норм послужило основанием для вынесения должностным лицом Предписания от 01.08.2014 № 57, которое получено обществом 12.08.2014 года, в судебном порядке не обжаловалось и недействительным не признано.
В ходе проверки 12.02.2015 установлено, что после истечения срока исполнения предписания от 01.08.2014 № 57 административным органом повторно выявлены нарушения требований частей 7 и 12 статьи 17, пункта 4 части 1, пункта 1 части 5 статьи 14, статьи 10 ТР ТС 021/2011, пунктов 89, главы V ТР ТС 034/2013.
Факт неисполнения пунктов 1, 3, 5 предписания в установленный срок - до 09 февраля 2015 года, подтвержден материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 12.02.2015, актом проверки от 04.03.2015 № 7, протоколом № 98 об административном правонарушении от 27.03.2015.
Доказательств объективной невозможности своевременного исполнения законного предписания обществом в материалы дела не представлено.
При таких данных, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в бездействии Общества состава вменяемого административного правонарушения, и правомерно привлек Общество к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы подателя жалобы были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Как правильно указал суд первой инстанции относительно работы холодильного оборудования общества в момент проверки в режиме «дефрост», технические регламенты ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013 не допускают изменение температурных режимов хранения мясной продукции до выявленных в ходе проверки значений, независимо от причины такого отклонения.
Следует признать верным и вывод суда о том, что соблюдение требований пункта 1 части 5 статьи 14 TP ТС 021/2011 для ответчика является обязательным, поскольку изготовление мясных полуфабрикатов, в том числе разруб туш, осуществляется в цехе изготовления мясных полуфабрикатов, что подтверждается Протоколом осмотра помещений от 12.02.2015 и Актом проверки от 04.03.2015 года. Акт подписан представителем ответчика без замечаний и возражений.
Из материалов проверки следует, что производственный контроль выпускаемой мясной продукции (мясных фаршей, мясных полуфабрикатов собственного изготовления) в 2014 году и в текущем периоде 2015 года Обществом не осуществлялся. Контролирующим органом установлено, что в представленной программе производственного контроля не предусмотрен производственный контроль, в том числе на этапах производства, за производимой мясной продукции собственного изготовления (мясных фаршей, мясных полуфабрикатов и т.д.). Документы, подтверждающие контроль на различных стадиях производственного процесса изготовления мясных фаршей, мясных полуфабрикатов, в том числе протоколы лабораторных исследований изготавливаемой продукции (т.е. мясных фаршей, мясных полуфабрикатов в соответствии с ассортиментом выпускаемой продукции) за период проведения проверки предоставлены не были.
Доводы общества в обоснование своих возражений, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, юридического значения по настоящему спору не имеют, опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаниями для отмены обжалуемого судебного решения не являются.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого судебного акта, административным органом и судом первой инстанции при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Правовых оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд не усматривает.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.05.2015 по делу № А26-2469/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Сомова | |
Судьи | Г.В. Борисова Л.П. Загараева |