ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 сентября 2022 года | Дело № А56-95124/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 05.04.2022
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12503/2022 ) Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2022 по делу № А56-95124/2021 , принятое
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области
к Администрации Большеврудского сельского поселения
3-е лицо: Контрольный комитет Губернатора Ленинградской области
о взыскании
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, далее – Комитет ЖКХ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования Большеврудское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 188430, <...>, далее – Администрация Большеврудского сельского поселения, Администрация, ответчик) денежных средств в бюджет Ленинградской области за невыполнение условий по соглашению № 01-70250/19 от 22.02.2019 в размере 768 917,60 руб., по соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018 в размере 198 640, 69 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Контрольный комитет Губернатора Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А; далее - Комитет Губернатора, третье лицо).
Решением от 17.03.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Комитет ЖКХ обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что согласно представленному отчету фактический уровень строительной готовности объекта по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018 составляет 78%; Администрацией не представлены доказательства достижения значений целевых показателей результативности использования субсидий по заключенным Соглашениям на отчетную дату 01.01.2020 в размере 96%. Кроме того, по утверждению заявителя, Объект, являющийся предметом Соглашения № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018, не введен в эксплуатацию до настоящего времени, что подтверждается тем обстоятельством, что он включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.01.2022 №60.
В судебном заседании 06.09.2022 произведена замена состава суда, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судья Денисюк М.И. заменена на судью Фуркало О.В.
В судебном заседании представитель Комитета ЖКХ поддержал доводы апелляционной жалобы в части отказа судом первой инстанции в удовлетворении требования о взыскании субсидии по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018; в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании субсидии по Соглашению от 22.02.2019 № 01-70250/19 заявитель не настаивал ввиду того, что объект по данному соглашению введен в эксплуатацию. Представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Комитет Губернатора, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, между Комитетом и Администрацией 28.02.2018 заключено соглашение № 14-ЧВ/18 о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования на реконструкцию двух канализационных насосных станций и напорного коллектора в дер. Большая Вруда.
Также между Комитетом и Администрацией муниципального образования Каложицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области 22.02.2019 заключено соглашение № 01-70250/19 о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования на реконструкцию канализационных очистных сооружений в п. Каложицы.
Впоследствии Большеврудское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области реорганизовано в форме присоединения к нему Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области. Вследствие правопреемства все права и обязанности, вытекающие из соглашения от 22.02.2019 № 01-70250/19, также перешли Большеврудскому сельскому поселению.
Из пунктов 3.2 обоих соглашений следует, что Администрация обеспечивает представление в Комитет отчёта о достижении значений целевых показателей результативности использовании субсидий. При этом при невозможности достижения необходимых значений субсидии подлежат возврату в объеме, предусмотренном п. 5.1 Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 20.07.2016 № 257.
Исходя из представленных отчётов от 01.01.2020 за период январь-декабрь 2019 года, необходимые показатели по обоим соглашениям достигнуты не были.
При этом Комитетом также выявлено недостижение плановых показателей по соотношению финансирования из областного и местных бюджетов.
По соглашению от 28.02.2018 № 14-ЧВ/18 указанное соотношение фактически составило 96,71% (областной) и 3,29% (местный) при плановом для областного бюджета – 96,42%.
По соглашению от 22.02.2019 № 01-70250/19 указанное соотношение фактически составило 97,53% (областной) и 2,47% (местный) при плановом для областного бюджета – 96,38%.
Ввиду указанных обстоятельств, Комитетом направлено в Администрацию требование о возврате в бюджет Ленинградской области средств субсидий в общей сложности по соглашению от 28.02.2018 № 14-ЧВ/18 в размере 198 640,69 руб., по соглашению от 22.02.2019 № 01-70250/19 в размере 768 917,60 руб.
В связи с тем, что в добровольном порядке требование о возврате субсидии Администрацией не выполнено, Комитет обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац 1 пункта 3 статьи 139 БК РФ).
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (абзац 3 пункта 3 статьи 139 БК РФ).
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в целях реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подпрограммы «Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» (в редакции, действующей на момент заключения соглашения) утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 18.05.2015 № 163 (далее - Порядок № 163).
Согласно пункту 4.9 Порядка № 163, в случае недостижения муниципальным образованием значений целевых показателей результативности использования субсидии к муниципальному образованию применяются меры ответственности, предусмотренные разделом 5 Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 20 июля 2016 года № 257 (далее - Правила № 257).
Таким образом, статьей 139 БК РФ, а также правовыми актами Ленинградской области, принятыми в целях реализации положений статьи 139 БК РФ, установлены меры ответственности для органов местного самоуправления за неисполнение предусмотренных соглашениями обязательств, представляющие собой возврат средств в бюджет Ленинградской области.
Как следует из материалов дела, между Комитетом и Администрацией 28.02.2018 заключено соглашение № 14-ЧВ/18 о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования на реконструкцию двух канализационных насосных станций и напорного коллектора в дер. Большая Вруда (т.1 л.д.58-66).
Согласно пункту 3.2.10 Соглашения № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018 Администрация обеспечивает своевременное представление в комитет отчета о достижении значений целевых показателей результативности использования субсидий. Отчет предоставляется ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе и в электронном виде по форме, указанной в приложении 5 к соглашению.
Необходимость представления Администрацией отчета о достижении значений целевых показателей результативности использования субсидий к дате, установленной пунктом 3.2.10 Соглашения № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018, обусловлена пунктом 5.4 Правил № 257, согласно которому объем средств, подлежащий перечислению в областной бюджет в случае недостижения значений результатов использования субсидии, рассчитывается главным распорядителем бюджетных средств и доводится до сведения муниципального образования - до 20 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом.
Таким образом, по условиям заключенного Соглашения № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018 на Администрацию возложена обязанность по соблюдению требований к представлению отчетности. Комитет в свою очередь обязан осуществлять проверку соблюдения Администрацией условий, целей и порядка использования средств субсидий на основании данных представленной отчетности.
14.01.2020 Администрацией в Комитет представлен отчет о достижении значений целевых показателей результативности использования субсидий за январь - декабрь 2019 года по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018. Согласно представленному отчету фактический уровень строительной готовности по объекту 78 % (т.1 л.д.81).
Из анализа представленного Администрацией отчета от 14.01.2020 года Комитетом установлен факт недостижения значений результатов использования субсидии по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018.
На основании пункта 5.4 Правил № 257 Комитетом, исходя из данных представленного Администрацией отчета от 14.01.2020, произведен расчет объема средств, подлежащих перечислению в областной бюджет в связи с недостижением значений результатов использования субсидии по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018. Письмом Комитета данная информация доведена до сведения Администрации.
Администрация письмом от 27.02.2020 № исх. 206 уведомила Комитета о том, что уровень строительной готовности объекта по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018 на 01.01.2020 составляет 96% (т.2 л.д.26).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что возврат в областной бюджет Ленинградской области средств субсидии в размере 198 640, 69 руб. по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018 невозможен, так как Администрацией представлено письмо от 27.02.2020 № 206, содержащее сведения о степени строительной готовности объекта - 96 %. Информация, изложенная в письме Администрации от 27.02.2020 № 206, Комитетом не опровергнута.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что результаты обследований существующих зданий и сооружений, построенных по Соглашению № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018, проведенные ООО «Дека» по муниципальному контракту №17-2021 от 13.10.2021, свидетельствуют о том, что уровень строительной готовности по объекту в настоящее время, в том числе и по состоянию на 01.01.2020 не мог составлять 96%. Кроме того, Администрацией не представлены доказательства достижения значений целевых показателей результативности использования субсидий по заключенным Соглашениям на отчетную дату 01.01.2020 в размере 96%. По утверждению заявителя, Объект, являющийся предметом Соглашения № 14-ЧВ/18 от 28.02.2018, не введен в эксплуатацию до настоящего времени, что подтверждается тем обстоятельством, что он включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.01.2022 №60.
Как указывалось выше, в адрес Комитета 27.02.2020 Администрацией направлено письмо исх.№ 206 о допущенной технической ошибке в отчете на 01.01.2020 при заполнении приложений № 4, 5 к соглашению от 28.02.2018 №14-ЧВ/18 (в ред. доп. соглашении) не исправлен ранее указанные показатели 78% на достигнутые 96%.
С учетом данного письма целевые показатели результативности использования субсидий в рамках реализации соглашения от 28.02.2018 №14-ЧВ/18 выполнены, поскольку произведенные расходы на объект «Строительство канализационных очистных сооружений в дер. Большая Вруда» на 01.01.2020 составили в сумме 88 035 194, 51 руб., что составляет 96% от общей суммы строительных работ.
В подтверждение указанных доводов Администрацией по запросу апелляционного суда в материалы дела представлены справки по форме КС-2, КС-3 за период с декабря 2014 года по ноябрь 2017 года, подписанные сторонами муниципального контракта от 25.11.2014 №11/2014 - Администрацией и ООО «АкваПромПроект».
Кроме того, Администрацией представлен технический паспорт на сооружение канализации в дер. Б.Вруда, а также выписка из ЕГРН об основанных характеристиках объекта недвижимости – Сооружение канализации по адресу: Ленинградская обл., дер. Большая Вруда, согласно которой степень готовности объекта незавершенного строительства равна 97%.
Указанное обстоятельство надлежащими доказательствами Комитетом не опровергнуто.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных Комитетом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 марта 2022 года по делу № А56-95124/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Н.И. Протас О.В. Фуркало |