ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-12523/2015 от 24.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 июля 2015 года

Дело № А21-10342/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-12523/2015 )  Общества с ограниченной ответственностью  "КД-Транс" на решение  Арбитражного суда   Калининградской области от 07.04.2015 по делу № А21-10342/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое

по заявлению ООО "КД-Транс"

к Управлению ГИБДД УМВД России по Калининградской области, УМВД России по Калининградской области

3-е лицо: Сиденко Олег Валерьевич

о признании незаконным решения и обязании осуществить определенные действия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «КД-Транс» (ОГРН 1083925003931, место нахождения: 236023, Калининградская область, г. Калининград, ул. генерал-лейтенанта Захарова, 2, 14, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),  к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калининградской области (ОГРН 1023901024696, место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Черняховского,52, далее -Управление)      о признании незаконным   решения от 24.11.2014 № 19/4451 об отказе во внесении изменений в конструкцию транспортного средства и совершении регистрационных действий по заявлению Общества в отношении транспортного средства - легкового автомобиля марки «Ауди А6», VIN (идентификационный номер) WAUZZZ4F86N130102, год выпуска - 2006, государственный регистрационный знак Р 981 МХ 39, а также возложить на ГИБДД обязанность по разрешению внесения изменений в конструкцию транспортного средства и совершении регистрационных действий по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства - легкового автомобиля марки «Ауди А6», VIN (идентификационный номер) WAUZZZ4F86N130102, год выпуска - 2006, государственный регистрационный знак Р 981 МХ 39, с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы в связи с заменой номерного узла (агрегата): кузова легкового автомобиля 2006 года выпуск, VIN: WAUZZZ4F86N130102, на идентичный кузов 2007 года выпуска WAUZZZ4F88N007869.

Определением суда от 17.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное учреждение Государственная инспекция безопасности дорожного движения УМВД Калининградской области (место нахождения 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Черняховского,52,  далее - ГИБДД, Инспекция);  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сиденко Олег Валерьевич (далее - Сиденко О.В.).

Решением суда от 07.04.2015 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что  отказ в совершении регистрационных действий незаконен, ибо факты умышленного уничтожения (повреждения) идентификационных данных номерных агрегатов не установлены, а потому действия заинтересованного лица создают необоснованные препятствия к осуществлению права пользования арендованным имуществом.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество на основании договора от 19.05.2014 аренды транспортного средства без экипажа № 013/2014 и соответствующего акта приема-передачи арендовало у Сиденко О.В. автомобиль марки «Ауди А6», VIN (идентификационный номер) WAUZZZ4F86N130102, год выпуска - 2006, государственный регистрационный знак Р 981 МХ 39.

В процессе эксплуатации арендованного автомобиля его кузов пришел в негодность, в  связи с чем, Общество во исполнение пунктов 3.2.5 и 3.2.10 договора обратилось в специализированную авторемонтную организацию - ООО «Торговый дом Бина-Авто». После осмотра автомобиля Обществу было пояснено, что несущая конструкция автомобиля (кузов) восстановительному ремонту, в том числе с точки зрения экономической целесообразности, не подлежит.

В целях продолжения эксплуатации автомобиля заявитель на основании договора купли-продажи приобрел у ООО «Запад-Сервис» в качестве сменной части для ремонта автомобиля номерной агрегат - кузов легкового автомобиля (первой технической комплектации) «Ауди А6», б/у, 2007 года выпуска, тип кузова - седан, номер кузова: WAUZZZ4F88N00786, синего цвета.

13.10.2014 Общество обратилось в ГИБДД с заявлением о  внесении  изменений  в   конструкцию      автомобиля,      в котором просил рассмотреть вопрос о внесении изменений в конструкцию транспортного средства, а именно, произвести     регистрационные     действия     по     замене     пришедшего     в     негодность  кузова WAUZZZ4F86N130102 на аналогичный кузов б/у, синего цвета, № WAUZZZ4F88N00786.

Однако письмом от 24.11.2014 № 19/4451 Инспекция отказала Обществу во внесении указанных изменений в конструкцию автомобиля, указав, что при замене основных элементов        базового       транспортного         средства        происходи фактическое  удаление идентификационного номера автомобиля, что в последующем приведет к невозможности его идентификации.

Указанный отказ Инспекции послужил основанием обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции не установил незаконности действий Управления и, соответственно, нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пунктами 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).

Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Законом о техническом регулировании утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент), которым установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Разделом III Технического регламента установлены критерии, формы оценки соответствия транспортных средств применительно к различным транспортным средствам и документы, подтверждающие оценку соответствия.

Подраздел 4 раздела III Технического регламента определяет оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.

Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.

В силу пункта 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 83 Технического регламента номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.

Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).

В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.

Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.

Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).

По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.

Пунктом 5 Технического регламента определено, что "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.

Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам базовым транспортным средством является сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения (пункт 3 Порядка), под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 2 Наставлений).

Следовательно, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, то есть сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.

Как видно из материалов дела, кузов легкового автомобиля марки Ауди А6, VIN (идентификационный номер) WAUZZZ4F86N130102, год выпуска - 2006, государственный регистрационный знак Р 981 МХ 39, заменен на идентичный кузов 2007 года выпуска WAUZZZ4F88N007869 с направлением в ГИБДД заявления о внесении соответствующих изменений в регистрационные данные о транспортном средстве.

Анализ вышеуказанных положений позволяет утверждать, что в данном случае замена кузова транспортного средства не может являться изменением конструкции транспортного средства в соответствии с Порядком, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.

Идентификационный номер VIN присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, указанный номер уникален и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит.

Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, на котором нанесена идентификационная маркировка изделия.

Идентификационный номер транспортного средства на данном автомобиле выбивается на кузове, то есть кузов данной модели автомобилей является базовым транспортным средством, носителем основного идентификационного номера всего транспортного средства, а не одной детали (кузова).

Таким образом, в рассматриваемом случае, замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль Ауди А6 (регистрационный знак Р981МХ39), поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции.

В силу пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств пункта 24 Административного регламента, уничтожение идентификационной маркировки транспортного средства является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, связанной с проведением регистрационных действий с транспортным средством.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному  выводу о соответствии оспариваемых действий Управления требованиям действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.

  Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 07.04.2015 по делу №  А21-10342/2014   оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью  "КД-Транс"- без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

 Е.А. Сомова