ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-12585/2022 от 22.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 июля 2022 года

Дело № А21-7230/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 28.06.2021 (онлайн)

от заинтересованного лица: предст. ФИО3 по доверенности от 24.12.2021 (онлайн)

от третьих лиц: не явились, извещены

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12585/2022 )  Калининградской областной таможнина решение Арбитражного суда  Калининградской области от 09.03.2022 по делу № А21-7230/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амбертон»

к Калининградской областной таможне

третьи лица: Союз «Калининградская торгово-промышленная палата»; общество с ограниченной ответственностью «Аргентум Плюс»

о признании незаконным отказа в вывозе товара, обязании совершить действия по выпуску товара

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Амбертон» (ОГРН <***>; далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Калининградской областной таможни (далее – Таможня, таможенный орган) в вывозе товара по авианакладной AWB №298-25223365 от 08.04.2021 и описи к отправке № 10012060/090421/К001646, а также обязании Таможню устранить нарушения прав Общества путем осуществления выпуска товаров Таможенного союза при их перемещении между Особой экономической зоной и остальной частью таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС, представленных по описи к отправке №10012060/090421/К001646 с проставлением отметки «Товар ЕАЭС. Вывоз разрешен» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; также Общество заявило о взыскании с Таможни денежной суммы на случай неисполнения вступившего в законную силу судебного решения в размере 10000 руб. за каждый день неисполнения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Союз «Калининградская торгово-промышленная палата» (далее – Калининградская ТПП) и общество с ограниченной ответственностью «Аргентум Плюс» (далее – ООО «Аргентум плюс»).

Решением от 09.03.2022 суд признал незаконным отказ Таможни в вывозе товара по авианакладной AWB№298-25223365 от 08.04.2021 и описи к отправке №10012060/090421/К001646, обязал Таможню устранить нарушения прав ООО «Амбертон» путем осуществления выпуска товаров Таможенного союза при их перемещении между Особой экономической зоной и остальной частью таможенной территории Таможенного союза, представленных по описи к отправке №10012060/090421/К001646 с проставлением отметки «Товар ЕАЭС. Вывоз разрешен» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 09.03.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Общество не подтвердило статус вывозимого товара как товара Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), по мнению подателя жалобы первичные документы (акты на списание, акты передачи сырья на утилизацию) не подтверждают статус спорных товаров как товаров ЕАЭС. Как указывает податель жалобы, для целей подтверждения статуса товара ЕАЭС «лом и отходы из драгоценных металлов» Обществом представлен акт экспертизы от 14.12.2021 № 0516382, выданный Калининградской ТПП, в котором указано, что вывозимый товар является полностью произведенным на территории Российской Федерации (Калининградская область), в соответствии с Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее – Правила № 49). Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 1 Правил № 49 указанные правила применяются для целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся членами ЕАЭС. Как указывает податель жалобы, в акте экспертизы от 14.12.2021 № 0516382 сделан вывод о российском происхождении товаров, как поступивших в распоряжение заявителя от учреждений и организаций, у которых осуществлялся сбор отходов и лома, содержащих драгметаллы, однако, в нем не содержится информации о том, был ли товар полностью произведен на территории ЕАЭС или приобрел статус товаров ЕАЭС путем помещения на соответствующую таможенную процедуру в соответствии с требованиями подпункта 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

В судебном заседании 22.06.2022 представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что обжалует решение суда первой инстанции от 09.03.2022 в части удовлетворения требований Общества. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа по мотивам письменного отзыва, не настаивал на пересмотре решения суда от 09.03.2022 в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПАК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Амбертон» 08.04.2021 на таможенный пост Аэропорт Калининград представлена опись документов №10012060/090421/К001646, в соответствии с которой планировалась к вывозу рейсом внутреннего авиасообщения на остальную часть территории Российской Федерации партия лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в количестве 109,66 кг.

Согласно описи Обществом были представлены следующие документы к отправке №10012060/090421/К001646: авианакладная AWB298-25223365, товарная накладная от 08.04.2021 № 0000-000001, акт экспертизы от 14.12.2021 № 0516382, выданный Калининградской ТПП, дополнения к акту экспертизы от 02.04..2021 № 24-03-21/10.

По результатам таможенного контроля таможенным постом Аэропорт Калининград отказано в вывозе вышеуказанных изделий на основании части 8 статьи 15.1 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», поскольку товары не идентифицированы как товары ЕАЭС, о чем 16.04.2021 проставлена отметка в описи документов №10012060/090421/К001646.

Полагая незаконным отказ таможенного органа в вывозе указанных товаров, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества в части признания незаконным отказа в вывозе товара по авианакладной AWB№298-25223365 от 08.04.2021 и описи к отправке №10012060/090421/К001646, суд также обязал Таможню устранить нарушения прав ООО «Амбертон» путем осуществления выпуска товаров Таможенного союза при их перемещении между Особой экономической зоной и остальной частью таможенной территории Таможенного союза представленных по описи к отправке №10012060/090421/К001646 с проставлением отметки «Товар ЕАЭС. Вывоз разрешен» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 09.03.2022 в связи со следующим.

Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (далее – Закон № 16-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития.

Согласно части 7 статьи 15.1 Закона № 16-ФЗ в отношении товаров, перемещаемых с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, таможенные операции на территории Особой экономической зоны совершаются с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 8 статьи 15.1 Закона № 16-ФЗ в отношении товаров Евразийского экономического союза, перемещаемых с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, совершаются таможенные операции, связанные с подтверждением их статуса как товаров ЕАЭС, путем представления в таможенный орган документов, установленных правом ЕАЭС и (или) настоящим Федеральным законом

В отношении товаров ЕАЭС, перемещаемых воздушным транспортом с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без совершения воздушным судном промежуточной посадки на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, таможенные операции совершаются на территории Особой экономической зоны с учетом положений статьи 16.1 Закона № 16-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Закона № 16-ФЗ заинтересованным лицом в таможенный орган для таможенных целей представляются документы, подтверждающие статус товаров, указанных в части 1 настоящей статьи, как товаров ЕАЭС, и коммерческие, транспортные (перевозочные) документы с описью представленных документов либо составленная в произвольной форме опись товаров (в случае, если такие товары перевозятся в личном багаже пассажира без коммерческих, транспортных (перевозочных) документов). Данные документы должны содержать следующие сведения:

1) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся отправителями товаров;

2) наименование товаров, количество мест, вес брутто, вид упаковки, стоимость;

3) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся получателями товаров;

4) наименования пункта погрузки и пункта выгрузки товаров.

В силу части 4 статьи 16.1 Закона № 16-ФЗ по завершении таможенным органом таможенных операций на территории Особой экономической зоны в отношении товаров ЕАЭС, перемещаемых с территории Особой экономической зоны воздушным транспортом, уполномоченным должностным лицом таможенного органа на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах и описи представленных документов либо на описи товаров проставляется отметка: "Товар ТС. Вывоз разрешен", заверяемая оттиском личной номерной печати с проставлением даты и подписи.

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС к товарам Союза относятся находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе, утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее - Правила № 49), «происхождение товара» означает принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами.

Согласно подпунктам 9, 12 пункта 4 Правил № 49 полностью полученными или произведенными в стране признаются следующие товары:

отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке или потребления в стране и пригодные только для утилизации и (или) переработки в сырье;

товары, произведенные в стране исключительно из продукции, указанной, в том числе в подпункте 9 настоящего пункта.

В силу подпункта "б" пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза» (далее - Решение № 139) к таким документам в случае перевозки товаров с одной части таможенной территории Союза, являющейся территорией свободной (специальной, особой) экономической зоны, указанной в пункте 1 статьи 455 Кодекса, на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, относятся документы, используемые в соответствии с законодательством государств - членов Союза для подтверждения статуса товаров Союза в значении подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

Исходя из приведенных нормативных положений суд первой инстанции правомерно заключил, что применение Правил № 49 в отношении товаров, происходящих из третьих стран, равно как и применение Решения № 139, в отношении товаров ЕАЭС, перемещаемых с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, не исключают применение Правил № 49 и Решения № 139 для определения страны происхождения товара при совершении таможенных операций, связанных с подтверждением его статуса, как товара ЕАЭС для перемещения с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС воздушным, морским транспортом и (или) в почтовых отправлениях.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (в том числе актом экспертизы Калининградской ТППот 14.12.2021 №0516382)партия отходов и лома, содержащая драгоценные металлы в количестве 10933 кг, была приобретена ООО «Амбертон» у ООО «Аргентум Плюс» по договору от 09.06.2018, предметом которого является покупка Обществом радио-электронного лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в целях  его первичной переработки, получения аффинированных металлов на специализированных предприятиях и аффинажных заводах.

В свою очередь ООО «Аргентум плюс» указанный товар был произведен путем переработки (механической разборки, сортировки) радиоэлектронного оборудования, приборов, оргтехники, общим весом 44400,9 кг (выписка из журнала образования и движения отходов, установленного приказом Министерства природных ресурсов России от 01.09.2011 № 721), списанных (в соответствии с актами списания основных средств и актами приема-передачи) в лом предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории Калининградской области, а именно: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова» (ВГИК), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по городу Калининграду; Калининградская дирекция управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»; Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт»; Управление Россельхознадзора по Калининградской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа города Пионерский», Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области; Калининградская областная таможня; УМВД России по Калининградской области;  Калининградский отдел Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ФГБУ ЦСМС); Атлантическое отделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук.

Таким образом, ООО «Аргентум плюс» приняло на утилизацию сырье, содержащее драгоценные металлы у предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации (Калининградская область), а именно федеральные государственные и муниципальные государственные учреждения, предприятие, осуществляющее железнодорожные перевозки и ремонт подвижного состава. Оборудование эксплуатировалось на вышеуказанных предприятиях до полного износа, после чего оно было списано и передано на утилизацию. Согласно представленным документам к списанным объектам, подлежащим переработке, относятся профессиональное оборудование связи и оповещения: радиопередатчики, радиостанции, носимые УКД радиостанции, ведомственные системы связи, комплект оборудования для судовой системы охранного оповещения; навигационное и поисковое оборудование; оргтехника: компьютеры, принтеры, ноутбуки, системные блоки, мониторы, модемы, многофункциональные устройства, копировальные аппараты, рабочие станции, автоматизированные рабочие места, сервер, флеш-память, факсы, блоки управления, диктофоны, видеокамеры. видеомагнитофоны, коммутаторы, телевизоры, калькуляторы; измерительные и контрольные приборы: тонометр, анемометры, дозиметры, ампервольтметр, измерители, осциллографы: контактные группы, электронные платы от ручного электроинструмента, платы аналоговых абонентских линий, платы расширителя системной шины, платы питания и системные платы телефонов, бытовая и специальная техника: мобильные телефоны, стационарные телефоны, вентилятор, кондиционер, микроволновая печь, электрочайник, холодильники, автомобильный приемник, прибор ночного видения, видеомонтажная станция, кинотеатр, микшерский пульт, зарядные устройства, металлодетекторы, модули оптические, генератор-излучатели к универсальному блоку питания, приставка к пульту прямых связей, пульты оперативной связи, сигнальные громкоговорящие установки (СГУ).

Эксперту Калининградской ТПП и в материалы дела были представлены акты утилизации (изменения качественного состояния офисной и бытовой электротехники, хозяйственного инвентаря и оборудования) ООО «Аргентум плюс», с указанием количества отходов, образовавшихся в ходе переработки лома электронной техники, в т.ч. количества плат электронных компьютерных, утративших потребительские свойства: плат электронных (кроме компьютерных), утративших потребительские свойства.

Экспертом Калининградской ТПП произведено исследование производственных условий ООО «Аргентум плюс», позволяющих осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов, в том числе наличие производственных и складских площадей, специализированного производственного оборудования и достаточного рабочего персонала, наличие лицензии № (39)-00073/П02  на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1-4 классов опасности.

Экспертом Калининградской ТПП также осуществлены выезды на предприятие ООО «Аргентум плюс», в ходе которых эксперт ознакомился с разделкой аналогичной продукции.

 Согласно актам переработки ООО «Аргентум плюс», отраженным в Приложении № 1 к акту экспертизы № 0516382 от 14.12.2020, в результате демонтажа, механической разборки и сортировки радиоэлектронных изделий, частей оборудования общим весом 44400,9 кг образовались отходы, содержащие драгоценные металлы, лигатурный вес которых составил 10933кг.

 По итогам проведенного исследования экспертом Калининградской ТПП сделан вывод, что рассматриваемая партия вторичного сырья и отходов, содержащая драгоценные металлы, образовавшаяся в результате производственных и иных операций по переработке или потребления в Российской Федерации, пригодна только для утилизации и (или) переработки в сырьё и является товаром, полностью произведенным на территории Российской Федерации (Калининградская область) в соответствии с Правилами № 49, а значит является товаром ЕАЭС в соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

Изложенные в акте экспертизы Калининградской ТПП выводы Таможней в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.

Переданные от ООО «Аргентум плюс» Обществу лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, предназначались для ООО «Поволжская компания вторичных металлов, в адрес которого Общество обязалось поставить товар по договору купли-продажи от 10.08.2020 № 1-К, в том числе по товарной накладной от 08.04.2021 № 0000-000001.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оформленный по авианакладной AWB№298-25223365 от 08.04.2021 и описи к отправке №10012060/090421/К001646 товар является товаром ЕАЭС в смысле подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, статус которого подтвержден Обществом при таможенном оформлении представленными таможенному органу документами, следовательно, предусмотренные частью 8 статьи 15.1 и частью 3 статьи 16.1 Закона № 16-ФЗ условия для вывоза товаров воздушным транспортом с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без совершения промежуточной посадки на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, Обществом были соблюдены.

При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в вывозе товара по авианакладной AWB№298-25223365 от 08.04.2021 и описи к отправке №10012060/090421/К001646 со ссылками на то, что товар не идентифицирован как товар ЕАЭС.

Суд апелляционной инстанции также отклоняет ссылки Таможни на необходимость применения в данном случае положений статьи 201 ТК ЕАЭС, поскольку не имеется оснований полагать, что спорный товар изготовлен из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, учитывая, что заявителем получен спорный товар (лом и отходы, содержание драгоценные металлы) от ООО «Аргентум плюс», которому, в свою очередь, указанный товар передан организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации (Калининградская область).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в части признания незаконным отказа в вывозе товара по авианакладной AWB№298-25223365 от 08.04.2021 и описи к отправке №10012060/090421/К001646, суд также обязал Таможню устранить нарушения прав ООО «Амбертон» путем осуществления выпуска товаров, представленных по описи к отправке №10012060/090421/К001646 с проставлением отметки «Товар ЕАЭС. Вывоз разрешен».

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 09.03.2022 в обжалуемой части не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 09 марта 2022 года по делу № А21-7230/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

 А.Б. Семенова