ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-12690/2015 от 21.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 июля 2015 года

Дело № А56-64585/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Горбачевой О.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии:

от  заявителя:  ФИО2 по доверенности от 02.03.2015 №56;

от  заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 09.02.2015;

от третьего лица: не явились-извещены ( уведомление №78366);

рассмотрев  в  открытом   судебном  заседании  апелляционную  жалобу (13АП-12690/2015) Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на  решение  Арбитражного  суда  города Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  от  07.04.2015   по  делу  № А56-64585/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое

по  заявлению   Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области

к   Департаменту Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

третье лицо: Некоммерческое партнерство по охране, воспроизводству и рациональному использованию животного мира «Кордон»

об оспаривании предписания

установил:

Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, далее -  Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области с заявлением об оспаривании предписания Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39, далее - Департамент) от 04.07.2014 №02/2014-ПР/25.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Некоммерческое партнерство по охране, воспроизводству и рациональному использованию животного мира «Кордон» (187110, <...>,  далее- НП «Кордон»).

Решением суда  первой инстанции  заявленные требования  Комитета удовлетворены, оспариваемое предписание  о необходимости приведения  площади охотничьих угодий, выделенных НП «Кордон», в соответствие с требованиями действующего законодательства признано недействительным.

Не согласившись  с  решением  суда,  Департамент   направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда  первой  инстанции,  принять  новый  судебный  акт  об  отказе в удовлетворении  заявленных  требований.

 В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы по  тем  основаниям,  что  приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.05.2012 №137 установлено, что в Ленинградской области максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, составляет не более 100 тыс.га в пределах одного муниципального образования Ленинградской области. В рассматриваемой ситуации  общая площадь охотхозяйственных угодий на территории Киришского муниципального района Ленобласти, в отношении которых заключено охотхозяйственное   соглашение №38 от 13.12.2012 составляет 301,4 тыс.га.(п.2.2), что превышает установлено допустимую площадь в пределах одного муниципального района Ленинградской области.

Представитель Комитета  в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своего представителя в суд не направило.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителей сторон,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции   не  находит   оснований для ее  удовлетворения.

Как  видно  из  материалов  дела,  в период с 10.06.2014 по 30.06.2014 на основании приказа от 17.06.2014 №ПП-08/25  Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу была проведена внеплановая выездная проверка по контролю и надзору за соблюдением органами государственной власти Ленинградской области переданных  им полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и статьей 33 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и именно,  исполнением Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области ранее выданных предписаний от 20.12.2013 № 35/2013-ПР/25 и № 36/2013-ПР/25, срок исполнения которых истек 01.06.2014.

В результате данной проверки комиссией Департамента Росприроднадзора  составлен акт от 30.06.2014 № ВП-08/25-2014 внеплановой выездной проверки , в котором установлено следующее,

- по ранее выданному предписанию от 20.12.2013 № 35/2013-ПР/25 Комитет не внес изменения в пункт 2.2 раздела II охотхозяйственного соглашения от 13.12.2012 № 38, заключенного с НП «Кордон», в части приведения площади охотничьих угодий в соответствие с частью 3 статьи 10 и со статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ), а также в соответствие с приказом Минприроды России от 18.05.2012 № 137 «Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Приказ № 137);

- по  предписанию от 20.12.2013 № 36/2013-ПР/25 Комитет не внес изменения в пункт 6.1 раздела VI охотхозяйственного соглашения в части установления его  срока действия, не превышающего установленный срок долгосрочной лицензии на пользование животным миром в соответствии со статьями 27, 28 и 71 Закона № 209-ФЗ.

  Выводам  Департамента о неисполнении  вышеуказанных предписаний послужила оценка   письма № В-3769М3-0-2 от 09.06.2014, направленного Комитетом в адрес Департамента Росприроднадзора  от 09.06.2014 № В-3769М3-0-2 о подготовке проекта дополнительного соглашения с НП «Кордон» (в части внесения изменений в пункт 2.2 раздела II и пункт 6.1 раздела VI охотхозяйственного соглашения) и письма №В-3769/13-0-1, направленного в адрес НП «Кордон»  с извещением об установлении срока действия охотхозяйственного соглашения по 26.01.2056 и с запросом о предоставлении в Комитет предложений по установлению территории охотничьих угодий в пределах 100 тыс. га.

В результате проверки комиссия Департамента Росприроднадзора посчитала, что Комитет не принял исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в связи с чем сделала вывод, что требования предписаний от 20.12.2013 № 35/2013-ПР/25 и № 36/2013-ПР/25 Комитетом в установленный срок не выполнены.

  По результатам проверки Департамент выдал Комитету предписание от  04.07.2014 № 02/2014-ПР/25 об устранении выявленных нарушений, согласно которому Комитету предписано в срок до 01.12.2014 внести изменения в пункт 2.2 раздела II охотхозяйственного соглашения в части приведения площади охотничьих угодий в соответствие с действующим законодательством.

Полагая, что указанное предписание Департамента Росприроднадзора от 04.07.2014 является незаконным, а также нарушает права заявителя и НП «Кордон» на заключение охотхозяйственного соглашения в пределах ранее предоставленной в пользование территории охотничьих угодий, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд  первой  инстанции,   признавая  недействительным  оспариваемое  предписание, дал  полную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Согласно статье 71 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Закон об охоте) право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 1). Продлению эти долгосрочные лицензии не подлежат (часть 2). Упомянутые лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3). В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с такими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения (часть 4).

Если названные лица не воспользовались предоставленным правом на заключение охотхозяйственных соглашений, то их право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации (часть 9). При этом за ними сохраняется право заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в пределах установленной максимальной площади охотничьих угодий (часть 10).

Таким образом, Закон об охоте сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов и в определяемые лицензиатами сроки, которые зависят от того, претендуют ли они на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, если она превышает максимально допустимую.Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ №12224/13 от 21.01.2014 по делу N А19-18094/2012.

Следовательно, лицензиат при заключении охотхозяйственного соглашения имеет право претендовать на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, даже если она превышает максимально допустимую.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137«Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 09.06.2012 за N 24514) , утверждены максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц.

В соответствии с приложением к Приказу № 137 для Ленинградской области максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, составляет 100 тыс. га в пределах одного муниципального образования.При этом в названном Приказе не указано, муниципальные образования какого уровня принимаются во внимание при исчислении предоставляемой максимальной площади охотничьих угодий.

 Судом первой инстанции установлено, что право долгосрочного пользования животным миром у НП «Кордон» возникло до дня вступления в силу Закона № 209-ФЗ, что подтверждается выданной 04.07.2007 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира со сроком действия лицензии с 04.07.2007 по 26.01.2056.

Согласно указанной долгосрочной лицензии границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, определяются в соответствии с договором от 26.01.2007 № 60, заключенным с Комитетом.

В материалы дела представлен упомянутый договор от 26.01.2007 № 60 о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на части территории Киришского района Ленинградской области. Согласно приложению 1 к данному договору от 26.01.2007 № 60 площадь предоставленной НП «Кордон» по данному договору территории (участок «Киришский») составляет 301,4 тыс. га.

В период срока действия лицензии НП «Кордон» обратилось в Комитет с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении того же охотничьего угодья без проведения аукциона на основании части 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ.

 В результате между Комитетом и НП «Кордон» (охотопользователем) 13.12.2012 было заключено охотхозяйственное соглашение, согласно пункт 2.2 раздела II которого площадь предоставленного НП «Кордон» охотничьего угодья составляет 301,4 тыс. га.

Местоположение охотничьего угодья определено в пункте 2.1 раздела IIохотхозяйственного соглашения - Ленинградская область, Киришский муниципальный район, муниципальное образование «Киришское городское поселение», муниципальное образование «Будогощское городское поселение», муниципальное образование «Кусинское сельское поселение», муниципальное образование «Глажевское сельское поселение», муниципальное образование «Пчевжинское сельское поселение», муниципальное образование «Пчевское сельское поселение».

При заключении данного охотхозяйственного соглашения НП «Кордон» внесло плату за его заключение в размере 3 014 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 13.12.2012 № 154.

В соответствии с частью 9 статьи 71 Закона № 209-ФЗ по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 названного Закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 названной статьи.

В силу части 10 статьи 71 Закона № 209-ФЗ в случаях, указанных в части 9 названной статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 названной статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 названного Закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Согласно разъяснениям Минприроды России,  до 02.07.2017 (то есть в течение пяти лет со вступления в силу Приказа № 137) охотхозяйственные соглашения могут заключаться с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обладающими правом долгосрочного пользования животным миром, в отношении тех охотничьих угодий, которые были предоставлены им на основании договоров о предоставлении территорий, в том числе в случаях, когда площадь охотничьих угодий превышает максимальную площадь.

Кроме того, в своих дополнительных пояснениях Минприроды  разъяснило, что в целях применения Приказа № 137 под муниципальным образованием понимается муниципальный район, поскольку осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства допускается только в границах охотничьих угодий, которые не могут располагаться на территории населенных пунктов (городских и сельских поселений, городского округа, внутригородской территории).

В рассматриваемом случае охотхозяйственное соглашение было заключено с НП «Кордон», обладающим правом долгосрочного пользования животным миром, в отношении того охотничьего угодья, которое было предоставлено данному охотопользователю на основании договора от 26.01.2007 № 60 о предоставлении территории, с площадью указанного охотничьего угодья 301,4 тыс. га. Превышение максимальной площади охотничьих угодий по Ленинградской области в таком случае соответствует вышеперечисленным нормам законодательства Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, требование Департамента Росприроднадзора, изложенное в обжалуемом предписании от 04.07.2014 № 02/2014-ПР/25, об устранении Комитетом нарушений, а именно, о приведении площади охотничьих угодий в соответствие с действующим законодательством является незаконным.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой инстанции,    дал  правильную  оценку  обстоятельствам,  установленным  по  делу  и  принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы   Департамента   не  имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 апреля 2015 года по делу № А56-64585/2014 оставить без изменения,  апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу- без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

О.В. Горбачева

 И.Б. Лопато