ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 июля 2015 года | Дело № А26-86/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 20.02.2015,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12715/2015 ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2015 по делу № А26-86/2015 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ОАО "Оборонэнерго"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
3-е лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании отказа в государственной регистрации права собственности недействительным,
установил:
Открытое акционерное общество «Оборонэнерго» (ОГРН: <***>; адрес: 191187, Санкт-петербург, Литейный пр., д.3; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: <...>., изложенного в сообщении об отказе от 08.10.2014 года № 01/091/2014-649, и обязании зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости.
Определением от 18 февраля 2015 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением суда от 13.04.2015 удовлетворено заявление Открытого акционерного общества «Оборонэнерго». Суд признал незаконным как противоречащий Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: <...> изложенный в сообщении об отказе от 08.10.2014 № 01/ 091/2014-649. Также суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества «Оборонэнерго» путем осуществления государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества «Оборонэнерго» на объект недвижимого имущества - здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: <...>.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что у ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» Министерства обороны РФ не возникло право хозяйственного ведения на здание трансформаторной подстанции, поскольку не была осуществлена государственная регистрация права. Следовательно, право на указанное здание не могло быть передано в результате реорганизации к ОАО «28 Электрическая сеть». Также податель жалобы указывает, что в ЕГРП содержатся сведения о наличии у ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» права оперативного управления на спорное здание.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 года № 1315 «О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Приказ № 1315) прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения «Петрозаводская квартирно-эксплуатационная часть района» на здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: <...>.; спорный объект недвижимости закреплен на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ).
Абзацем 4 пункта 2 Приказа № 1315 ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ предписано в трехмесячный срок с даты издания приказа осуществить государственную регистрацию прав собственности РФ и хозяйственного ведения ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ на недвижимое имущество, указанное в приложении № 1 к Приказу № 1315 (в том числе на трансформаторную подстанцию).
На основании приказа Министра обороны РФ от 23.12.2009 года № 1446 «Об условиях приватизации ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ (далее - Приказ № 1446) федеральное государственное унитарное предприятие «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» Министерства обороны Российской Федерации приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «28 Электрическая сеть» (далее - ОАО «28 Электрическая сеть»).
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ указан в Приложении № 1 к Приказу № 1446, в том числе спорный объект.
По передаточному акту имущественный комплекс ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ от 25.12.2009 года был передан ОАО «28 Электрическая сеть».
Внеочередным общим собранием акционеров ОАО «28 Электрическая сеть» (Протокол № 2 от 08.06.2011 года) принято решение о реорганизации ОАО «28 Электрическая сеть» в форме присоединения к ОАО «Оборонэнерго».
Между сторонами подписан договор от 09.06.2011 года № 2 о присоединении, составлен передаточный акт от 09.06.2011 года с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе спорного объекта.
ОАО «Оборонэнерго» как универсальный правопреемник ОАО «28 Электрическая сеть», обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: <...>.
Уведомлением от 09 сентября 2014 года государственная регистрация была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, заявителю было предложено устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации права собственности на заявленный объект недвижимого имущества.
Сообщением от 08 октября 2014 года № 01/091/2014-649 Управление отказало в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылками на абзац 6 и абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. В обоснование отказа Управление указало, что на регистрацию права хозяйственного ведения и права собственности на спорный объект недвижимости не поступали заявления от ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ и от ОАО «28 Электрическая сеть», следовательно, право на имущество, подлежащее государственной регистрации, у поименованных организаций не возникло.
Полагая, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции у регистрирующего органа не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, в котором указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая объекты недвижимого имущества, здания, строения, сооружения.
В пункте 11 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление 10/22) разъяснено, что акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Поскольку спорный объект недвижимости приватизирован ОАО «28 Электрическая сеть» в процессе преобразования ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» МО РФ и вошел в уставный капитал данного общества, по передаточному акту передан ОАО «28 Электрическая сеть», суд пришел к правомерному выводу том, что с момента государственной регистрации ОАО «28 Электрическая сеть» (31.12.2009) в качестве юридического лица возникло его право собственности на спорный объект.
Как указано в пункте 11 Постановления 10/22, право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (ст. 16 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
31.08.2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО «28 Электрическая сеть» путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «Оборонэнерго», таким образом, право собственности на спорные объекты недвижимости перешло к заявителю на законных основаниях и возникло с указанной даты.
Статья 20 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации прав на недвижимое имущество может быть отказано.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 Закона о регистрации, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии предусмотренных абзацем 6 и абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, по форме и содержанию соответствующие действующему законодательству Российской Федерации.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2015 по делу № А26-86/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Е.В. Жиляева | |
Судьи | Я.В. Барканова Н.С. Полубехина |